МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Системы защиты среды обитания
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки18.03.01. Химическая технология
ПрофильХимическая технология синтетических биологически активных веществ, химико-фармацевтических препаратов и косметических средств
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный план18_03_01_ХимТех-1-2020
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 126
самостоятельная работа 171
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
зачеты: 7
курсовая работа: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) 4 (7) Итого
Недель 16 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 36 36 18 18 54 54
Лабораторные 24 24 12 12 36 36
Практические 24 24 12 12 36 36
Сам. работа 105 105 66 66 171 171
Часы на контроль 27 27 0 0 27 27
Итого 216 216 108 108 324 324

Программу составил(и):
кандидат хим. наук, Доцент, Щербакова Людмила Владимировна

Рецензент(ы):
кандидат хим. наук, Доцент, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
Системы защиты среды обитания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 18.03.01 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №1005)

составлена на основании учебного плана:
18.03.01 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 17.06.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев С.В., доктор хим. наук, профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 17.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Темерев С.В., доктор хим. наук, профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомление с методами и устройствами, применяемыми при защите атмосферы от негативного техногенного воздействия;
-подготовка специалистов к участию в проведении научно;
- исследовательских и проектно-конструкторских работах, направленных на создание новых методов и систем защиты человека и атмосферы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.13

