МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология и технологии научно-исследовательской деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.04.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильАзиатские регионы: социально-экономические и политические процессы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_01_АР-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Аршинцева Ольга Алексеевна

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Малышева Нина Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Методология и технологии научно-исследовательской деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.01 Зарубежное регионоведение (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017г. №648)

составлена на основании учебного плана:
41.04.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представления об эволюции теории международных отношений и специфике международных исследований.
Выявление этапов развития международных исследований;
Определение основных методологических подходов и методов исследований;
Обозначение тенденций развития исследований международных отношений и мировой политики;
Характеристика новейших направлений методологических поисков;
Определение особенностей национальных школ ТМО (американской, английской, французской и российской).
Освоение содержания основных понятий курса («международные отношения», «мировая политика», «международный конфликт», «международная интеграция», «модернизм», «постмодернизм», «неолиберализм», «постреализм» и т.д.);
Формирование представления о направлениях методологических поисков в процессе развития ТМО, а также об особенностях национальных школ ТМО.
На основе освоения и критичекого анализа теоретического материала студент должен самостоятельно, аргументировано и со ссылками на релевантные зарубежные и отечественные источники, сформулировать основные тезисы теоретико-методологического раздела магистерской диссертации и обосновать выбор методов научного анализа и специальных методик прикладного анализа международных отношений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-2 Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
ОПК-4 Способен проводить научные исследования по профилю деятельности, в том числе в междисциплинарных областях, самостоятельно формулировать научные гипотезы и инновационные идеи, проверять их достоверность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- уровень развития. содержание и состояние современной теории международных отношений и ключевых проблем, обсуждаемых представителями различных парадигм
- методолгию творческого использования теоретических постулатов и концептов современных школ теории международных отношений примнительно к международно-политическим и гуманитарным (правозащитным)проблемам мировой политики
- понятийный апппарат, основные профессиональные термины, понятия и категории из сферы международных отношений на русском и иностранных языках
- основные общенаучные методы и методику прикладного анализа современных международных процессов. мировой практики защиты прав человека и других направлений мировой политики
3.2.Уметь:
3.2.1.- профессионально анализировать релевантную информацию, представленную в современной отечественной и зарубежной специальной литературе по проблемам международных отношений и внешней политики государств, различных видов оригинальных источников на русском и иностранных языках
- самостоятедьно осваиваивать современные методики обработки и презентации информации, включая новейшие компьютерные технологии моделирования международных процессов, обработки и анализа международной информации на уровне продвинутого пользователя
-
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыки владения методами научного поиска специальной теоретической и методолоической информации из концептуальных разработок и экспертных оценок отечественных и зарубежных авторов-специалистов в области международных отношений
- навыки саморазвития в профессиональной области, постановки творчеких оригинальных задач в сфере информационной и экспертно-аналитической, научно-исследовательской деятельности выпускника магистратуры по направлению Международные отношения
- на основе теоретического осмысления практики международных отношений обладать готовностью к действию в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Соотношение универсальной политической теории и теоретических основ международного анализа
1.1. Соотношение универсальной политической теории и теоретических основ международного анализа Лекции 1 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Теория международных отношений в позитивистской научной парадигме
2.1. Реализм и неореализм Лекции 1 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Либерализм и неолиберализм Лекции 1 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Глобализация и мировая политика в современных отечественных и зарубежных концепциях ТМО Лекции 1 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Системный анализ в международных исследованиях Практические 1 6 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Нормативно-теоретические принципы прикладного анализа МО Практические 1 6 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Постмодернистский дискурс и научные подходы в международных исследованиях
3.1. Постмодернистский дискурс и научные подходы в международных исследованиях Лекции 1 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Идентичность как категория анализа международных отношений Практические 1 6 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Подготовка к практическим занятиям и зачету Сам. работа 1 49 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.4. Экзамен 1 27 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бутырская И.Г., Кефели И.Ф. - под ред. ТЕОРИЯ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Карпович, О.Г. Глобальные проблемы и международные отношения : монография : Учебное пособие Закон и право, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=447951
Л2.2 Баженов А.М. СОЦИОЛОГИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 РОССИЙСКИЙ СОВЕТ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ДЕЛАМ Russiancouncil.ru
Э2 Российская ассоцмация международних исследований www.risa.ru
Э3 Журнал "Международнии процессы" www.intertrends.ru
Э4 Журнал "Полис". "Политические исследования" www.politstudies.ru
Э5 Национальный исследовательский институт мировой экономики и международних отношений имени Е.М Примакова РАН www.imemo.ru
Э6 Журнал "Foreign Policy" www.foreignpolicy.com
Э7 Журнал Foreign Affairsi www.foreignaffairs.com
Э8 Учебная дисциплина "Методология и технологии научно-исследовательской деятельности" на Едином образовательном портале portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Anylogic Personal Learning Edition
3D Canvas
Blender
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения.
Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в области теории международных отношений. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы, что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического ) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершѐнность выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
знание источников и основной литературы по теме;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.
Освоение дисциплины "Теория и методология исследований международных отношений" в рамках программы магистерской подготовки предполагает наличие базовых знаний политической телрии и теории международных отношений. опираясь на сформированные ранее представления о "классических" школах ТМО (реализм-неореализм, либерализм-неолиберализм), студенты должны продолжить освоение материала из оригинальных источников (работ современных отечественных и зарубежных исследователей-международников). Кроме общенаучных и теоретических целей курс предполагает самостоятельный выбор метологических предпочтений и формирование теоретической отновы (раздела Введения)магистерской диссертации и обсуждение его проекта в результате освоения дисциплины.