МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Философия права
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильУголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной деятельности
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01-УП, КСЭ,ТОРД-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 87
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 87 87 87 87
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ист.., доцент, Русанов В.В.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Философия права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 030900 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2010г. №1763)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 02.07.2018 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Васильев Антон Александрович, д.ю.н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 02.07.2018 г. № 9
Заведующий кафедрой Васильев Антон Александрович, д.ю.н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение философии права направлено на формирование у обучающихся профессиональных (ПК) компетенций, развитие правового сознания, интуиции, чувства правоты, необходимых для профессиональной практической и научной деятельности современного юриста.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1: осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания
ОК-2: способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста
ОК-3: способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
ОК-4: способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения
ОК-5: компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОК-1: знать социальную значимость своей будущей профессии, знать отношение к праву и закону, знать уровень профессионального правосознания
ОК-2: знать профессиональные обязанности, знать принципы этики юриста
ОК-3: знать интелектуальные и культурные концепции
ОК-4: знать русский и иностранные языки как средство делового общения
ОК-5: знать практику по организации исследовательских работ, в управлении коллективом
3.2.Уметь:
3.2.1.ОК-1: уметь осознавать социальную значимость своей будущей профессии, уметь уважительно относиться к праву и закону
ОК-2: уметь добросовестно исполнять профессиольные обязанности, уметь соблюдать принципы этики юриста
ОК-3: уметь совершенствовать и развивать свой интелектуальный и общекультурный уровень
ОК-4: уметь свободно пользоваться русским и иностранными языками как средством делового общения
ОК-5: уметь использовать на практике приобретенные умения в организации исследовательских работ, в управлении коллективом
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОК-1: иметь навыки и опыт проявления нетерпимости к коррупционному поведению
ОК-2: иметь навыки и опыт добросовестного исполнения профессиональных обязанностей, принципов этики юриста
ОК-3: иметь навыки и опыт совершенствования своего интеллектуального и общекультурного уровня
ОК-4: иметь навыки и опыт пользования русского и иностранных языков как средство делового общения
ОК-5: иметь навыки и опыт использования на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Место философии в системе юридического знания Лекции 1 1 ОК-1, ОК-3 Л1.3, Л1.4
1.2. Место философии в системе юридического знания Сам. работа 1 16 ОК-1, ОК-2 Л1.2
1.3. Сущность права Практические 1 2 ОК-2, ОК-4 Л1.3, Л1.4
1.4. Место философии в системе юридического знания Практические 1 2 ОК-1, ОК-2 Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.5. Сущность права Сам. работа 1 12 ОК-5 Л1.3
1.6. Философские проблемы истории права Лекции 1 1 ОК-3, ОК-4 Л1.3
1.7. Философские проблемы истории права Практические 1 0 ОК-1, ОК-2 Л1.3
1.8. Философская проблема соотношения религии, нравственности и права Сам. работа 1 11 ОК-2 Л1.3
1.9. Философская проблема соотношения религии, нравственности и права Лекции 1 0 ОК-4 Л1.4
1.10. Юридическая гносеология Практические 1 2 ОК-2, ОК-4 Л1.1
1.11. Юридическая гносеология Сам. работа 1 2 ОК-3 Л1.2
1.12. Право, свобода, справедливость, общее благо Практические 1 1 ОК-1 Л1.3
1.13. Юридическая аксиология Практические 1 1 ОК-4 Л1.3
1.14. Юридическая аксиология Сам. работа 1 6 ОК-1, ОК-2 Л1.4
1.15. Право, свобода, справедливость, общее благо Сам. работа 1 6 ОК-3, ОК-4 Л1.2
1.16. Философские основы правотворчества Практические 1 1 ОК-5 Л1.3
1.17. Философские основы правотворчества Сам. работа 1 14 ОК-1, ОК-2 Л1.3
1.18. Философские основы правоприменения Практические 1 1 ОК-1 Л1.3
1.19. Философские основы правоприменения Сам. работа 1 16 ОК-3 Л1.4
Раздел 2. Подготовка к экзаменам
2.1. Подготовка к экзаменам Сам. работа 1 4
2.2. Экзамен Экзамен 1 9

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Предмет философии права.
Соотношение философии права с теорией права, социологией права, отраслевыми юридическими науками.
Философия права и социальная философия.
Проблематика философии права.
Сущность права: основные подходы.
Функции права.
Проблема правопонимания.
Нетрадиционные подходы к праву: диалогическая концепция права Честнова, коммуникативная теория права Полякова, антропологическое измерение права Рулана и Ковлера.
Концепция мононорм в первобытном обществе Першица.
Возникновение права.
Проблема правовой аккультурации.
Историко-культурный контекст восприятия права.
Историческая школа права.
Проблема европоцентризма в ценностном отношении к праву.
Философия истории русского права.
Светский и религиозный тип правопонимания.
Религиозные основы права.
Право и мораль: трагедия вечного выбора.
Нравственные аспекты юридической профессии.
Возрождение христианского понимания права (Дж.Г. Берман).
Православная теория права (Величко, Сорокин, Папаян).
Методология познания права.
Кризис методологии правоведения.
Позитивистская методология.
Постпозитивизм в методологии.
Подходы, принципы и способы изучения права.
Юридическая герменевтика.
Проблема истины в гуманитарных науках.
Пределы познания права.
Ценность права.
Абсолютная и инструментальная ценность права.
Право и человек.
Антропология права.
Правовая мультикультурность.
Ценность права в русской культуре.
Право и государство.
Право и свобода.
Справедливость и право: грани столкновения.
Право как средство обеспечения общего блага, гармонии человеческой жизни.
Проблема создания права в рамках философского знания.
Объективно-субъективные факторы, влияющие на правотворчество.
Использование философских концепций в процессе правотворчества
Проблема поиска истины в правоприменении: абсолютная или относительная.
Проблема соотношения общего, нормативного и индивидуального в разрешении юридических споров.
Герменевтика и феноменология в толковании права.
Достижение в процессе правоприменения социального мира и общего блага, справедливости.
Справедливость правоприменения.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Нетрадиционные подходы к праву: диалогическая концепция права Честнова, коммуникативная теория права Полякова, антропологическое измерение права Рулана и Ковлера.
Концепция мононорм в первобытном обществе Першица.
Возникновение права.
Проблема правовой аккультурации.
Историко-культурный контекст восприятия права.
Историческая школа права.
Проблема европоцентризма в ценностном отношении к праву.
Философия истории русского права.
Светский и религиозный тип правопонимания.
Религиозные основы права.
Право и мораль: трагедия вечного выбора.
Нравственные аспекты юридической профессии.
Возрождение христианского понимания права (Дж.Г. Берман).
Православная теория права (Величко, Сорокин, Папаян).
Методология познания права.
Кризис методологии правоведения.
5.3. Фонд оценочных средств
см. Приложения
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: учеб. пособие для вузов М.: Юрайт, 2012 50
Л1.2 Степин В.С. История и философия науки: Академический проект, 2014
Л1.3 Пиголкин А.С. Теория государства и права: учебник М.: Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/CA3163F9-5EBF-4D28-931E-F8590A2D54F8
Л1.4 Перевалов, В. Д. Теория государства и права: учебник Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/332E4369-F539-4A59-8B51-19B18559F246
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle: Философия права (Магистратура), (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7003) https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7003
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows;
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС "КонсультантПлюс" (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электроннная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://www.elibrary.asu.ru/).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Порядок подготовки студент определяет самостоятельно. Ответы на теоретические вопросы готовятся студентом по его усмотрению устно либо письменно. Выполнять задания и решать задачи необходимо письменно в отдельной тетради.
Согласно учебному плану, изучение дисциплины завершается экзаменом. Итоговое оценивание работы студента по результатам освоения дисциплины производится с учетом результатов по всем видам оценочных средств в рамках четырехбальной системы.
Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной форме. После завершения основного ответа, преподаватель задает студенту уточняющие и/или дополнительные вопросы. Ответ студента оцениваются по 4-балльной системе.
Тестовые задания решаются на семинарских занятиях. Каждый вопрос содержит четыре варианта ответа, только один из которых является правильным. Итоговая оценка за тест выставляется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотношении от всего количества предложенных вопросов). Тестирование оценивается по 4-балльной системе.
Решение задач проводится на семинарских занятиях. Решение задач осуществляется студентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию, ответ при решении задачи озвучивается устно. Каждая задача оценивается отдельно по 4-балльной системе.
Письменные работы являются дополнительным оценочным средством. Работы подготавливаются студентом самостоятельно. Тема письменной работы обговаривается с преподавателем. Письменная работа является творческим заданием, работа над которым должна продемонстрировать уровень владения студентом материала по данному вопросу. Письменные работы назначаются в инициативном (по желанию студента) и обязательном (в случае наличия неудовлетворительных оценок по иным видам оценочных средств) порядке. Письменные работы оцениваются по 4-балльной системе.
Лабораторный практикум (практическое задание) представляет собой творческо-практическое задание, требующее умственных усилий. Правильность выполнения в первую очередь зависит от качественной предварительной теоретической подготовки. После оценки данного базового критерия проверке подлежит содержание и оформление представленного ответа. Лабораторный практикум оценивается по 4-балльной системе.
Вопросы на экзамен включаются в экзаменационные билеты. Каждый экзаменационный билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа студенту дается 45 минут. Экзамен проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Экзамен оценивается по четырехбалльной шкале.