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6: владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.цели и задачи обеспечения безопасности человека и окружающей среды;
теоретические принципы и закономерности, лежащие в основе методов и средств защиты среды обитания;
конструкции аппаратов для обезвреживания газовых выбросов, токсичных сбросов, шума, элетромагнитного излучения и т.д., основы их выбора и проектирования систем защиты среды обитания;
методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.
3.2.Уметь:
3.2.1.пропагандировать цели и задачи обеспечения безопасности человека и окружающей среды;
осуществлять правильный выбор и использование соответствующих технических средств применительно к решению конкретных задач защиты среды обитания;
ориентироваться в современных процессах и техническом обеспечении защиты среды обитания.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владением культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности;
методиками расчета эффективности процессов и аппаратов защиты человека и окружающей среды; навыками разработки систем защиты среды обитания от воздействия технологических процессов, производств, транспортных средств.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Защита среды обитания как основа техносферной безопасности
1.1. Термины и принципы классификации защитных процессов Лекции 6 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Физико-химические свойства техносферных загрязнений и воздействий Лекции 6 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.3. Термодинамика, кинетика и равновесие защитных процессов Лекции 6 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.4. Коллоквиум по теме "Защита среды обитания как основа техносферной безопасности" Практические 6 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.5. «Решение задач по теме "Термодинамические, кинетические и равновесные процессы в проблеме защиты среды обитания» Практические 6 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.3
1.6. «Методики расчета аппаратов очистки сточных вод: расчет отстойника, фильтров для суспензий и выпарного аппарата» Практические 6 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.3
1.7. Теоретические основы физико-химических защитных процессов Лекции 6 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.8. Теоретические основы химических защитных процессов Лекции 6 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.9. Теоретические основы биохимических защитных процессов Лекции 6 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.10. Теоретические основы процессов защиты от энергетических воздействий. Лекции 6 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.11. Решение задач по защите от энергетических воздействий. Практические 6 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.12. Кинетика защитных процессов. Кинетические уравнения для реакций различных порядков.Влияние температуры на скорость реакции. Сам. работа 6 4 ОПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.13. Механические процессы: дробление и измельчение, грохочение, гранулирование и брикетирование. Сам. работа 6 6 ОПК-6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.14. Процессы экстракции: физико-химические основы процесса, процессы экстракционной очистки воды. Сам. работа 6 6 ОПК-6 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.15. Процессы выделения загрязнений в виде малорастворимых соединений. Условие выпадения осадков из растворов электролитов. Сам. работа 6 6 ОПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.16. Процессы очистки сточных вод реагентным методом. Осаждение ионов металлов в виде гидроксидов и карбонатов. Осаждение ионов металлов в виде сульфидов. Сам. работа 6 6 ОПК-6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Системы защиты атмосферы.
2.1. Правовая охрана атмосферного воздуха. Нормативно-правовая база защиты атмосферы. Лекции 6 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Классификация методов и аппаратов пылеулавливания и улавливания газовых примесей. Лекции 6 2 ОПК-6
2.3. Виды загрязнений газовых выбросов и способы их обезвреживания Лекции 6 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.4. Основные понятия механики аэрозолей Лекции 6 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.5. Методы и средства сухой очистки газовоздушных выбросов. Фильтры Лекции 6 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
2.6. Аппараты мокрой очистки газов Лекции 6 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.7. Мокрые методы пылеочистки с использованием явлений абсорбции и хемосорбции Лекции 6 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.8. Методы очистки газовых выбросов от растворимых примесей (адсорбционные, термические и каталитические методы) Лекции 6 2 ОПК-6 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.9. Очистка газовых выбросов дожиганием Лекции 6 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3
2.10. Нормативно-правовая база защиты атмосферы. Сам. работа 6 5 ОПК-6 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.11. Исследование дисперсного состава промышленных выбросов Лабораторные 6 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.12. Аппараты сухой механической очистки запыленных газов (выбросов). Расчет циклонов. Сам. работа 6 5 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.13. Определение массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух автотранспортными средствами Практические 6 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.14. Гравитационные пылеуловители Практические 6 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3
2.15. Расчет электрофильтра Практические 6 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.16. Расчет аппаратов мокрой очистки газов от пыли Практические 6 2 ОПК-6 Л1.2, Л1.3, Л2.3
2.17. Очистка газовых выбросов дожиганием Практические 6 2 ОПК-6 Л1.3, Л2.1
2.18. Исследование эффективности сорбционной очистки газовых выбросов Лабораторные 6 4 ОПК-6 Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.19. Накопление фенольных соединений в хвое ели как проявление защитной реакции на неблагоприятные условия среды Лабораторные 6 4 ОПК-6 Л1.3, Л2.2, Л2.3
2.20. Фотоэлектроколориметрия: анализ многокомпонентных систем Лабораторные 6 2 ОПК-6 Л1.3, Л2.3
2.21. Титриметрический метод определения двуокиси серы в воздухе Лабораторные 6 4 ОПК-6 Л1.3, Л2.3
2.22. Расчет рассеивания нагретых вредных веществ в атмосфере Лабораторные 6 4 ОПК-6 Л1.3, Л2.2
2.23. Очистка выбросов в фильтрах, электрофильтрах Сам. работа 6 8 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.24. Cорбционные методы очистки. Конструктивные особенности аппаратов сорбционной очистки газов Сам. работа 6 8 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.25. Химические методы очистки отходящих газов: дожигание, каталитическая нейтрализация Сам. работа 6 8 ОПК-6 Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.26. Физико-химическая очистка газов: механизм и теория физико-химических процессов очистки. Сам. работа 6 5 ОПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.27. Мокрые методы пылеочистки с использованием явлений абсорбции и хемосорбции Сам. работа 6 5 ОПК-6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.28. Системы очистки от основных паро- и газообразных выбросов Сам. работа 6 8 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.29. Расчет выпарного аппарата. Сам. работа 6 5 ОПК-6 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Системы защиты гидросферы
3.1. Основные характеристики аппаратов защиты гидросферы Лекции 7 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.3
3.2. Гидроциклоны и фильтры Лекции 7 2 ОПК-6 Л1.2, Л1.3, Л2.3
3.3. Фильтрационные установки и расчет фильтров Практические 7 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.3
