МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Изобразительное искусство и архитектура

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.04.03. История искусств
ПрофильКреативные индустрии и менеджмент в сфере искусства
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_04_03_КИиМвСИ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д-р иск., проф., Ю.А. Крейдун

Рецензент(ы):
к.иск., доц., И. В. Черняева

Рабочая программа дисциплины
Изобразительное искусство и архитектура

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.04.03 История искусств (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017г. №561)

составлена на основании учебного плана:
50.04.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к. иск. доцент И.В. Черняева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к. иск. доцент И.В. Черняева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование представлений о теоретических основах и стадиях эволюции выразительных средств в изобразительном искусстве и архитектуре, основных этапах в истории искусства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
ПК-5 Способен использовать базы данных и информационные системы для реализации организационно-управленческих решений в сфере музейной деятельности, в сфере культурно-просветительской деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основания изучения изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры
основы методологии искусствоведения
современные научные достижения в области методологии искусствоведения, а также последние достижения в области информационно-коммуникативных технологий
основные принципы стилеобразования в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре,
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять научно-исследовательскую деятельность в области изучения изобразительного и декоративно-прикладного искусства и архитектуры
выявлять взаимосвязь изобразительного и декоративно-прикладного искусства и архитектуры с основными аспектами гуманитарных знаний, философии, религии, этических и эстетических норм и представлений
генерировать новые идеи при исследовании изобразительного и декоративно-прикладного искусства и архитектуры
осуществлять комплексные искусствоведческие исследования в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства и архитектуры
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.современными методами исследования изобразительного и декоративно-прикладного искусства и архитектуры
современными и традиционными методами искусствоведения, методологией искусствоведения, позволяющей генерировать новые идеи при исследовании изобразительного и декоративно-прикладного искусства и архитектуры
методологией проектирования комплексных исследований в области искусствоведения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основания изучения изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры
1.1. История искусствознания и обзор основных методологических концепций Сам. работа 1 4 Л1.3, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.2. Морфология искусства и принципы его классификации Лекции 1 2 Л1.3, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.3. Морфология искусства и принципы его классификации Практические 1 2 Л1.3, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.4. Морфология искусства и принципы его классификации Сам. работа 1 4 Л1.3, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.5. Теория искусства, система общих и универсальных понятий Лекции 1 2 Л1.3, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.6. Теория искусства, система общих и универсальных понятий Сам. работа 1 5 Л1.3, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.7. Природа творчества. Средства выразительности в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре Практические 1 2 Л1.3, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.8. Природа творчества. Средства выразительности в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре Сам. работа 1 4 Л1.3, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.9. Категория стиля в искусстве Теория стилей в искусствознании. Сам. работа 1 6 Л1.3, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.10. Категория стиля в искусстве Теория стилей в искусствознании. Сам. работа 1 6 Л1.3, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. История изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры
2.1. Изобразительное, декоративно-прикладное искусство и архитектура древних цивилизаций Практические 1 2 Л1.3, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.2. Изобразительное, декоративно-прикладное искусство и архитектура древних цивилизаций Сам. работа 1 12 Л1.3, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.3. Изобразительное, декоративно-прикладное искусство искусство и архитектура эпохи Средневековья Лекции 1 0 Л1.3, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.4. Изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство и архитектура от эпохи Возрождения к искусству Нового времени Сам. работа 1 12 Л1.3, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.5. Основные направления в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре Нового времени Лекции 1 0 Л1.3, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.6. Основные направления в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре Нового времени Сам. работа 1 12 Л1.3, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.7. Основные направления в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре ХХ века Сам. работа 1 10 Л1.3, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.8. Основные направления в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре ХХ века Сам. работа 1 14 Л1.3, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.9. Экзамен 1 9 Л1.3, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гуменюк, А.Н. Пространство искусств : учебное пособие Издательство ОмГТУ, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Гуменюк, А.Н. Искусствоведение: морфология пластических искусств: учебное пособие Издательство ОмГТУ, 2017., 2017 biblioclub.ru
Л1.3 Ильина Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: Учебник М. "Юрайт" //ЭБС "Юрайт", 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мелехова К.А., Л.И. Нехвядович, Т.М. Степанская Русская художественная школа в диалоге культур ХХ века: монография Барнаул: ИП Колмогоров И.А.// ЭБС АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
Л2.2 Алексеева, И.В. Основы теории декоративно-прикладного искусства : учебник Издательство Южного федерального университета, , 2010 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 [авт.-сост. Л.И. Нехвядович] Искусствоведение: Методические указания по выполнению письменных работ Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
Л3.2 Степанская Т.М. Описание и анализ памятников искусства: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2007 elibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Мир энциклопедий bibliotekar.ru
Э2 Инфопедия infopedia.su
Э3 Инфопедия infopedia.su
Э4 Мировая культура www.woldculture.ru
Э5 Паранормальный альманах «Непознанное» virtoo.ru
Э6 Арт Каталог www.art-katalog.com
Э7 Электронный курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Правила самостоятельной работы с литературой:
Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:
• Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
• Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время).
• Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть.
• Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).
• Если книга – Ваша собственная, то допускается делать на полях книги краткие пометки или же в конце книги, на пустых страницах просто сделать свой «предметный указатель», где отмечаются наиболее интересные для Вас мысли и обязательно указываются страницы в тексте автора (это позволяет экономить время и быстро находить «избранные» места в самых разных книгах).
• Если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать), и это может занять немалое время.
Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того насколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.), во многом зависит эффективность осуществляемого действия.
Основные виды систематизированной записи прочитанного:
Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.
Методические рекомендации по составлению конспекта:
При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.