МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Комплексная реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_ПиПДП-4-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 108
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 108 98 108 98
Итого 144 134 144 134

Программу составил(и):
Старший преподаватель, Кроян Гоар Федяевна

Рецензент(ы):
Д.психол.н, Зав.кафедры, Ральникова Ирина Алесандровна

Рабочая программа дисциплины
Комплексная реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения(приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор психологических наук Ральникова Ирина Алесандровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой доктор психологических наук Ральникова Ирина Алесандровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представлений о содержании психологическо помощи и поддкржки для повышения социализации и адаптации несовершеннолетих к изменяющимся жизненным условиям, а также исправления особенностей психологического развития.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.59

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-11 способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
ПК-12 способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи
ПК-32 способностью осуществлять психолого-педагогическую экспертизу личностного и социального развития детей и подростков, социальной среды, профилактических и коррекционно-реабилитационных программ и мер
ПСК-4.1 способность применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска
ПСК-4.3 способность планировать и реализовывать программы
ПСК-4.4 способность проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а так же других лиц, участвующих в процессе сопровождения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.способы осуществления методик психологической помощи,коррекции и реабилитации детей и подростков.
3.2.Уметь:
3.2.1.выделять основные экстремальные ситуации и понимать способы поведения в них психолога; отбирать форму, методы и программу коррекционных мероприятий в зависимости от специфики случая.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владения приемами диагностики типа поведения клиента в ситуации и вариантами корректировки коррекционной программы в зависимости от сложности клиентского случая и специфики экстремальной ситуации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ С ДВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ
1.1. Поведенческая норма, патология, девиация: основные понятия, классификация видов отклоняющегося поведения. Факторы, способствующие формированию отклоняющегося по-ведения. Основные принципы и направления реабилитации лиц с девинт-ным поведением Лекции 9 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
1.2. Факторы, способствующие формированию отклоняющегося по-ведения. Основные принципы и направления реабилитации лиц с девинт-ным поведением Сам. работа 9 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.2
1.3. Основные принципы и направления реабилитации лиц с девинт-ным поведением Сам. работа 9 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.2
1.4. Общая характеристика, классификация социально-реабилитационных технологий Сам. работа 9 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
1.5. Технологии работы с семьей лиц с девиантным поведением Практические 9 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 2. МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ ДЕВИАНТНОГО ПО-ВЕДЕНИЯ
2.1. Реабилитация лиц с агрессивным и противоправлням поведением Лекции 9 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.2. Агрессивное поведение: определение, основные теории, станов-ление агрессивного поведения. Методы реабилитации лиц с агрессивным поведением Практические 9 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.3. Противоправное поведение. Основные направления социальной работы по реабилитации осужденных Сам. работа 9 6 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.4. Насилие как форма отклоняющегося поведения. Определение, понятие, виды агрессивного поведения, насилия Лекции 9 1 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.5. Социальные и политические причины насилия и агрессии Сам. работа 9 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.6. Характеристика понятия жестокости и насилия в семье Сам. работа 9 6 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.7. Девиантное поведение, характеризующееся насилием и жестоким обращением с детьми Сам. работа 9 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.8. Содержаниесоциально-реабилитационной работы с лицами, испытавшими насилие и жестокое обращение Практические 9 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.9. Суицидальное поведение. Суицид. Основные закономерности суицидального поведения. Основные направления реабилитации Лекции 9 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.10. Структура суицидального поведения. Типология суицидов.Подходы к классификации суицидов. Сам. работа 9 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.11. Концепции формирования суицидального поведения: психопато-логическая, психологическая, социальная (социологическая) Сам. работа 9 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.12. Мотивы, причины, поводы, условия суицидального поведения Сам. работа 9 6 ОПК-1, ПК-11, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.13. Коррекционно-реабилитационные мероприятия, направленные на предупреждение суицидального поведения Практические 9 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.14. Зависимые формы отклоняющегося поведения.основные виды, концептуальные модели, факторы, способствующие развитию зависимого поведени Основные направления реабилитации Лекции 9 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.15. Химические и нехимические аддикции: понятие, виды Сам. работа 9 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.16. Основные направления реабилитации лиц с зависимыми формами поведения Практические 9 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.17. Деструктивное релиниозное поведение. Тоталитарные секты: общие понятия. Постановка проблемы и определение терминологии Лекции 9 1 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.18. Деструктивные секты: основные понятия Сам. работа 9 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.19. Признаки и характерные черты тоталитарных сект. Истоки и происхождение тоталитарных сект Сам. работа 9 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.20. Подходы к классификации тоталитарных сект Сам. работа 9 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.21. Этапы работы с адептом тоталитарной секты Практические 9 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.22. Социальная дезадаптация как форма девиантного поведения. Побеги из дома и бродяжничество как проявления социальной дезадаптации личности Лекции 9 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.23. Социальная дезадаптация. Побеги из дома. Бродяжничество Сам. работа 9 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.24. Социально-психологические технологии предупреждения и регулирование бродяжничества и побегов из дома Практические 9 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.25. Вандализм и граффити как проявления отклоняющегося поведения.Вандализм:основные понятия, формы. Граффити: виды граффити, мотивы рисовальщиков Сам. работа 9 6 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.26. Предотвращение и контроль вандализма Сам. работа 9 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.27. Неформальные объединения молодежи как социальное явление. Социально-реабилитационная деятельность с молодежью, включенной в неформальные объединения Лекции 9 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.28. Молодежные неформальные образования (молодежная суб-культура). Сущность понятия Сам. работа 9 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.29. Структура неформальных объединений.Классификация неформальных молодежных групп Сам. работа 9 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.30. Основные характеристики молодежной субкультуры. Характе-ристика отдельных групп молодежных неформальных объединений Сам. работа 9 6 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.31. Социально-реабилитационная деятельность с молодежью, включенной в неформальные объединения Практические 9 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.32. Девиантная виктимность как социально-психологический феномен. Понятие девиантной виктимности. Основные показатели девиантной виктимности. Профилактика девиантной виктимности. Сам. работа 9 6 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.33. Психодиагностика отклоняющихся форм поведения. Возможности применения психодиагностики в девиантологии. Характеристика психодиагностических методик с целью уста-новления отклонений в поведении различных возрастных групп Практические 9 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.34. Ювенальная юстиция: понятие и происхождение. Модели современной ювенальной юстиции. Сам. работа 9 6 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Хорошилова Л. С. Социальная реабилитация: курс лекций: Кемеровский государственный университет, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 В.Н.Непалов, В.Ф Сопов, А.В.Радионов и др. Психология деятельности в экстремальных условиях: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений Академия, 2008
Л1.3 Ковальчук М.А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: учебно-методическое пособие ВЛАДОС, 2010 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под редакцией А.И. Копытина Практическая арт-терапия: Лечение, реабилитация, тренинг : М.: Когито-Центр, 2008 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56452
Л2.2 Биктина Н. Практикум по психологии посттравматического стресса: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ФГ БОУ ВПО ОГУ, 2011 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 – университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 – электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э3 – электронный курс в системе Moodle "Комплексная реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие групповых процессов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за групповыми процессами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании игровых ситуаций с последующим их анализом. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание разнообразных групповых процессов.
4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа социально-психологических особенностей группы.
5. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, посещение лекционных и практических занятий, тестирование.