3.4. Осаждение взвешенных частиц в песколовках и отстойниках Лабораторные 7 2 ОПК-6 Л1.3, Л2.2
3.5. Расчет предельно допустимого сброса и необходимой степени очистки производственных сточных вод Лабораторные 7 2 ОПК-6 Л1.3, Л2.2
3.6. Изучение процесса ионного обмена на катионите КI-2-8 Лабораторные 7 4 ОПК-6 Л1.3, Л2.2
3.7. Электрохимические методы очистки Лекции 7 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
3.8. Расчет ионообменных аппаратов Практические 7 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.3
3.9. Биологическая очистка сточных вод Лекции 7 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.3
3.10. Системы очистки сточных вод от основных видов загрязнений Лекции 7 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.3
3.11. Принцип расчета аэротенков Практические 7 2 ОПК-6 Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.12. Водоподготовка природных и сточных вод для промышленных целей Сам. работа 7 10 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
3.13. Замкнутые системы водного хозяйства. Системы очистки сточных вод от основных видов загрязнений. Организация и методы очистки воды на предприятии. Сам. работа 7 6 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.14. Основы процессов и схемы концентрирования сточных вод Сам. работа 7 6 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.15. Изучение процессов коагуляции и флокуляции Сам. работа 7 10 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.16. Выполнение индивидуальных заданий Сам. работа 7 8 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 4. Системы защиты от физических полей
4.1. Защита окружающей среды от ионизирующих излучений Лекции 6 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.3
4.2. Защита окружающей среды от электросмагнитных излучений Лекции 6 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.3
4.3. Защита окружающей среды от ионизирующих излучений Практические 6 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
4.4. Вибропоглощение: расчет эффективности вибропоглощения, вибропоглощающие материалы. Практические 6 4 ОПК-6 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
4.5. Методы и приборы для измерения шума, инфразвука и вибраций Лабораторные 6 4 ОПК-6 Л1.2, Л1.3, Л2.2
4.6. Виброгашение: виброгашение массой и динамическое виброгашение, расчет виброгашения, конструкции динамических виброгасителей, область применения виброгашения. Виброизоляция: расчет виброизоляции и конструкции виброизоляторов. Методы защиты человека-оператора. Средства индивидуальной защиты от вибрации. Сам. работа 6 10 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
4.7. Защита от шумового загрязнения. Сам. работа 6 10 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 5. Системы защиты педосферы
5.1. Системы защиты педосферы Лекции 7 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.3
5.2. Классификация и характеристика твердых отходов Лекции 7 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.3
5.3. Технологические процессы обезвреживания твердых отходов Лекции 7 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.3
5.4. Технологические процессы переработки наиболее характерных твердых отходов основных производств Лекции 7 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.3
5.5. Определение содержания тяжелых металлов в почве селитебной зоны и в зоне влияния промышленных предприятий Лабораторные 7 2 ОПК-6 Л1.3, Л2.2
5.6. Расчет границ санитарно-защитной зоны. Лабораторные 7 2 ОПК-6 Л1.3, Л2.2
5.7. Расчет гравитационного обогащения.Расчет магнитного и электрического обогащения. Практические 7 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.3
5.8. Расчет процессов дробления.Расчет процессов компактирования Практические 7 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.3
5.9. Технологические схемы сжигания твердых промышленных и бытовых отходов Практические 7 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.3, Л2.1
5.10. Морфологический анализ существующих технологий комплексного использования и обезвреживания твердых отходов производства и потребления. Отделение и утилизация твердых отходов. Методы отделения твердой фазы Сам. работа 7 10 ОПК-6 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
5.11. Организация обезвреживания и захоронения ТПО.Санитарно-защитная зона полигона, контроль за состоянием окружающей среды Сам. работа 7 10 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
5.12. Технологические схемы сжигания твердых промышленных и бытовых отходов Сам. работа 7 6 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Размещены в ФОС
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Размещены в ФОС
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств размещен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ветошкин, А.Г. Основы инженерной защиты окружающей среды : Москва-Вологда : Инфра-Инженерия, 2016 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=444182
Л1.2 под ред. Л.А. Муравей Безопасность жизнедеятельности: М. :Юнити-Дана, 2015 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119542
Л1.3 Быков, А.П. Инженерная экология : учебное пособие: Новосибирск : НГТУ, 2011 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228914
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.И. Фирсов, А.Ф. Борисов Экология техносферы : Н. Новгород : ННГАСУ, 2013 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=427427
Л2.2 С.М. Романова, С.В. Степанова, А.Б. Ярошевский, И.Г. Шайхиев Экология: Казань : Издательство КНИТУ, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428110
Л2.3 Плошкин, В.В. Безопасность жизнедеятельности: Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271548
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие / под ред. Л.А. Муравей. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 431 с. URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119542
Э2 Ветошкин, А.Г. Основы инженерной защиты окружающей среды : учебное пособие / А.Г. Ветошкин. - 2-е изд. испр. и доп. - Москва-Вологда : Инфра-Инженерия, 2016. - 456 с. URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=444182
Э3 Быков, А.П. Инженерная экология : учебное пособие / А.П. Быков ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Новосибирский государственный технический университет. - Новосибирск : НГТУ, 2011. - 208 с. URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228914
Э4 Фирсов, А.И. Экология техносферы : учебное пособие / А.И. Фирсов, А.Ф. Борисов ; Минобрнауки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет». - Н. Новгород : ННГАСУ, 2013. - 95 с. URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=427427
Э5 Экология : учебное пособие / С.М. Романова, С.В. Степанова, А.Б. Ярошевский, И.Г. Шайхиев ; Министерство образования и науки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет». - Казань : Издательство КНИТУ, 2014. - 372 с. URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428110
Э6 Плошкин, В.В. Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие для вузов / В.В. Плошкин. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - Ч. 1. - 380 с. URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271548
Э7 Системы защиты среды обитания https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3750
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 10 (Office 2010 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочно);
Adobe Reader http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
7-Zip http://www.7-zip.org/license.txt;
Windows 10 Pro Майкрософт (Microsoft Corporation), 2019. Код продукта: 00330-53093-09223-ААОЕМ (бессрочно).
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http:
//www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:

1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

3. Электронная библиотечная система "Юрайт" https://urait.ru/viewer/sistemy
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
5. Министерство здравоохранения рф: официальный сайт. (http://www.rosminzdrav.ru)

6. Научно-практический и учебно-методический журнал бжд. (http://www.novtex.ru)

7. Нормативная документация по охране труда (http://www.tehdoc.ru)

8. Официальный сайт министерства транспорта рф. (http://www.mintrans.ru)
9. Официальный сайт мчс. (http://www.mchs.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
508К лаборатория методов молекулярной спектрометрии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; раковина, оборудование, инструмент и приспособления, принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): вытяжной шкаф, технические весы, квантометр, генератор, набор ареометров, фотоэлектроколориметры КФК-2, кюветы для образцов, спектрофотометр Spekol-10, аналитические весы, наборы химической посуды, наборы химических реактивов, плитки электрические, прибор для определения температуры плавления, установки для титрования, термометры ртутные, штативы
005К помещение для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов Стеллажи; химическая посуда; вспомогательное лабораторное оборудование

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям:
Посещение лекций является обязательным и, в случае пропуска лекции, обучающийся должен изучить ее содержание самостоятельно. Перед началом курса, на вводной лекции преподаватель, сообщает о форме, в которой будет проводиться диалог с обучающимися на лекционных занятиях. Обучающиеся получают право задавать вопросы по теме лекции только после ее окончания. Специально для этой цели преподаватель в обязательном порядке оставляет 5- 10 минут в конце лекции. Обучающимся необходимо записывать все возникающие по ходу лекции вопросы, а затем, с разрешения преподавателя, задать их. Если после первоначального объяснения преподавателя остались невыясненные положения, их стоит уточнить. В то же время, следует задавать лишь действительно важные вопросы – остальные менее значительные с пользой для всех могут быть разобраны на практическом занятии. Материал, излагаемый преподавателям, необходимо конспектировать. Для этого следует помнить, что конспект – не дословно записанная речь преподавателя, а сжатое, ёмкое смысловое содержание лекции, включающее основные ее аспекты, дополнительные пояснения лектора и пометки самого автора конспекта, то есть обучающегося. Рекомендуется вести конспект лекции следующим образом: Каждый смысловой раздел целесообразно начинать с абзаца с новой строки. При появлении интересных мыслей, вопросов по поводу соответствующей информации, или услышав важный комментарий преподавателя, обучающийся может отметить это таким образом, чтобы было ясно, к какому разделу лекции эти пометки относятся, насколько важными их считает преподаватель, какое внимание следует уделить подробному их анализу, изучению. Кроме того, позже, при самостоятельном изучении соответствующей теме учебной и научной литературы, рекомендуется делать дополнительные пометки, которые помогут качественно подготовиться к контролю знаний (сноски на страницы учебника, монографии, альтернативные или сходные авторские определения, примеры, статистические данные и прочее). В зависимости от значимости текста целесообразно выделять его цветным маркером. В случае, когда преподаватель даёт лекции не в традиционной, а в интерактивной форме, необходимо внимательно выслушать правила и активно работать, выполняя указания преподавателя.

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям:
Подготовка к практическому занятию, основной задачей которого является углубление знаний по дисциплине, в основном, должна основываться на конспектах лекций, учебном материале, а также на новейших источниках – статьях из рекомендованных журналов, материалах сети «Интернет». Кроме того, практическое занятие может включать и мероприятия по контролю знаний по дисциплине в целом. Возможен тестовый контроль знаний, в ходе которого выявляется степень усвоения студентами понятийного аппарата и знаний дисциплины в целом. При подготовке к практическому занятию обучающийся должен изучить все вопросы, предлагаемые по данной теме и заполнить рабочую тетрадь. При этом обучающийся должен иметь конспект лекций и сделанные конспекты вопросов, рекомендованные для практического занятия.
Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций, задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.
При самостоятельном решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Если студент видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до начала вычислений составить краткий план решения проблемы (задачи). Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, вычисления располагать в строгом порядке, отделяя вспомогательные вычисления от основных. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками.
Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный ответ следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи. Полезно также (если возможно) решать несколькими способами и сравнить полученные результаты. Решение задач данного типа нужно продолжать до приобретения твердых навыков в их решении.

Методические указания к выполнению лабораторных работ
Лабораторные занятия позволяют интегрировать теоретические знания и формировать практические умения и навыки студентов в процессе учебной деятельности. Цели лабораторных занятий:
1. закрепление теоретического материала путем систематического контроля за самостоятельной работой студентов;
2. формирование умений использования теоретических знаний в процессе выполнения лабораторных работ;
3. развитие аналитического мышления путем обобщения результатов лабораторных работ;
Структура и последовательность занятий: на первом, вводном, занятии проводится инструктаж студентов по охране труда, технике безопасности и правилам работы в лаборатории по инструкциям утвержденного образца с фиксацией результатов в журнале инструктажа. Студенты также знакомятся с основными требованиями преподавателя по выполнению учебного плана, с графиком прохождения лабораторных занятий, с графиком прохождения контрольных заданий, с основными формам отчетности по выполненным работам и заданиям.
Студентам для выполнения лабораторных работ необходима специальная лабораторная тетрадь (рабочий журнал), которая должна быть соответствующим образом подписана, простые карандаши, линейка. Для каждого занятия подготовлены методические указания по выполнению лабораторной работы.
Структура лабораторного занятия:
1. Объявление темы, цели и задач занятия.
2. Проверка теоретической подготовки студентов к лабораторному занятию.
3. Выполнение лабораторной работы.
4. Подведение итогов занятия (формулирование выводов).
5. Проверка отчетов по лабораторной работе.
В начале занятия называется его тема, цель и этапы проведения. По теме занятия проводится беседа, что необходимо для осознанного выполнения лабораторной работы. Задания в ходе лабораторной работы выполняется в соответствии с методическими указаниями. Перед уходом из лаборатории студенты должны навести порядок на своем рабочем месте.


Подготовка к тестовым заданиям:
Тесты составлены с учетом лекционных материалов по каждой теме дисциплины.
Цель тестов: проверка усвоения теоретического материала дисциплины (содержания и объема общих и специальных понятий, терминологии, факторов и механизмов), а также развития учебных умений и навыков.
Тесты составлены из следующих форм тестовых заданий:
1. Закрытые задания с выбором одного правильного ответа (один вопрос и четыре варианта ответов, из которых необходимо выбрать один). Цель – проверка знаний фактического материала.
2. Закрытые задания с выбором всех правильных ответов (предлагается несколько вариантов ответа, в числе которых может быть несколько правильных). Студент должен выбрать все правильные ответы.
3. Открытые задания со свободно конструируемым ответом (готовые ответы не даются, их должен получить сам тестируемый). Такая форма позволяют студентам продемонстрировать свои способности, выразить мысли, стимулирует к учебе.

