МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии инженерии знаний

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки27.03.03. Системный анализ и управление
ПрофильСистемный анализ и управление экономическими системами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план27_03_03_САиУЭС-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 46
самостоятельная работа 71
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 28 28 28 28
Сам. работа 71 71 71 71
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д-р экон. наук, профессор, Кожевина О.В.

Рецензент(ы):
канд. экон. наук, доцент, Вдовкина Е.Г.

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии инженерии знаний

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 27.03.03 СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.03.2015 г. № 195)

составлена на основании учебного плана:
27.03.03 Системный анализ и управление
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
А.Ю. Юдинцев


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой А.Ю. Юдинцев


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов необходимой теоретической базы, знаний и умений, которые позволят всесторонне понимать современные проблемы инженерии знаний и использования информационных технологий для поддержки использования систем, основанных на знаниях, развитие навыков дизайн-мышления и визуализации информации, извлечения, представления, структурирования и использования знаний.
Задачи курса:
1)формирование целостного представления о современных проблемах инженерии знаний;
2)развитие навыков применения методов инженерии знаний, системного, стратегического и дизайн-мышления для принятия решений;
3)приобретение опыта разработки и изменения когнитивных карт.
4)развитие навыков выявлять, формализовать и успешно решать практические задачи инженерии знаний, возникающие в процессе профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью принимать научно-обоснованные решения на основе математики, физики, химии, информатики, экологии, методов системного анализа и теории управления, теории знаний, осуществлять постановку и выполнять эксперименты по проверке их корректности и эффективности
ПК-4 способностью применять методы системного анализа, технологии синтеза и управления для решения прикладных проектно-конструкторских задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.•концептуальные основы инженерии знаний и дизайн-мышления
•интеллектуальные информационные системы и системы инженерии знаний
•технологии инженерии знаний, их основные отличия от направления бизнес-анализа и анализа больших данных
•методы и принципы инженерии знаний
• особенности онтологических систем
3.2.Уметь:
3.2.1.•визуализация ограничения принятия решений через дизайн-мышление, использовать дизайн-мышление и системное мышление для решения конкретных практических и экономических задач
•разрабатывать и изменять когнитивную карту
•проектировать экспертные системы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.•использования интеллектуальных информационных систем и систем инженерии знаний;
•навыками применения программных средств инженерии знаний.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Знания как стратегический информационный ресурс
1.1. Инженерия знаний. Знания как капитал. Традиционные и информационные ресурсы. Лекции 6 2 ПК-1, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Systems Engineering Thinking – задача интеграции знаний с компьютерными системами. Инженерия знаний как теория, методология и технология. Лабораторные 6 2 ПК-1, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Конфигурация знаний, изменения, логистика. Лабораторные 6 2 ПК-1, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Концепция управления знаниями. Стратегическое управления знаниями. Лекции 6 2 ПК-1, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Модели управления знаниями. Явные и неявные знания. Лабораторные 6 2 ПК-1, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Кейсы успешных компаний по внедрению стратегического управления знаниями. Лабораторные 6 4 ПК-1, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Методы и принципы инженерии знаний. Лекции 6 2 ПК-1, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Онтологические системы. Представление онтологических знаний. Лабораторные 6 2 ПК-1, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.9. Создание и изменение когнитивной карты. Лекции 6 2 ПК-1, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.10. Построение когнитивной карты. Использование в принятии решений. Прямая и обратная связь в когнитивной карте и ее интерпретация. Лабораторные 6 4 ПК-1, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.11. Проработка необходимых вопросов для подготовки к лекциям и практическим занятиям. Сам. работа 6 35 ПК-1, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Использование информационных технологий в инженерии знаний
2.1. Концепт дизайн-мышления (Design Thinking). Взаимосвязь системного, стратегического и дизайн-мышления. Лекции 6 2 ПК-1, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Дизайн-мышление как стратегия инноваций и поиск новых решений. Перемещение дизайна к источнику принятия решений. Лабораторные 6 2 ПК-1, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Визуализация ограничений принятия решений через дизайн-мышление (желаемость, рентабельность, осуществимость). Лабораторные 6 2 ПК-1, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Создание «умных» команд, архитектоника проблем, процессов, организаций. Использование физического пространства, создание «пространства инноваций». Лекции 6 2 ПК-1, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Практики успешного внедрения подходов Agile, Scrum, Kanban, Lean 2.0 (Lean for Development) к оптимизации работ и бизнес-процессов. Лабораторные 6 2 ПК-1, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.6. Анализ и синтез. Визуализация знаний. Прототипирование. Лекции 6 2 ПК-1, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.7. Анализ и синтез. Визуализация знаний. Прототипирование. Лабораторные 6 2 ПК-1, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.8. Интеллектуальные информационные системы и системы инженерии знаний. Лекции 6 4 ПК-1, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.9. Интеллектуальные информационные системы и системы инженерии знаний. Лабораторные 6 4 ПК-1, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.10. Проработка необходимых вопросов для подготовки к лекциям и практическим занятиям. Сам. работа 6 36 ПК-1, ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение 1
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение 1

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Паникарова С.В., Власов М.В. УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ КАПИТАЛОМ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф другой организации М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Жуковский, О.И. Информационные технологии и анализ данных : учебное пособие Томск : Эль Контент, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480500
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мхитарян В.С. - Отв. ред. Анализ данных: Учебник для академического бакалавриата М.:Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э2 ЭБС «Лань» e.lanbook.com
Э3 ЭБС "Юрайт" biblio-online.ru
Э4 Курс на едином образовательном портале АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
7-Zip http://www.7-zip.org/license.txt , (бессрочно);
AcrobatReader http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf , (бессрочно).
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных справочной правовой системы ГАРАНТ.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания для студентов
Главная задача курса — сформировать целостное представление о современных проблемах инженерии знаний и использования информационных технологий для поддержки использования систем, основанных на знаниях, развитие навыков дизайн-мышления и визуализации информации, извлечения, представления, структурирования и использования знаний.
Для эффективного изучения теоретической части дисциплины необходимо:
- построить работу по освоению дисциплины в порядке, отвечающим изучению основных этапов, согласно приведенным темам лекционного материала;
- усвоить содержание ключевых понятий;
- работать с основной и дополнительной литературой по соответствующим темам.
Для эффективного изучения практической части дисциплины настоятельно рекомендуется
- систематически осуществлять подготовку к практическим занятиям по предложенным преподавателем темам;
- своевременно выполнять практические задания (выполнение заданий является основой практических занятий).