МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Дифференциальные уравнения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра дифференциальных уравнений
Направление подготовки27.03.03. Системный анализ и управление
ПрофильСистемный анализ и управление экономическими системами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план27_03_03_САиУЭС-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 46
самостоятельная работа 98
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 98 98 98 98
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.ф.-м.н., зав. кафедрой, Папин Александр Алексеевич

Рецензент(ы):
д.ф.-м.н., профессор, Родионов Е.Д.

Рабочая программа дисциплины
Дифференциальные уравнения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 27.03.03 СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.03.2015 г. № 195)

составлена на основании учебного плана:
27.03.03 Системный анализ и управление
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 10.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д. ф.-м. н. Папин А.А., профессор кафедры дифференциальных уравнений


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 10.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д. ф.-м. н. Папин А.А., профессор кафедры дифференциальных уравнений


1. Цели освоения дисциплины

1.1.обучение основным понятиям и методам теории обыкновенных дифференциальных уравнений, являющихся одним из мощных средств для анализа явлений и процессов различной природы и разработки эффективных математических методов решения задач естествознания, техники, экономики и управления;
овладение основными понятиями теории дифференциальных уравнений и методами качественного исследования и решения уравнений и систем уравнений;
ознакомление студентов с начальными навыками математического моделирования

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 готовностью применять методы математики, физики, химии, системного анализа, теории управления, теории знаний, теории и технологии программирования, а также методов гуманитарных, экономических и социальных наук
ОПК-2 способностью применять аналитические, вычислительные и системно-аналитические методы для решения прикладных задач в области управления объектами техники, технологии, организационными системами, работать с традиционными носителями информации, базами знаний
ОПК-6 способностью к проведению измерений и наблюдений, составлению описания исследований, подготовке данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций, составлению отчета по заданию, к участию во внедрении результатов исследований и разработок
ПК-1 способностью принимать научно-обоснованные решения на основе математики, физики, химии, информатики, экологии, методов системного анализа и теории управления, теории знаний, осуществлять постановку и выполнять эксперименты по проверке их корректности и эффективности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об основных методах решения обыкновенных дифференциальных уравнений и уравнений с частными производными первого порядка
3.2.Уметь:
3.2.1.знать основные понятия и теоремы теории обыкновенных дифференциальных уравнений и уравнений с частными производными первого порядка;
знать и уметь применять основные методы решения обыкновенных дифференциальных уравнений и систем уравнений, уравнений с частными производными первого порядка
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.применения качественного анализа решений;
математического моделирования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие дифференциального уравнения
1.1. Понятие дифференциального уравнения. Поле направлений. Частное и общее решения. Интегральные кривые, векторное поле, фазовые траектории. Элементарные приемы интегрирования: уравнения с разделяющимися переменными и приводящиеся к ним. Лекции 4 1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.2. Уравнения с разделяющимися переменными, однородные уравнения. Практические 4 1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.3. Уравнения с разделяющимися переменными, однородные уравнения. Сам. работа 4 5 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
Раздел 2. Обыкновенные дифференциальные уравнения первого порядка
2.1. Однородные и квазиоднородные уравнения. Линейные уравнения первого порядка. Уравнения Бернулли и Риккати. Уравнения в полных дифференциалах. Интегрирующий множитель. Лекции 4 1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
2.2. Однородные уравнения. Уравнения Бернулли и Риккати . Уравнения в полных дифференциалах. Практические 4 1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
2.3. Однородные уравнения. Уравнения Бернулли и Риккати . Уравнения в полных дифференциалах. Сам. работа 4 5 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.4. Задача Коши. Теорема существования и единственности решения задачи Коши для уравнения первого порядка. Лекции 4 1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
2.5. Теорема существования и единственности. Практические 4 1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.6. Теорема существования и единственности. Сам. работа 4 6 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
2.7. Простейшие типы уравнений, не разрешенных относительно производной. Метод введения параметра. Уравнения Лагранжа и Клеро. Лекции 4 1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.8. Уравнения, не разрешенные относительно производной. Практические 4 1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.9. Уравнения, не разрешенные относительно производной. Сам. работа 4 6 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.10. Теорема существования и единственности решения задачи Коши для уравнения первого порядка, не разрешенного относительно производной. Лекции 4 1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