На выполнения всего теста дается строго определенное время: на решение индивидуального теста, состоящего из 25 заданий отводится 40 - 45 мин. Тест считается успешно выполненным в том случае, если он оценивается в 52 - 100 баллов (по 4 балла за каждый верный ответ).
Тест выполняется на индивидуальных бланках, выдаваемых преподавателем, и сдается ему на проверку. После проверки теста оглашается ее результат (в графике контрольных мероприятий). Если тест не зачтен, то студент должен заново повторить раздел дисциплины. После этого преподаватель проверяет понимание и усвоение материала, предлагая студенту найти ошибки в ответах. Если все ошибки будут найдены и исправлены, то выставляется оценка «зачтено».

Методические указания к расчетно-графической работе:
Расчетно-графическая работа имеет цель закрепить теоретические знания студентов, по разделу предмета выработать навыки в проведении расчетов параметров технических средств защиты производственного оборудования от воздействия опасных факторов ЧС техногенного характера и оценке эффективносты защиты среды обитания в процессе использования производственных средств защиты (оборудования), расположенных в помещениях, на открытых площадках при различных режимах его работы (нормальный, неисправность, авария).
Расчетно-графическая работа (РГР) выполняется каждым студентом самостоятельно по варианту определенному номером зачетной книжки. Расчетно-графическая работа состоит из двух частей: расчетной и графической.
Расчетная часть включает следующие задания по направлениям:
- расчетное обоснование оценки взрывопожаробезопасности среды внутри технологического оборудования;
- расчетное обоснование эффективности защиты среды обитания при выбросе/сброск загрязняющих/токсичных веществ из технологических аппаратов при нормальных режимах его работы;
- расчетное обоснование эффективности защиты среды обитания при выбросе/сброск загрязняющих/токсичных веществ из поврежденного технологического оборудования;
- расчет систем аварийного слива жидкостей из технологических аппаратов;
- расчет предохранительного клапана, взрывной мембраны и тд.
Графическая часть представляет собой чертеж устройства защиты технологического оборудования от воздействия опасных факторов чрезвычайных ситуаций и выполняется обучаемыми с использованием данных расчетной части РГР.

Методические указания к курсовому проекту:
Методические рекомендации содержат общие положения, порядок подготовки курсовой работы, требования к её оформлению, а также примерную тематику курсовых проектов. Процесс выполнения курсового проекта включает три этапа:
- составление плана курсового проекта, подбор литературы и иных источников;
- подготовка курсового проекта;
- подготовка к защите и защита курсового проекта.
Курсового проекта является одной из важнейших форм самостоятельного изучения обучающимися учебного курса по дисциплине «Системы защиты среды обитания».
Основными целями курсового проекта являются: освоение обучающимися теоретических знаний и практических навыков для защиты человека и его среды обитания от негативных воздействий антропогенного происхождения, достижения комфортных условий жизнедеятельности в среде обитания, ознакомление с методами и устройствами, применяемыми при защите среды обитания от негативного техногенного воздействия, подготовка к участию в проведении научно-исследовательских и проектно-конструкторских работах, направленных на создание новых методов и систем защиты человека и среды обитания.
Перед началом выполнения курсовой работы обучающемуся следует тщательно ознакомиться с вариантом полученного задания и вместе с преподавателем-консультантом составить план работы. Затем следует изучить рекомендуемую литературу. Литературные источники подобранные самим обучающимся по теме задания также необходимо использовать. По мере выполнения курсовой работы, написанные разделы предъявляются преподавателю для согласования. Формой отчётности является защита курсового проекта в специально отведённое для этого время.
При оценке работы учитывается общая подготовленность обучающегося, его самостоятельность и инициатива при выполнении работы, умение доложить полученные результаты и дать обоснованное заключение.

Методические указания к самостоятельной работе:
Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: с целью снятия возможных затруднений; с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.

Методические указания к зачету/экзамену:
Изучение дисциплины «Системы защиты среды» завершается зачетом и экзаменом. Подготовка к зачету способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету/экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете/экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к зачету/экзамену те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.