МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальное проектирование в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки27.03.02. Управление качеством
ПрофильУправление качеством продукции на основе использования биоресурсов региона
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план27_03_02_ УК-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент , Колесникова О.Н.;к.с.н., доцент , Артюхина В.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социальное проектирование в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 27.03.02 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 92)

составлена на основании учебного плана:
27.03.02 Управление качеством
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 24.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В. к.с.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 24.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В. к.с.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.освоение студентами теоретико-методологоческих основ разработки, реализации и управления социальными проектами; обучение практическим навыкам подготовки и презентации концепции социального проекта, направленного на решение социальных проблем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.6.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью анализировать состояние и динамику объектов деятельности с использованием необходимых методов и средств анализа
ПК-5 умением выявлять и проводить оценку производительных и непроизводительных затрат
ПК-6 способностью использовать знания о принципах принятия решений в условиях неопределенности, о принципах оптимизации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретико-методологические основы и специфику анализа текущей социальной ситуации для выявления потребностей в проектированиии
теоретико-методологические основы и специфику разработки концепции социального проекта с учетом оценки производительных и непроизводительных затрат
теоретико-методологические основы и специфику разработки концепции социального проекта в условиях неопределенности
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать план и осуществлять подбор методов анализа текущей социальной ситуации для выявления потребностей в проектированиии
формулировать и обосновывать основные элементы концепции социального проекта с учетом оценки производительных и непроизводительных затрат
формулировать и обосновывать основные элементы концепции социального проекта в условиях неопределенности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими навыками анализа и прогнозирования текущей социальной ситуации для выявления потребностей в проектированиии
практическими навыками разработки и презентации концепции социального проекта с учетом оценки производительных и непроизводительных затрат
практическими навыками разработки и презентации концепции социального проекта в условиях неопределенности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теоретико-методологические основы социального проектирования
1.1. Содержание понятие «социальный проект» и основные сферы их реализации Лекции 4 2 ПК-1, ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Содержание понятие «социальный проект» и основные сферы их реализации Сам. работа 4 4 ПК-1, ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Содержание понятие «социальный проект» и основные сферы их реализации Практические 4 2 ПК-1, ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Основные принципы и этапы социального проектирования Лекции 4 2 ПК-1, ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.5. Основные принципы и этапы социального проектирования Сам. работа 4 2 ПК-1, ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.6. Основные принципы и этапы социального проектирования Практические 4 2 ПК-1, ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.7. Типология социальных проектов Лекции 4 2 ПК-1, ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.8. Типология социальных проектов Сам. работа 4 2 ПК-1, ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.9. Типология социальных проектов Практические 4 2 ПК-1, ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Раздел 2. Технологии разработки социального проекта
2.1. Структура и содержание социального проекта Лекции 4 2 ПК-1, ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Структура и содержание социального проекта Сам. работа 4 4 ПК-1, ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Структура и содержание социального проекта Практические 4 2 ПК-1, ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Экспертиза социальных проектов Лекции 4 2 ПК-1, ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.5. Экспертиза социальных проектов Сам. работа 4 8 ПК-1, ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.6. Экспертиза социальных проектов Практические 4 2 ПК-1, ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.7. Методы коллективной работы над социальными проектами Лекции 4 2 ПК-1, ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.8. Методы коллективной работы над социальными проектами Сам. работа 4 5 ПК-1, ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.9. Методы коллективной работы над социальными проектами Практические 4 4 ПК-1, ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.10. Презентация и защита социальных проектов Практические 4 6 ПК-1, ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.11. Презентация и защита социальных проектов Сам. работа 4 8 ПК-1, ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Раздел 3. Управление социальными проектами
3.1. Специфика и основное содержание системы управления социальными проектами Лекции 4 2 ПК-1, ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Специфика и основное содержание системы управления социальными проектами Сам. работа 4 6 ПК-1, ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Успешные практики и сложности реализации социальных проектов в современной России Лекции 4 2 ПК-1, ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.4. Успешные практики и сложности реализации социальных проектов в современной России Сам. работа 4 6 ПК-1, ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Стегний, В. Н. Социальное прогнозирование и проектирование : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/38F67521-FBD4-4CCB-8259-61EA0A271125
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Солодянкина О.В. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учебник и практикум для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/9522632B-DFF5-4970-BAAF-9DA2B4C4CADB
Л2.2 О. Н. Колесникова Социальное проектирование и прогнозирование: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) elibrary.ru
Э2 Курс в moodle "Социальное проектирование в профессиональной деятельности" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses , (бессрочно);
7-Zip http://www.7-zip.org/license.txt , (бессрочно);
AcrobatReader http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf , (бессрочно).
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных справочной правовой системы ГАРАНТ.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к итоговому контролю параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателе