МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Защищенные цифровые системы связи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра вычислительной техники и электроники
Направление подготовки11.04.02. Инфокоммуникационные технологии и системы связи
ПрофильЦифровые инфокоммуникационные системы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план11_04_02_ИКТиСС-1-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 99
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 36 36 36 36
Сам. работа 99 99 99 99
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., Доцент, Пашнев В.В.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., Доцент, Рудер Д.Д.

Рабочая программа дисциплины
Защищенные цифровые системы связи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 11.04.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи (приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 г. № 958)

составлена на основании учебного плана:
11.04.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра вычислительной техники и электроники

Протокол от 08.06.2020 г. № 79/19-20
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доц., к.ф.-м.н., Пашнев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра вычислительной техники и электроники

Протокол от 08.06.2020 г. № 79/19-20
Заведующий кафедрой доц., к.ф.-м.н., Пашнев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является:

- изучение архитектуры и общих принципов построения систем цифровой связи (СЦС), основам методологии оценки эффективности средств защиты СЦС,

- ознакомление с основными схемотехническими принципами реализации оборудования, изучение линейных трактов на основе радиолиний,

- освоение методов расчета параметров трактов, организованных посредством оборудования СЦС.

- подготовка востребованных специалистов для отрасли связь, отделов безопасности предприятий различной формы собственности.


Задачи:

- освоить терминологический лексикон, связанный с информационными системами и в частности архитектурой СЦС;

- изучить возможные способы построения архитектуры СЦС;

- ознакомление с современной элементной базой и схемотехникой аналоговых и цифровых устройств;

- изучить методы повышения надежности СЦС за счет изменения их архитектуры и рационального выбора средств защиты.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 Способен к выполнению работ по обеспечению функционирования телекоммуникационного оборудования корпоративных сетей с учетом требований информационной безопасности
ПК-4 Способен к администрированию процесса поиска и диагностики ошибок сетевых устройств и программного обеспечения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основы сетевых технологий.

- стандарты и методы защищенной передачи данных в корпоративных сетях.

- современные технологии и стандарты администрирования телекоммуникационных корпоративных сетей.

- методы оценки параметров работы сетевого оборудования.

- общие принципы функционирования и архитектуру аппаратных, программных и программно-аппаратных средств администрируемой сети.

- протоколы канального, сетевого, транспортного и прикладного уровней модели взаимодействия открытых систем.
3.2.Уметь:
3.2.1.- поддерживать актуальность сетевой инфраструктуры, вести электронные базы данных.

- применять новые технологии администрирования, пользоваться технической документацией.

- использовать программно-технические средства диагностики и мониторинга инфокоммуникационного оборудования.

- пользоваться контрольно-измерительными приборами и аппаратурой; конфигурировать операционные системы сетевых устройств, производить мониторинг администрируемой сети.

- пользоваться нормативно-технической документацией в области инфокоммуникационных технологий.

- устанавливать и инициализировать новое программное обеспечение.

- анализировать сообщения об ошибках в сетевых устройствах и операционных системах, локализовать отказы и инициировать корректирующие действия.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками администрирования системного и сетевого программного обеспечения.

- навыками выбора основных статистических показателей работы сетей и анализа полученных статистических данных с целью фиксации отклонений от штатной работы телекоммуникационного оборудования;
- навыками выполнения работ по конфигурированию телекоммуникационного оборудования.

- навыками защиты баз данных от несанкционированного доступа.

- навыками конфигурирования сетевых устройств и операционных систем.

- навыками установки средств защиты сетевых устройств и программного обеспечения;

- навыками мониторинга установленных сетевых устройств и программного обеспечения.