2.11. Теорема существования и единственности. Практические 4 1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
2.12. Теорема существования и единственности. Сам. работа 4 6 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
2.13. Продолжение решений. Интервал существования решения уравнения. Непрерывная зависимость решения от параметра. Дифференцируемость решения по параметру. Лекции 4 1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.14. Разные уравнения первого порядка (повторение). Практические 4 1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.15. Разные уравнения первого порядка (повторение). Сам. работа 4 6 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
Раздел 3. Обыкновенные дифференциальные уравнения высших порядков
3.1. Теорема существования и единственности решения задачи Коши для уравнения высокого порядка. Простейшие случаи понижения порядка дифференциальных уравнений. Лекции 4 1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.2. Уравнения, допускающие понижение порядка. Практические 4 1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
3.3. Уравнения, допускающие понижение порядка. Сам. работа 4 6 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
3.4. Линейные уравнения высокого порядка. Линейная зависимость функций и определитель Вронского. Понижения порядка линейного дифференциального уравнения. Формула Лиувилля-Остроградского. Фундаментальная система решений и общее решение линейного однородного уравнения. Лекции 4 1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.5. Линейные однородные уравнения с переменными коэффициентами. Понижения порядка линейного уравнения. Практические 4 1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.6. Линейные однородные уравнения с переменными коэффициентами. Понижения порядка линейного уравнения. Сам. работа 4 6 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.7. Линейные однородные уравнения с постоянными коэффициентами. Однородные уравнения Эйлера. Лекции 4 1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
3.8. Линейные однородные уравнения с постоянными коэффициентами. Однородные уравнения Эйлера. Практические 4 1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
3.9. Линейные однородные уравнения с постоянными коэффициентами. Однородные уравнения Эйлера. Сам. работа 4 6 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
3.10. Линейные неоднородные уравнения. Метод вариации постоянных. Неоднородные уравнения Эйлера. Лекции 4 1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.11. Линейные неоднородные уравнения, метод вариации постоянных. Неоднородные уравнения Эйлера. Практические 4 1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.12. Линейные неоднородные уравнения, метод вариации постоянных. Неоднородные уравнения Эйлера. Сам. работа 4 6 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
3.13. Краевая задача для линейного уравнения второго порядка. Функция Грина. Лекции 4 1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.14. Краевые задачи, функция Грина. Практические 4 1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.15. Краевые задачи, функция Грина. Сам. работа 4 6 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 4. Системы дифференциальных уравнений
4.1. Теорема существования и единственности решения задачи Коши для системы уравнений. Интегрирование систем дифференциальных уравнений путем сведения к одному уравнению высокого порядка. Нахождение интегрируемых комбинаций. Первые интегралы. Лекции 4 1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
4.2. Интегрирование системы дифференциальных уравнений путем сведения к одному уравнению. Нахождение интегрируемых комбинаций. Практические 4 1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3
4.3. Интегрирование системы дифференциальных уравнений путем сведения к одному уравнению. Нахождение интегрируемых комбинаций. Сам. работа 4 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3
4.4. Системы линейных однородных уравнений. Определитель Вронского. Лекции 4 1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3
4.5. Системы линейных однородных уравнений. Определитель Вронского. Практические 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3
4.6. Системы линейных однородных уравнений. Определитель Вронского. Сам. работа 4 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3
4.7. Фундаментальная система решений и общее решение линейной однородной системы уравнений. Системы линейных однородных уравнений с постоянными коэффициентами. Системы линейных неоднородных уравнений с постоянными коэффициентами. Метод вариации постоянных. Лекции 4 1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3
4.8. Линейные однородные системы с постояннми коэффициентами (простые корни характеристического уравнения). Линейные однородные системы с постоянными коэффициентами (кратные корни характеристического уравнения). Линейные неоднородные системы. Метод вариации постоянных. Практические 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3
