Закреплена за кафедрой | Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики |
---|---|
Направление подготовки | 27.03.03. Системный анализ и управление |
Профиль | Системный анализ и управление экономическими системами |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 27_03_03_САиУЭС-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Лабораторные | 28 | 28 | 28 | 28 |
Сам. работа | 71 | 71 | 71 | 71 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой А.Ю. Юдинцев
1.1. | Формирование у студентов необходимой теоретической базы, знаний и умений, которые позволят всесторонне понимать современные проблемы инженерии знаний и использования информационных технологий для поддержки использования систем, основанных на знаниях, развитие навыков дизайн-мышления и визуализации информации, извлечения, представления, структурирования и использования знаний. Задачи курса: 1)формирование целостного представления о современных проблемах инженерии знаний; 2)развитие навыков применения методов инженерии знаний, системного, стратегического и дизайн-мышления для принятия решений; 3)приобретение опыта разработки и изменения когнитивных карт. 4)развитие навыков выявлять, формализовать и успешно решать практические задачи инженерии знаний, возникающие в процессе профессиональной деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-1 | способностью принимать научно-обоснованные решения на основе математики, физики, химии, информатики, экологии, методов системного анализа и теории управления, теории знаний, осуществлять постановку и выполнять эксперименты по проверке их корректности и эффективности |
ПК-4 | способностью применять методы системного анализа, технологии синтеза и управления для решения прикладных проектно-конструкторских задач |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | •концептуальные основы инженерии знаний и дизайн-мышления •интеллектуальные информационные системы и системы инженерии знаний •технологии инженерии знаний, их основные отличия от направления бизнес-анализа и анализа больших данных •методы и принципы инженерии знаний • особенности онтологических систем |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | •визуализация ограничения принятия решений через дизайн-мышление, использовать дизайн-мышление и системное мышление для решения конкретных практических и экономических задач •разрабатывать и изменять когнитивную карту •проектировать экспертные системы. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | •использования интеллектуальных информационных систем и систем инженерии знаний; •навыками применения программных средств инженерии знаний. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Знания как стратегический информационный ресурс | ||||||
1.1. | Инженерия знаний. Знания как капитал. Традиционные и информационные ресурсы. | Лекции | 6 | 2 | ПК-1, ПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Systems Engineering Thinking – задача интеграции знаний с компьютерными системами. Инженерия знаний как теория, методология и технология. | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-1, ПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Конфигурация знаний, изменения, логистика. | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-1, ПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Концепция управления знаниями. Стратегическое управления знаниями. | Лекции | 6 | 2 | ПК-1, ПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Модели управления знаниями. Явные и неявные знания. | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-1, ПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Кейсы успешных компаний по внедрению стратегического управления знаниями. | Лабораторные | 6 | 4 | ПК-1, ПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Методы и принципы инженерии знаний. | Лекции | 6 | 2 | ПК-1, ПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.8. | Онтологические системы. Представление онтологических знаний. | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-1, ПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.9. | Создание и изменение когнитивной карты. | Лекции | 6 | 2 | ПК-1, ПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.10. | Построение когнитивной карты. Использование в принятии решений. Прямая и обратная связь в когнитивной карте и ее интерпретация. | Лабораторные | 6 | 4 | ПК-1, ПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.11. | Проработка необходимых вопросов для подготовки к лекциям и практическим занятиям. | Сам. работа | 6 | 35 | ПК-1, ПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Использование информационных технологий в инженерии знаний | ||||||
2.1. | Концепт дизайн-мышления (Design Thinking). Взаимосвязь системного, стратегического и дизайн-мышления. | Лекции | 6 | 2 | ПК-1, ПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Дизайн-мышление как стратегия инноваций и поиск новых решений. Перемещение дизайна к источнику принятия решений. | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-1, ПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Визуализация ограничений принятия решений через дизайн-мышление (желаемость, рентабельность, осуществимость). | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-1, ПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Создание «умных» команд, архитектоника проблем, процессов, организаций. Использование физического пространства, создание «пространства инноваций». | Лекции | 6 | 2 | ПК-1, ПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Практики успешного внедрения подходов Agile, Scrum, Kanban, Lean 2.0 (Lean for Development) к оптимизации работ и бизнес-процессов. | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-1, ПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.6. | Анализ и синтез. Визуализация знаний. Прототипирование. | Лекции | 6 | 2 | ПК-1, ПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.7. | Анализ и синтез. Визуализация знаний. Прототипирование. | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-1, ПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.8. | Интеллектуальные информационные системы и системы инженерии знаний. | Лекции | 6 | 4 | ПК-1, ПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.9. | Интеллектуальные информационные системы и системы инженерии знаний. | Лабораторные | 6 | 4 | ПК-1, ПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.10. | Проработка необходимых вопросов для подготовки к лекциям и практическим занятиям. | Сам. работа | 6 | 36 | ПК-1, ПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение 1 |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение 1 |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Паникарова С.В., Власов М.В. | УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ КАПИТАЛОМ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф другой организации | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Жуковский, О.И. | Информационные технологии и анализ данных : учебное пособие | Томск : Эль Контент, 2014 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480500 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Мхитарян В.С. - Отв. ред. | Анализ данных: Учебник для академического бакалавриата | М.:Издательство Юрайт, 2018 | urait.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э2 | ЭБС «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э3 | ЭБС "Юрайт" | biblio-online.ru | ||
Э4 | Курс на едином образовательном портале АлтГУ | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 7-Zip http://www.7-zip.org/license.txt , (бессрочно); AcrobatReader http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf , (бессрочно). | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 2. Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 3. Электронная база данных справочной правовой системы ГАРАНТ. |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
208С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Методические указания для студентов Главная задача курса — сформировать целостное представление о современных проблемах инженерии знаний и использования информационных технологий для поддержки использования систем, основанных на знаниях, развитие навыков дизайн-мышления и визуализации информации, извлечения, представления, структурирования и использования знаний. Для эффективного изучения теоретической части дисциплины необходимо: - построить работу по освоению дисциплины в порядке, отвечающим изучению основных этапов, согласно приведенным темам лекционного материала; - усвоить содержание ключевых понятий; - работать с основной и дополнительной литературой по соответствующим темам. Для эффективного изучения практической части дисциплины настоятельно рекомендуется - систематически осуществлять подготовку к практическим занятиям по предложенным преподавателем темам; - своевременно выполнять практические задания (выполнение заданий является основой практических занятий). |