МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Контроль качества продуктов фармацевтических производств
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки18.03.01. Химическая технология
ПрофильХимическая технология синтетических биологически активных веществ, химико-фармацевтических препаратов и косметических средств
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план18_03_01_ХимТех-1-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 78
самостоятельная работа 111
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Лабораторные 36 36 36 36
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 111 111 111 111
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
канд. хим. наук, Доцент, Колосов П.В.

Рецензент(ы):
канд. хим. наук, Доцент, Харнутова Е.П.;канд. хим. наук, Доцент, Микушина И.В.

Рабочая программа дисциплины
Контроль качества продуктов фармацевтических производств

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 18.03.01 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № 1005)

составлена на основании учебного плана:
18.03.01 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Наталья Григорьевна

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Базарнова Наталья Григорьевна

1. Цели освоения дисциплины

1.1.В результате освоения дисциплины "Контроль качества продуктов фармацевтических производств" бакалавр приобретает знания, умения и навыки, обеспечивающие достижение цели основной образовательной программы 18.03.01 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: Химическая технология синтетических биологически активных веществ, химико-фармацевтических препаратов и косметических средств

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-17: готовностью проводить стандартные и сертификационные испытания материалов, изделий и технологических процессов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятия, определения и терминологию в области сертификации продуктов фармацевтических производств;
процессы и методы обеспечения экологической безопасности при использовании продуктов фармацевтических производств.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять нормативные документы при сертификации продукции и проводить экспертизу качества продуктов фармацевтических производств;
составлять техническую документацию (паспорта качества, графики работ, инструкции, планы, сметы).
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.стандартными и ГОСТированными методами испытания продуктов фармацевтических производств;
правилами аттестации систем качества и производства по сертифицированной продукции.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Государственное регулирование в сферах биотехнологических и фармацевтических производств
1.1. Основные национальные законы. Государственная система контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств Лекции 5 1 ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Основные национальные законы. Государственная система контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств Сам. работа 5 10 ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.3. Основные национальные законы. Государственная система контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств Лабораторные 5 6 ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.4. Производство и изготовление лекарственных средств. Разработка, доклинические и клинические исследования лекарственных средств Лекции 5 1 ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.5. Производство и изготовление лекарственных средств. Разработка, доклинические и клинические исследования лекарственных средств Сам. работа 5 10 ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Обеспечение качества продукции
2.1. Основные понятия. Международные стандарты ИСО серии 9000. Система обеспечения качества Лекции 5 1 ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Основные понятия. Международные стандарты ИСО серии 9000. Система обеспечения качества Сам. работа 5 11 ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.3. Виды деятельности на всех этапах жизненного цикла продукции. Группы показателей качества и методы их определения Лекции 5 2 ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.4. Виды деятельности на всех этапах жизненного цикла продукции. Группы показателей качества и методы их определения Сам. работа 5 10 ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.5. Виды деятельности на всех этапах жизненного цикла продукции. Группы показателей качества и методы их определения Практические 5 4 ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.6. Испытания, контроль, измерения. Метрологическое обеспечение испытаний. Метрологическая служба предприятия и обеспечение качества Лекции 5 2 ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.7. Испытания, контроль, измерения. Метрологическое обеспечение испытаний. Метрологическая служба предприятия и обеспечение качества Сам. работа 5 10 ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.8. Испытания, контроль, измерения. Метрологическое обеспечение испытаний. Метрологическая служба предприятия и обеспечение качества Лабораторные 5 6 ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.9. Испытания, контроль, измерения. Метрологическое обеспечение испытаний. Метрологическая служба предприятия и обеспечение качества Практические 5 4 ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Фармацевтическое и биотехнологическое производство
3.1. Основные этапы экспертизы проекта производства. Итоговый обзор. Подоплека и основная идея проекта Лекции 5 2 ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.2. Основные этапы экспертизы проекта производства. Итоговый обзор. Подоплека и основная идея проекта Сам. работа 5 10 ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.3. Основные этапы экспертизы проекта производства. Итоговый обзор. Подоплека и основная идея проекта Лабораторные 5 6 ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.4. Основные этапы экспертизы проекта производства. Итоговый обзор. Подоплека и основная идея проекта Практические 5 4 ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.5. Анализ рынка и стратегия маркетинга. Сырье и материалы. Местоположение, участок и экологическая оценка Лекции 5 1 ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.6. Анализ рынка и стратегия маркетинга. Сырье и материалы. Местоположение, участок и экологическая оценка Сам. работа 5 10 ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.7. Техника и технология. Организация и накладные расходы. Трудовые ресурсы. Планирование осуществления проекта и подготовка смет. Финансовая экспертиза. Особенности фармацевтических проектов. Финансирование Лекции 5 1 ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.8. Техника и технология. Организация и накладные расходы. Трудовые ресурсы. Планирование осуществления проекта и подготовка смет. Финансовая экспертиза. Особенности фармацевтических проектов. Финансирование Сам. работа 5 10 ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 4. Международные требования по организации производства и обеспечению качества лекарственных средств
4.1. Правила профессиональной деятельности. Основные разделы GMP. Сравнение правил GMP и стандартов ИСО серии 9000 Лекции 5 1 ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
4.2. Правила профессиональной деятельности. Основные разделы GMP. Сравнение правил GMP и стандартов ИСО серии 9000 Практические 5 4 ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
4.3. Правила профессиональной деятельности. Основные разделы GMP. Сравнение правил GMP и стандартов ИСО серии 9000 Лабораторные 5 6 ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
4.4. Правила профессиональной деятельности. Основные разделы GMP. Сравнение правил GMP и стандартов ИСО серии 9000 Сам. работа 5 10 ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
4.5. Другие международные стандарты в отношении фармацевтического производства. Международные организации по проблемам обеспечения качества Лекции 5 2 ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
4.6. Другие международные стандарты в отношении фармацевтического производства. Международные организации по проблемам обеспечения качества Практические 5 2 ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
4.7. Другие международные стандарты в отношении фармацевтического производства. Международные организации по проблемам обеспечения качества Лабораторные 5 6 ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
4.8. Другие международные стандарты в отношении фармацевтического производства. Международные организации по проблемам обеспечения качества Сам. работа 5 10 ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 5. Правила производства и контроля качества лекарственных средств
5.1. Управление качеством. Персонал. Помещения и оборудование. Документация. Производство. Контроль качества Лекции 5 2 ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
5.2. Управление качеством. Персонал. Помещения и оборудование. Документация. Производство. Контроль качества Лабораторные 5 2 ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
5.3. Работа по контрактам на производство продукции и проведение анализов. Рекламации и отзывы продукции. Самоинспекция. Лекции 5 2 ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
5.4. Работа по контрактам на производство продукции и проведение анализов. Рекламации и отзывы продукции. Самоинспекция. Лабораторные 5 4 ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 6. Система обеспечения качества
6.1. Основные положения. Назначение системы обеспечения качества. Структура системы обеспечения качества Лекции 5 2 ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
6.2. Информация о предприятии. Материалы. Производство Лекции 5 1 ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
6.3. Контроль качества и выпуск готовой продукции. Обеспечение качества на этапе подготовки производства. Персонал. Контроль исполнения. Анализ рисков в критических точках Лекции 5 1 ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
6.4. Система обеспечения качества Сам. работа 5 8 ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 7. Аттестация и валидация
7.1. Аттестация (валидация) процесса. Поддержание результатов валидации. Валидация аналитических методик, используемых при исследовании фармацевтической продукции Лекции 5 2 ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
7.2. Аттестация и валидация Сам. работа 5 2 ПК-17 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
приложение
5.3. Фонд оценочных средств
приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гармонов С.Ю., Шитова Н.С, Юсупова Л.Н Контроль качества и безопасность лекарственных препаратов: учебное пособие Казань:КГТУ, 2008 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258872
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Чупандина, Е.Е. Управление и экономика фармации: курс лекций : в 3 ч образования и науки РФ. - Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=441586
Л2.2 Л.В. Рудакова, О.Б. Рудаков. Информационные технологии в аналитическом контроле биологически активных веществ. : СПб. : Лань, 2015., 2015 http://e.lanbook.com/book/60658
Л2.3 Золотов Ю.А. Введение в аналитическую химию: Учебные пособия Издательство "Лаборатория знаний" (ранее "БИНОМ. Лаборатория знаний"), 2016 https://e.lanbook.com/book/84079
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.lib.asu.ru
Э2 БЕН Библиотека естественных наук http://ben.irex.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 10 (Office 2010 Professional, № 49464762 от 14.12.2011;
Adobe Reader https://wwwimages2.adobe.com/content/dam/acom/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
7-Zip https://www.7-zip.org/license.txt;
Windows 10 Pro (Майкрософт (Microsoft Corporation), 2019. Код продукта: 00330-53093-09223-ААОЕМ.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Организация взаимодействия с обучающимися посредством электронной почты, скайпа;
Компьютерное тестирование (с использованием системы Moodle);
Система управления обучением на основе модульной динамической учебной среды «Moodle», предназначенная для автоматизации процессов управления обучением, предоставления доступа к электронному образовательному контенту и реализации электронных образовательных технологий. Пользователи системы: Преподаватели и сотрудники университета, обучающиеся всех форм обучения, слушатели курсов повышения квалификации.
Электронная библиотека ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет"
www.konkurs.dnttm.ru – обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр
http://www.inion.ru/product/db_2.htm - Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН)
http://fuji.viniti.msk.su/ - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ)
http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека
Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
005К помещение для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов Стеллажи; химическая посуда; вспомогательное лабораторное оборудование
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
001гК лаборатория фитохимии и фармакогнозии; лаборатория анализа органических веществ - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Рабочее место преподавателя лабораторные столы и стулья на 15 посадочных мест; раковина -2 шт; оборудование, инструмент и приспособления, принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): вытяжные шкафы; весовой стол; весы технические ВЛТЭ 1100; весы аналитические ВЛ 210; ротационный испаритель ИР-1М2; плитки электрические; мешалки верхнеприводные Daihan WiseStir HS-30D-Set и RW 14 basic; мешалки магнитные с подогревом Daihan WiseStir MSH-20D-Set; фотоэлектроколориметр КФК-2МП; вакуумный насос VR 1,5-12; столик лабораторный подъемный; мельница ножевая роторная РМ 120; базовый комплект; сушильный шкаф WOF-105; мельница лабораторная шаровая с автоматической криогенной системой Retsch CryoMi; вибропривод ВП-30Т с таймером (220V) в комплекте; ванна ультразвуковая 3,3 л в комплекте с корзиной; штатив лабораторный Daihan ST 120; баня водяная циркуляционная Daihan WiseCircu WСB-6; гомогенизатор HG-15D-Set-B; колбонагреватель 3-х местный Daihan WiseTherm WHM-12391; pH/мВ/С-метр лабораторный АНИОН-4102 (двухканальный), анализатор влажности МХ-50; термометры ртутные; штативы; песочные и водяные бани; спиртовые горелки; пробки; металлическое оборудование; наборы химической посуды; наборы химических реактивов.
108К лаборатория физической химии; лаборатория общей химической технологии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; весы ВЛР-200; весы НВ-600-М; кондуктометр «Анион 7020»; вытяжной шкаф (4 шт.); магнитная мешалка (2 шт.); мешалка верхнеприводная; электрическая плитка ОКА-4 (6 шт.); иономер ЭВ-74 (3 шт.); прибор М 2015 (6 шт.); электролизер; рефрактометр универсальный; прибор М 2020; водяная баня; муфельная печь; сушильный шкаф ПЭ-4610; насос Камовского; вольтметр Щ 4313; калориметр; микрокомпрессор. термостат жидкостный ТЖ-ТС-01,набор лабораторной посуды, реактивы, штативы для пробирок и пипеток, штативы с лапками для бюреток
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к самостоятельной работе
Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: с целью снятия возможных затруднений; с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.

Методические указания к лекционным занятиям
При подготовке к лекции рекомендуется:
1. просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2. полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3. если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4. психологически настроиться на лекцию.

Методические указания к практическим (семинарским) занятиям
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине. Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов. При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Готовясь к практическому занятию, студенты должны: познакомиться с рекомендованной литературой; рассмотреть различные точки зрения по рассматриваемым вопросам (заданиям); выделить проблемные области; сформулировать собственную точку зрения; познакомиться со способами решения расчетных (практических) задач по теме семинара; предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионные вопросы. Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов.

Методические указания к выполнению лабораторных работ
Лабораторные занятия позволяют интегрировать теоретические знания и формировать практические умения и навыки студентов в процессе учебной деятельности. Цели лабораторных занятий:
1. закрепление теоретического материала путем систематического контроля за самостоятельной работой студентов;
2. формирование умений использования теоретических знаний в процессе выполнения лабораторных работ;
3. развитие аналитического мышления путем обобщения результатов лабораторных работ;
Структура и последовательность занятий: на первом, вводном, занятии проводится инструктаж студентов по охране труда, технике безопасности и правилам работы в лаборатории по инструкциям утвержденного образца с фиксацией результатов в журнале инструктажа. Студенты также знакомятся с основными требованиями преподавателя по выполнению учебного плана, с графиком прохождения лабораторных занятий, с графиком прохождения контрольных заданий, с основными формам отчетности по выполненным работам и заданиям.
Студентам для выполнения лабораторных работ необходима специальная лабораторная тетрадь (рабочий журнал), которая должна быть соответствующим образом подписана, простые карандаши, линейка. Для каждого занятия подготовлены методические указания по выполнению лабораторной работы.
Структура лабораторного занятия:
1. Объявление темы, цели и задач занятия.
2. Проверка теоретической подготовки студентов к лабораторному занятию.
3. Выполнение лабораторной работы.
4. Подведение итогов занятия (формулирование выводов).
5. Проверка отчетов по лабораторной работе.
В начале занятия называется его тема, цель и этапы проведения. По теме занятия проводится беседа, что необходимо для осознанного выполнения лабораторной работы. Задания в ходе лабораторной работы выполняется в соответствии с методическими указаниями. Перед уходом из лаборатории студенты должны навести порядок на своем рабочем месте.

Методические указания экзамену
Изучение многих общепрофессиональных и специальных дисциплин завершается зачетом/экзаменом. Подготовка к зачету/экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету/экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете/экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к зачету/экзамену те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.