4.9. Линейные однородные системы с постояннми коэффициентами (простые корни характеристического уравнения). Линейные однородные системы с постоянными коэффициентами (кратные корни характеристического уравнения). Линейные неоднородные системы. Метод вариации постоянных. Сам. работа 4 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
4.10. Метод неопределенных коэффициентов для нахождения частного решения неоднородной системы уравнений с постоянными коэффициентами и правыми частями специального вида (квазимногочлены). Лекции 4 1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
4.11. Метод неопределенных коэффициентов нахождения частного решения неоднородной системы уравнений с постоянными коэффициентами. Практические 4 1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3
4.12. Метод неопределенных коэффициентов нахождения частного решения неоднородной системы уравнений с постоянными коэффициентами. Сам. работа 4 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
Раздел 5. Теория устойчивости
5.1. Устойчивость решения по Ляпунову. Лекции 4 1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
5.2. Устойчивость решения по Ляпунову. Практические 4 1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3
5.3. Устойчивость решения по Ляпунову. Сам. работа 4 3 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3
5.4. Фазовые траектории двумерной линейной системы с постоянными коэффициентами. Особые точки: седло, узел, фокус, центр. Лекции 4 1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
5.5. Фазовые траектории двумерной линейной системы с постоянными коэффициентами. Практические 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
5.6. Фазовые траектории двумерной линейной системы с постоянными коэффициентами. Сам. работа 4 3 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
5.7. Теоремы Ляпунова об устойчивости и об асимптотической устойчивости. Теорема Четаева о неустойчивости Лекции 4 0 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
5.8. Теоремы Ляпунова об устойчивости и об асимптотической устойчивости, Четаева о неустойчивости. Практические 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3
5.9. Теоремы Ляпунова об устойчивости и об асимптотической устойчивости, Четаева о неустойчивости. Сам. работа 4 3 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
5.10. Теорема Ляпунова об устойчивости по первому приближению и ее применение. Лекции 4 0 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
5.11. Исследование на устойчивость по первому приближению. Практические 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3
5.12. Исследование на устойчивость по первому приближению. Сам. работа 4 3 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 6. Уравнения с частными производными первого порядка
6.1. Связь характеристик с решениями. Первые интегралы. Лекции 4 0,5 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3
6.2. Связь характеристик с решениями. Первые интегралы Практические 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3
6.3. Связь характеристик с решениями. Первые интегралы Сам. работа 4 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3
6.4. Линейные и квазилинейные уравнения в частных производных первого порядка. Уравнения Пфаффа. Лекции 4 0,5 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3
6.5. Линейные и квазилинейные уравнения в частных производных первого порядка. Уравнения Пфаффа. Практические 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3
6.6. Линейные и квазилинейные уравнения в частных производных первого порядка. Уравнения Пфаффа. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-6, ПК-1 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Приведено в ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Приведено в ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приведено в ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пономаренко А. К. , Сахаров В. Ю. , Черняев П. К. Индивидуальные задания по обыкновенным дифференциальным уравнениям: учебное пособие : Издательство Санкт-Петербургского Государственного Университета, 2016 biblioclub.ru
Л1.2 Аксенов А.П. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Литвин Д. Б. , Мелешко С. В. , Мамаев И. И. Обыкновенные дифференциальные уравнения: учебное пособие : Ставропольский государственный аграрный университет, 2017 biblioclub.ru
Л1.4 Аксенов А.П. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Муратова Т.В. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета : www.elibrary.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства "Лань": www.e.lanbook.com
Э3 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека Online": www.biblioclub.ru
Э4 Образовательный курс Дифференциальные уравнения на платформе MOODLE portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
7-Zip http://www.7-zip.org/license.txt , (бессрочно);
AcrobatReader http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf , (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных справочной правовой системы ГАРАНТ.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к практическому занятию необходимо взять план занятия (у преподавателя).
- Самостоятельную подготовку к занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу, учебники.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте научные специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) .
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточная аттестация.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, на практическом занятии, изучите их самостоятельно.
- Продумайте свой ответ на зачете с оценкой, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.