МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технологии психологической помощи в экстремальных ситуациях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-4-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 130
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 130 130 130 130
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
стариший преподаватель , Кроян Гоар Федяевна

Рецензент(ы):
к.психол.н., доцент, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Технологии психологической помощи в экстремальных ситуациях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - формирование у студентов целостного представления о способах оказания психологической помощи в ситуациях, требующих быстрого реагирования и характеризующихся как критические, экстремальные для жизнедеятельности человека.
Задачи:
- ознакомление с психофизиологией стресса и особенностями эмоционально-поведенческого реагирования в экстремальных ситуациях;
- изучение методов диагностики экстремальных состояний личности;
- изучение и практическое применение методов психологической помощи и поддержки в экстремальных ситуациях.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния
ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-12 способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности протекания критических периодов в жизни человека, экстремальных ситуаций и типичных реакций на эти ситуации у профессионально подготовленных спасателей и пострадавших, не имеющих профессиональной подготовки для совладания с экстремальными ситуациями. Структуру модели психологической помощи в чрезвычайной ситуации. Методы и формы работы психолога в чрезвычайной ситуации и их содержание.
3.2.Уметь:
3.2.1.Обосновать типы и классификацию экстремальных ситуаций; формы психогении в экстремальных ситуациях и группы пострадавших в чрезвычайной ситуации; острые стрессовые расстройства (ОСР), посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР). Самостоятельно разбираться в постановке и решении проблем, связанных с оказанием психологической помощи в экстремальных ситуациях, иметь прочные навыки работы с учебной и научной психологической литературой, использования психодиагностических средств для точного применения техник совладания с критическими состояниями.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть типологией существующих критических и экстремальных ситуаций, методами диагностики и оказания помощи в критических и экстремальных ситуациях. Методами и формами психологической помощи психолога на разных этапах чрезвычайной ситуации. Спецификой работы психолога с разными категориями: пострадавшими, родственниками пострадавших (погибших), спасателями и участниками ЧС.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Особенности психологии чрезвычайных ситуаций как раздела психологии катастроф.
1.1. Особенности психологии экстремальных ситуаций как раздела психологии катастроф. Понятие чрезвычайной ситуации, типы и классификация чрезвычайных ситуаций, стихийные бедствия, техногенные катастрофы, аварии, военные действия. Лекции 5 1 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
1.2. Организационная схема деятельности специалистов психологической службы на месте ЧС. Общие принципы и основные профессиональные психологические методы оказания экстренной психологической помощи.Организация и порядок работы психологов в пунктах временного размещения при чрезвычайных ситуациях Лекции 5 1 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
1.3. Оказание экстренной помощи при эпидемиях и массовых заболеваниях: доврачебная, информационная, психологическая помощь. Основные симптомы и принципы помощи Сам. работа 5 4 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
1.4. Методы психологической помощи экстремальных ситуациях. Методы психологической диагностики, используемые при оказании экстренной психологической помощи.Дебрифинг как метод экстремнной психологической помощи в экстремальной ситуации. Практические 5 2 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
1.5. Принципы и этические нормы специалиста-психолога при работе в чрезвычайной ситуации.Личность специалиста, оказывающего кризисную помощь. Сам. работа 5 4 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
1.6. Служба экстренной психологической помощи её функции. «Телефон доверия» как форма оказания экстренной психологической помощи Сам. работа 5 4 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
1.7. Специфика социально-психологического подхода к экстремальной ситуации. Сам. работа 5 4 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
1.8. Эмоциональные состояния человека в экстремальных условиях. Влияние ЧС на психику человека. Первичные психические состояния в чрезвычайных условиях. Сам. работа 5 4 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
1.9. Психофизиологическая адаптация к экстремальным условиям. Сам. работа 5 4 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
1.10. Классификация групп, пострадавших в ЧС.Чрезвычайные ситуации: техногенные аварии, стихийные бедствия, военные конфликты, эпидемии, социальные взрывы, экономические кризисы. Общие аспекты психологической помощи при ЧС. Сам. работа 5 6 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
1.11. Особенности и механизмы стихийного массового поведения людей в экстремальных ситуациях. Паника в условиях экологического бедствия. Сам. работа 5 4 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
1.12. Личность специалиста, оказывающего кризисную помощь. Сам. работа 5 4 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
1.13. Разработка творческих заданий по дисциплине «Технологии психологической помощи в экстремальных ситуациях».Aнализ (рецензирование) интернет-ресурсов по темам раздела. Сам. работа 5 4 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
Раздел 2. Психология травматического стресса: соотношение понятий, модели и диагностика.