- навыками выявления, устранения сбоев и отказов сетевых устройств и операционных систем.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные принципы построения СЦС.Структура и состав СЦС
1.1. Принципы организации систем связи с подвижными объектами. Классификация радиочастот. Общие принципы построения систем сотовой связи. Принципы установления связи в системы подвижной радиосвязи Лекции 3 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.2. Поколения мобильной телефонии. Трафик и емкость сотовых систем. Методы многостанционного доступа Лекции 3 2 ПК-2 Л1.2, Л2.1
1.3. Аналогово-цифровые преобразования, импульсно-кодовая модуляция, скремблирование. Технология CDMA Лекции 3 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1
1.4. Модель Окамуры, Модель Окамуры-Хата. Rake-приемник. Архитектура системы GSM. Модуляция сигналов цифровых системах радиосвязи Лекции 3 2 ПК-2 Л1.1
1.5. Расчет количества каналов. Оценка числа пользователей на соту в системах CDMA. Построение временных диаграмм формирования сигналов. Расчет основных параметров модели Окамура-Хата. Лабораторные 3 8 ПК-2, ПК-4 Л1.1
1.6. Формирование блок-схемы базовой и подвижной станции. Формирование временных диаграмм сигналов, сформированных квадратурной модуляцией. Расчет размеров окна поиска. Применение корректирующего кода Хемминга. Определение импульсных характеристик эквалайзера. Системы GSM 3-го поколения. Системы EDGE, HSDPA, HSUPA Лабораторные 3 8 ПК-2, ПК-4 Л1.1
1.7. Стандарты Wi-Fi. Основные характеристики. Стандарты LTE. Особенности применения LTE в России. Стандарты Wi-Max. Особенности применения Wi-Max в России. СЦС как объект информационной безопасности Лабораторные 3 8 ПК-2, ПК-4 Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Классификация угроз информационной безопасности СЦС. Средства защиты информации в СЦС
2.1. Преобразование речи. Сети на основе CDMA. Передача вызова в системах, управление мощностью. Основы обнаруживающих и корректирующих кодов. Эквалайзеры. Стандарты третьего поколения, типы систем третьего поколения. Система UMTS Лекции 3 2 ПК-2 Л1.1
2.2. Процедуры сигнализации UTRAN. Изменение местоположения. Основные характеристики и свойства сетей беспроводного доступа. Основы OFDMA. Процедуры мягкого и жесткого хэндовера Лекции 3 2 ПК-2 Л1.1
2.3. Особенности применения Wi-Fi в условиях внешних угроз. Особенности применения LTE в условиях внешних угроз. Особенности применения Wi-Max в условиях внешних угроз. Особенности средств защиты информации в сетях GSM. Основные средства защиты информации в СЦС Лабораторные 3 4 ПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Оценка рисков и эффективности защиты информации в СЦС. Особенности управления рисками и обеспечения информационной безопасности в СЦС
3.1. Сети типа Wi-Fi, LTE, Wi-Max. Угрозы информационной безопасности в СЦС. Угрозы информационной безопасности сетей GSM, LTE, Wi-Max, Wi-Fi. Основные средства защиты информации. Обобщенные понятия оценки рисков и эффективности защиты информации в СЦС Лекции 3 3 ПК-2, ПК-4 Л1.2, Л2.1
3.2. Оценка рисков и эффективности защиты информации в сетях GSM, LTE, Wi-Max, Wi-Fi Лекции 3 3 ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.3. Особенности средств защиты информации в сетях Wi-Fi, GSM, LTE, Wi-Max. Риск-анализ деструктивных воздействий на СЦС, Wi-Fi, GSM, LTE, Wi-Max Лабораторные 3 4 ПК-2, ПК-4 Л1.1
3.4. Управление риском деструктивных воздействий на СЦС, Wi-Fi, GSM, LTE, Wi-Max Лабораторные 3 4 ПК-2 Л1.1
Раздел 4. Задания для самостоятельной работы
4.1. Основы организации систем связи с подвижными объектами. Расчет количества каналов. Трафик и емкость сотовых систем. Оценка числа пользователей на соту в системах CDMA Сам. работа 3 9 ПК-2, ПК-4 Л1.2
4.2. Методы многостанционного доступа. Аналогово-цифровые преобразования, импульсно-кодовая модуляция, скремблирование. Построение временных диаграмм формирования сигналов. Технология CDMA. Расчет функция Уолша. Сам. работа 3 9 ПК-2, ПК-4 Л1.2
4.3. Принцип работы CDMA. Rake-приемник. Построение временных диаграмм формирования сигналов. Модель Окамуры. Расчет основных параметров модели Окамура. Модель Окамуры-Хата. Расчет основных параметров модели Окамура-Хата. Сам. работа 3 9 ПК-2, ПК-4 Л1.2, Л2.1
