МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Комплексная реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-3-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 58 58 58 58
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
Старший преподаватель, Кроян Гоар Федяевна

Рецензент(ы):
Д.психол.н, Зав.кафедры, Ральникова Ирина Алесандровна

Рабочая программа дисциплины
Комплексная реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения(приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор психологических наук Ральникова Ирина Алесандровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой доктор психологических наук Ральникова Ирина Алесандровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представлений о содержании психологическо помощи и поддкржки для повышения социализации и адаптации несовершеннолетих к изменяющимся жизненным условиям, а также исправления особенностей психологического развития.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.57

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-11 способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
ПК-12 способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи
ПК-32 способностью осуществлять психолого-педагогическую экспертизу личностного и социального развития детей и подростков, социальной среды, профилактических и коррекционно-реабилитационных программ и мер
ПСК-4.4 способность проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а так же других лиц, участвующих в процессе сопровождения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.способы осуществления методик психологической помощи,коррекции и реабилитации детей и подростков.
3.2.Уметь:
3.2.1.выделять основные экстремальные ситуации и понимать способы поведения в них психолога; отбирать форму, методы и программу коррекционных мероприятий в зависимости от специфики случая.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владения приемами диагностики типа поведения клиента в ситуации и вариантами корректировки коррекционной программы в зависимости от сложности клиентского случая и специфики экстремальной ситуации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ С ДВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ
1.1. Поведенческая норма, патология, девиация: основные понятия, классификация видов отклоняющегося поведения. Факторы, способствующие формированию отклоняющегося по-ведения. Основные принципы и направления реабилитации лиц с девинт-ным поведением Лекции 5 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
1.2. Факторы, способствующие формированию отклоняющегося по-ведения. Основные принципы и направления реабилитации лиц с девинт-ным поведением Сам. работа 5 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.2
1.3. Основные принципы и направления реабилитации лиц с девинт-ным поведением. Общая характеристика, классификация социально-реабилитационных технологий Сам. работа 5 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.2
1.4. Технологии работы с семьей лиц с девиантным поведением Сам. работа 5 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 2. МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ ДЕВИАНТНОГО ПО-ВЕДЕНИЯ
2.1. Реабилитация лиц с агрессивным и противоправлням поведением. Агрессивное поведение: определение, основные теории, станов-ление агрессивного поведения. Методы реабилитации лиц с агрессивным поведением Лекции 5 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.2. Противоправное поведение. Основные направления социальной работы по реабилитации осужденных Сам. работа 5 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.3. Насилие как форма отклоняющегося поведения. Определение, понятие, виды агрессивного поведения, насилия. Социальные и политические причины насилия и агрессии Сам. работа 5 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.4. Характеристика понятия жестокости и насилия в семье. Девиантное поведение, характеризующееся насилием и жестоким обращением с детьми Сам. работа 5 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.5. Содержаниесоциально-реабилитационной работы с лицами, испытавшими насилие и жестокое обращение Практические 5 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.6. Суицидальное поведение. Суицид. Основные закономерности суицидального поведения. Основные направления реабилитации. Структура суицидального поведения. Типология суицидов.Подходы к классификации суицидов. Сам. работа 5 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-32, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.7. Концепции формирования суицидального поведения: психопато-логическая, психологическая, социальная (социологическая). Мотивы, причины, поводы, условия суицидального поведения Сам. работа 5 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.8. Коррекционно-реабилитационные мероприятия, направленные на предупреждение суицидального поведения Практические 5 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-32, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.9. Зависимые формы отклоняющегося поведения.основные виды, концептуальные модели, факторы, способствующие развитию зависимого поведени Основные направления реабилитации лиц с зависимыми формами поведения Сам. работа 5 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.10. Химические и нехимические аддикции: понятие, виды Сам. работа 5 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.11. Деструктивное релиниозное поведение. Деструктивные секты: основные понятия Сам. работа 5 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.12. Тоталитарные секты: общие понятия. Постановка проблемы и определение терминологии. Признаки и характерные черты тоталитарных сект. Истоки и происхождение тоталитарных сект. Подходы к классификации тоталитарных сект. Этапы работы с адептом тоталитарной секты Сам. работа 5 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.13. Социальная дезадаптация как форма девиантного поведения. Побеги из дома и бродяжничество как проявления социальной дезадаптации личности Сам. работа 5 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.14. Социально-психологические технологии предупреждения и регулирование бродяжничества и побегов из дома Практические 5 1 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.15. Вандализм и граффити как проявления отклоняющегося поведения.Вандализм:основные понятия, формы. Граффити: виды граффити, мотивы рисовальщиков. Предотвращение и контроль вандализма Сам. работа 5 6 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.16. Неформальные объединения молодежи как социальное явление. Социально-реабилитационная деятельность с молодежью, включенной в неформальные объединения. Молодежные неформальные образования (молодежная суб-культура). Сущность понятия.Структура неформальных объединений.Классификация неформальных молодежных групп. Основные характеристики молодежной субкультуры. Характе-ристика отдельных групп молодежных неформальных объединений Сам. работа 5 6 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.17. Социально-реабилитационная деятельность с молодежью, включенной в неформальные объединения Практические 5 1 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.18. Девиантная виктимность как социально-психологический феномен. Понятие девиантной виктимности. Основные показатели девиантной виктимности. Профилактика девиантной виктимности. Сам. работа 5 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.19. Психодиагностика отклоняющихся форм поведения. Возможности применения психодиагностики в девиантологии. Характеристика психодиагностических методик с целью уста-новления отклонений в поведении различных возрастных групп Сам. работа 5 6 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.20. Ювенальная юстиция: понятие и происхождение. Модели современной ювенальной юстиции. Сам. работа 5 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.21. Итоговая аттестация. Зачет 5 4 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Хорошилова Л. С. Социальная реабилитация: курс лекций: Кемеровский государственный университет, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 В.Н.Непалов, В.Ф Сопов, А.В.Радионов и др. Психология деятельности в экстремальных условиях: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений Академия, 2008
Л1.3 Ковальчук М.А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: учебно-методическое пособие ВЛАДОС, 2010 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под редакцией А.И. Копытина Практическая арт-терапия: Лечение, реабилитация, тренинг : М.: Когито-Центр, 2008 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56452
Л2.2 Биктина Н. Практикум по психологии посттравматического стресса: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ФГ БОУ ВПО ОГУ, 2011 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 – университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 – электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э3 – электронный курс в системе Moodle "Комплексная реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие групповых процессов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за групповыми процессами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании игровых ситуаций с последующим их анализом. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание разнообразных групповых процессов.
4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа социально-психологических особенностей группы.
5. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, посещение лекционных и практических занятий, тестирование.