2.1. Стресс, травматический стресс, острое стрессовое расстройство и посттравматическое стрессовое расстройство (птср) как следствие переживания экстремальной ситуации Лекции 5 1 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
2.2. Диагностические критерии ПТСР, исторический обзор, эпидемиология, психологические механизмы возникновения и поддержания.Индивидуальная уязвимость и психологические последствия травмы. Диссоциация и ПТСР. Практические 5 1 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
2.3. Экстренная психологическая помощь при острой реакции на стресс. Методы и методические средства диагностики птср. Психотерапия при ПТСР средствами когнитивно-поведенческой терапии.Пато- и нейропсихология постравматического стрессового расстройства вследствие экстремальных ситуаций разного типа. Практические 5 1 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
2.4. Психология выученной беспомощности и механизмы субъективного контроля над ситуацией в контексте проблеме переживания экстремальной ситуации. Сам. работа 5 4 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
2.5. ПТСР у учасников военных действий, жерств насилия и жестокости, техногенных и природных катастроф, больных тяжелым (неизлечимым) заболеванием: психологические механизмы возникновения, поддержания, особенности психологической коррекции.Cоставление терминологических словарей Сам. работа 5 6 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
2.6. Специфика протекания посттравматических стрессовых расстройств у детей Сам. работа 5 2 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
2.7. Метакогнитивная терапия при ПТСР вследствие переживания разных типов экстремальных ситуаций.Cоставление терминологических словарей Сам. работа 5 4 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
Раздел 3. Психология переживания острого горя
3.1. Синдром утраты, горе утраты как процесс. Стадии и задачи горя. Психологические механизмы переживания горя в норме и патологии. Этапы переживания горя.Психологическая помощь больным и их родственникам при госпитализации в связи с тяжелым заболеванием. Лекции 5 1 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
3.2. Задачи и приемы работы психолога на каждом этапе горевания.Психологическое консультирование лиц, находящихся в остром горе на разных этапах. Сам. работа 5 4 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
3.3. Работа с детьми, пережившими утрату родителя Сам. работа 5 4 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
3.4. Оказание помощи при разводе и тяжелых семейных конфликтах. Сам. работа 5 4 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
3.5. Типы жизненных кризисов: возрастные и внешние, связанные с несчастными случаями и потерями. Сам. работа 5 4 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
3.6. Вина и беспомощность: средства восстановления контроля над ситуацией (опосредствования, саморегуляции психической деятельности). Сам. работа 5 4 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
3.7. Психотерапия острого горя средствами когнитивно- поведенческой психологии, психологии деятельности и культурно-исторического подхода. Групповая кризисная психотерапия. Сам. работа 5 6 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
3.8. Психологические индикаторы суицидальной настроенности при переживании горя. Психологическое консультирование лиц, находящихся в остром горе на разных этапах. Сам. работа 5 6 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
Раздел 4. Суицидальное поведение.
4.1. Определение суицидального поведения. Теоретические подходы разных авторов. Консультирование суицидальных клиентов. Общие рекомендации по ведению беседы с потенциальным суицидентом. Консультирование уцелевших после самоубийства. Практические 5 2 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
4.2. Особенности поведения, свидетельствующие о наличии суицидальных мыслей.Признаки депрессии – сигналы суицидального риска. Сам. работа 5 4 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
4.3. Факторы суицидального риска. Социально-демографические Факторы. Индивидуально-психологические факторы. Медицинские факторы. Природные факторы. Сам. работа 5 4 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
4.4. Индикаторы суицидального риска. Ситуационные индикаторы. Поведенческие индикаторы суицидального риска. Коммуникативные индикаторы. Когнитивные индикаторы. Эмоциональные индикаторы. Сам. работа 5 6 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
4.5. Мифы и предрассудки, связанные с суицидальным поведением . Сам. работа 5 2 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
Раздел 5. Психологические аспекты терроризма
5.1. Виктимология терроризма. Социально-психологические индикаторы коллективного насилия как детерминанты террористичекой деятельности. Сам. работа 5 4 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
5.2. Психологические последствия актов террористической деятельности.Основные посттравматические расстройства,связанные с массовыми террористическими событиями. Сам. работа 5 4 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
5.3. Основные методы психотерапевтического вмешательства:текущая практика.Современное состояние оказания психологической помощи жертвам терактов: оценка и тенденции. Сам. работа 5 4 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