4.4. История системы GSM. Обеспечиваемые услуги. Архитектура системы GSM. Устройство подвижной и базовых станций. Основные принципы организации сети GSM. Протоколы сети GSM. Расчет фильтра по эквалайзингу. Частотный план стандарта GSM. Модуляция сигналов цифровых системах радиосвязи. Формирование блок-схемы базовой станции. Структура кадров в стандарте GSM. Преобразование речи. Формирование блок-схемы подвижной станции Сам. работа 3 9 ПК-2, ПК-4 Л1.1
4.5. Формирование временных диаграмм сигналов, сформированных квадратурной модуляцией. Построение сигнальных созвездий для ФМ-4. Построение сигнальных созвездий для ФМ-4 со сдвигом. Построение сигнальных созвездий для ОФМ-4 Сам. работа 3 9 ПК-2, ПК-4 Л1.2
4.6. Сети на основе CDMA. Управление мощностью. Эквалайзеры. Применение корректирующего кода Хемминга. Определение импульсных характеристик эквалайзера Сам. работа 3 9 ПК-2, ПК-4 Л1.1
4.7. Стандарты третьего поколения. Типы систем третьего поколения. Система UMTS. Процедуры сигнализации UTRAN. Процедуры мягкого хэндовера. Процедуры жесткого хэндовера. Изменение местоположения. Физический уровень UMTS Сам. работа 3 9 ПК-2 Л1.1
4.8. Основы OFDMA. Структура и формирование OFDMA-подканалов. Сети типа Wi-Fi. Сети типа LTE. Основные процедуры Wi-Max. Сам. работа 3 9 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1
4.9. Угрозы информационной безопасности в СПЦС. Угрозы информационной безопасности в сетях Wi-Fi, Wi-Max. Угрозы информационной безопасности в сетях LTE Сам. работа 3 9 ПК-2, ПК-4 Л1.1
4.10. Средства защиты в сетях Wi-Fi. Средства защиты в сетях Wi-Max. Средства защиты в сетях LTE. Оценка рисков в сетях Wi-Fi Сам. работа 3 9 ПК-2, ПК-4 Л1.1
4.11. Оценка рисков в сетях Wi-Max. Оценка рисков в сетях LTE. Управление риском в сетях Wi-Fi. Управление риском в сетях Wi-Max. Управление риском в сетях LTE Сам. работа 3 9 ПК-2 Л1.1
Раздел 5. Аттестация
5.1. Экзамен 3 27 ПК-2, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в ФОС.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Отсутствуют.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В приложении ФОС.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. В. Аминев, А. В. Блохин ; под общ. ред. А. В. Блохина Измерения в телекоммуникационных системах: учебное пособие для вузов ЭБС "Юрайт" , 2018 urait.ru
Л1.2 Зензин, А.С. Информационные и телекоммуникационные сети.: учебное пособие Новосибирск : НГТУ, 2011 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Скляров, О.К. Волоконно-оптические сети и системы связи: учебное пособие Москва : СОЛОН-ПРЕСС, , 2009 // ЭБС biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Государственная публичная научно-техническая библиотека. www.gpntb.ru
Э2 Электронная библиотечная система издательства "Лань" www.e.lanbook.com
Э3 Российская национальная библиотека www.nlr.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Mozila FireFox (https://www.mozilla.org/en-US/about/legal/eula/), бессрочно
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), бессрочно
DjVu reader (http://djvureader.org/), бессрочно
Python c расширениями PIL, Py OpenGL (https://docs.python.org/3/license.html), бессрочно

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 49464762 от 14.12.2011), бессрочно
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), бессрочно
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012), бессрочно
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
001вК склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032
202К лаборатория цифровой техники - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; компьютеры: марка Aqarius; Парус - 12 единиц; вольтметр В7-34А; генератор Г5-56; генератор сигналов Г6-36; коммутатор SWITCH; компьютер Парус 945 MSI; осциллограф АСК- 1052 - 7шт.; осциллограф ЕО- 213 - 4шт.; осциллограф С1-64; осциллограф С1-91; паяльная станция АТР-1121; системный блок Aquarius Cel - 2400 – 10 шт.; стабилизатор 1202; методические указания по выполнению лабораторных работ: работа на учебной микроэвм; методы проектирования на микросхемах средней степени интеграции; последовательностные схемы; комбинационные логические схемы.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В приложении ФОС.