Закреплена за кафедрой | Кафедра востоковедения |
---|---|
Направление подготовки | 41.04.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Азиатские регионы: социально-экономические и политические процессы |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_04_01_АР-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 49 | 49 | 49 | 49 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра востоковедения
Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.
1.1. | Формирование представления об эволюции теории международных отношений и специфике международных исследований. Выявление этапов развития международных исследований; Определение основных методологических подходов и методов исследований; Обозначение тенденций развития исследований международных отношений и мировой политики; Характеристика новейших направлений методологических поисков; Определение особенностей национальных школ ТМО (американской, английской, французской и российской). Освоение содержания основных понятий курса («международные отношения», «мировая политика», «международный конфликт», «международная интеграция», «модернизм», «постмодернизм», «неолиберализм», «постреализм» и т.д.); Формирование представления о направлениях методологических поисков в процессе развития ТМО, а также об особенностях национальных школ ТМО. На основе освоения и критичекого анализа теоретического материала студент должен самостоятельно, аргументировано и со ссылками на релевантные зарубежные и отечественные источники, сформулировать основные тезисы теоретико-методологического раздела магистерской диссертации и обосновать выбор методов научного анализа и специальных методик прикладного анализа международных отношений. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01 |
УК-1 | Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий |
УК-2 | Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла |
ОПК-4 | Способен проводить научные исследования по профилю деятельности, в том числе в междисциплинарных областях, самостоятельно формулировать научные гипотезы и инновационные идеи, проверять их достоверность |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - уровень развития. содержание и состояние современной теории международных отношений и ключевых проблем, обсуждаемых представителями различных парадигм - методолгию творческого использования теоретических постулатов и концептов современных школ теории международных отношений примнительно к международно-политическим и гуманитарным (правозащитным)проблемам мировой политики - понятийный апппарат, основные профессиональные термины, понятия и категории из сферы международных отношений на русском и иностранных языках - основные общенаучные методы и методику прикладного анализа современных международных процессов. мировой практики защиты прав человека и других направлений мировой политики |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - профессионально анализировать релевантную информацию, представленную в современной отечественной и зарубежной специальной литературе по проблемам международных отношений и внешней политики государств, различных видов оригинальных источников на русском и иностранных языках - самостоятедьно осваиваивать современные методики обработки и презентации информации, включая новейшие компьютерные технологии моделирования международных процессов, обработки и анализа международной информации на уровне продвинутого пользователя - |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыки владения методами научного поиска специальной теоретической и методолоической информации из концептуальных разработок и экспертных оценок отечественных и зарубежных авторов-специалистов в области международных отношений - навыки саморазвития в профессиональной области, постановки творчеких оригинальных задач в сфере информационной и экспертно-аналитической, научно-исследовательской деятельности выпускника магистратуры по направлению Международные отношения - на основе теоретического осмысления практики международных отношений обладать готовностью к действию в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Соотношение универсальной политической теории и теоретических основ международного анализа | ||||||
1.1. | Соотношение универсальной политической теории и теоретических основ международного анализа | Лекции | 1 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
Раздел 2. Теория международных отношений в позитивистской научной парадигме | ||||||
2.1. | Реализм и неореализм | Лекции | 1 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
2.2. | Либерализм и неолиберализм | Лекции | 1 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
2.3. | Глобализация и мировая политика в современных отечественных и зарубежных концепциях ТМО | Лекции | 1 | 4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
2.4. | Системный анализ в международных исследованиях | Практические | 1 | 6 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
2.5. | Нормативно-теоретические принципы прикладного анализа МО | Практические | 1 | 6 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
Раздел 3. Постмодернистский дискурс и научные подходы в международных исследованиях | ||||||
3.1. | Постмодернистский дискурс и научные подходы в международных исследованиях | Лекции | 1 | 4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
3.2. | Идентичность как категория анализа международных отношений | Практические | 1 | 6 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
3.3. | Подготовка к практическим занятиям и зачету | Сам. работа | 1 | 49 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
3.4. | Экзамен | 1 | 27 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Бутырская И.Г., Кефели И.Ф. - под ред. | ТЕОРИЯ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Карпович, О.Г. | Глобальные проблемы и международные отношения : монография : Учебное пособие | Закон и право, 2014 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=447951 |
Л2.2 | Баженов А.М. | СОЦИОЛОГИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | РОССИЙСКИЙ СОВЕТ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ДЕЛАМ | Russiancouncil.ru | ||
Э2 | Российская ассоцмация международних исследований | www.risa.ru | ||
Э3 | Журнал "Международнии процессы" | www.intertrends.ru | ||
Э4 | Журнал "Полис". "Политические исследования" | www.politstudies.ru | ||
Э5 | Национальный исследовательский институт мировой экономики и международних отношений имени Е.М Примакова РАН | www.imemo.ru | ||
Э6 | Журнал "Foreign Policy" | www.foreignpolicy.com | ||
Э7 | Журнал Foreign Affairsi | www.foreignaffairs.com | ||
Э8 | Учебная дисциплина "Методология и технологии научно-исследовательской деятельности" на Едином образовательном портале | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader Anylogic Personal Learning Edition 3D Canvas Blender | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения. Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии). Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в области теории международных отношений. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы, что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины. Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету). В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу. Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического ) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию: релевантность (точное соответствие теме); фокус на наиболее важных моментах; понимание аудитории; драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории; доступность, ясность излагаемого материала; живое изложение, умение заинтересовать; убедительность выступления; культура речи, четкость дикции, темп изложения; логическая завершѐнность выступления; соблюдение регламента выступления; текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами; логическая последовательность информации на слайдах; общее впечатление от просмотра презентации; знание источников и основной литературы по теме; уровень владения проблемой (правильность ответа); уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность); полнота ответа; владение профессиональным языком. Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа. Освоение дисциплины "Теория и методология исследований международных отношений" в рамках программы магистерской подготовки предполагает наличие базовых знаний политической телрии и теории международных отношений. опираясь на сформированные ранее представления о "классических" школах ТМО (реализм-неореализм, либерализм-неолиберализм), студенты должны продолжить освоение материала из оригинальных источников (работ современных отечественных и зарубежных исследователей-международников). Кроме общенаучных и теоретических целей курс предполагает самостоятельный выбор метологических предпочтений и формирование теоретической отновы (раздела Введения)магистерской диссертации и обсуждение его проекта в результате освоения дисциплины. |