5.4. Классификация жертв террористических актов и их основных потребностей. Психологический портрет жертвы террора. Стокгольмский синдом как разновидность поведения заложников. Сам. работа 5 4 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
5.5. Психология личности террориста. Психологические портреты современных террористов. Психологический портрет террориста-смертника. Сам. работа 5 4 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
5.6. Виды и проявления терроризма.Составление реферата-конспекта научных статей по темам. Составление терминологических словарей. Сам. работа 5 4 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
5.7. Экзамен 5 4 ОК-6, ОПК-1, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Ю. Меновщиков Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями: [учеб. -метод. пособие] Смысл, 2005
Л1.2 Одинцова М.А., Захарова Н.Л. ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Л. Д. Демина и др.]; Психологическая и психофизиологическая устойчивость личности: диагностика, консультирование, коррекция и реабилитация: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.4 Экстремальная психология: Методическая литература Директ-Медиа, 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Осухова Н.Г. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях. : учебник Академия, 2010
Л2.2 В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: учебное пособие Абрис, 2012 www.studentlibrary.ru
Л2.3 Горшенина Е. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ОГУ, 2014 biblioclub.ru
Л2.4 Иванова Е.Н. Конфликтологическое консультирование: учебное пособие Издательство НГТУ, 2012 www.studentlibrary.ru
Л2.5 Е. Г. Суркова Проективные методы диагностики. Психологическое консультирование детей и подростков: учеб. пособие для вузов М. : Аспект Пресс, 2008 www.lib.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 – университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 – электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 –электронный курс в системе Moodle "Технологии психологической помощи в экстремальных ситуациях" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:

1. Посещение лекционных занятиях семестра. Так как лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют фундамент теоретической подготовки обучаемых по данной дисциплине. Цель лекций - дать обучаемым основу теоретических знаний по дисциплине, на базе которых в последующем вырабатываются умения и навыки, сконцентрировать у них внимание на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их самостоятельную активную познавательную деятельность.
2. Обязательное посещение всех практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для подготовки к выполнению практических заданий, докладов; они будут проходить в форме деловых игр, дискуссий, проблемных занятий, пресс-конференций. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании позиций в практических ситуациях с последующим их анализом, кейсовых упражнениях.
4.В процессе подготовки домашних заданий по дисциплине Технологии психологической помощи в экстремальных ситуациях придерживайтесь следующих общих рекомендаций.
a) Осмысливайте предлагаемый материал лекций и практических занятий.
b) Сосредотачивайтесь на понимании смысла научных понятий, в противовес автоматическому заучиванию.
c) Тренируйтесь рассказывать и объяснять подготовленный материал без обращения к зачитыванию материала из учебников, конспектов лекций и т.д.
d) самостоятельное ознакомление с научной литературой, исследовательскими материалами, интернет-ресурсами,
e) составление терминологических словарей и аннотированных указателей
f) анализ собственного опыта переживания и преодоления кризисных ситуаций, исследование своей профессиональной позиции при работе с кризисными клиентами, осознание ресурсов и резервов в профессиональной деятельности для профилактики эмоционального выгорания
g) анализ (рецензирование) интернет-ресурсов по темам разделя;.
h) При подготовке домашнего задания изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников
i) На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении.
j) Участвуйте в подготовке рефератов, вступлениях с докладами, выполнении творческих заданий.
5. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с основной литературой, но и активно читать дополнительную литературу по проблеме, а также по результатам работы с литературой подготовить тематические доклады и выступления на пресс-конференциях и дискуссиях, для организации взаимодействия в разных социальных ситуациях учебного процесса.
6. Доклад – оценочное средство, позволяющее оценить рефлексивный процесс, умения студента осознавать и анализировать теоретический материал.
При подготовке доклада студенту рекомендуется:
- составить план выступления;
- при изложении материала стремиться воспроизвести содержание в доступной для слушателей форме;
- обозначать авторов научных подходов (идей, положений, взглядов и др.)
- подготовить примеры для иллюстрации ключевых положений доклада;
- время доклада 10 минут;
- после доклада выступающий отвечает на вопросы аудитории;
- приветствуется использование электронной презентации;
- предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену.
7. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное посещение семинаров, выполнение практических заданий, тестирование