МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии в научном исследовании и профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра дифференциальных уравнений
Направление подготовки01.06.01. Математика и механика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz01_06_01_Математика и механика-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 6 4 6
Практические 4 27 4 27
Сам. работа 96 71 96 71
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Кравченко Г.В.

Рецензент(ы):
д.ф.-м.н., профессор, Родионов Е.Д.

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии в научном исследовании и профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 01.06.01 МАТЕМАТИКА И МЕХАНИКА (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №866)

составлена на основании учебного плана:
01.06.01 МАТЕМАТИКА И МЕХАНИКА
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 10.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н., профессор Папин А.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 10.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор Папин А.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.повышение уровня общего информационного образования и информационной культуры студентов;
освоение основных методов и средств применения современных информационных и коммуникационных технологий в научно-исследовательской, образовательной деятельности и педагогических исследованиях;
обучение студентов современным методам и средствам автоматизированного анализа и систематизации научных данных; свободныч владением современными средствами подготовки традиционных и электронных научных публикаций и презентаций;
формирование практических навыков обработки, анализа экспериментальных данных и использования научно-образовательных ресурсов Интернет в профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования
ПК-2 готовностью осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным программам высшего образования
ПК-3 способностью представлять на высоком научном уровне полученные результаты в области математического моделирования природных процессов и социально-экономических систем, системного анализа, проектирования комплексов программ в научных публикациях, на симпозиумах и конференциях, в том числе в преподавательской деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.современные информационные и коммуникационные технологии, применяемые при решении профессиональных задач.
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно использовать информационные и коммуникационные технологии для решения различных профессиональных задач;
самостоятельно искать, критически анализировать, систематизировать и обобщать научную информацию;
планировать, осуществлять, рефлексировать и статистически обрабатывать результаты исследования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическим опытом в оформлении текстовых, табличных и мультимедейных данных;
навыками работы с информационными и коммуникационными технологиями, применяемыми при решении профессиональных задач;
приемами подготовки и редактирования научных и учебно-методических публикаций в различных форматах.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)
1.1. История становления, развития и использования ИКТ в науке и психологии. Современные сетевые технологии. Сервисы Интернет Лекции 2 2
1.2. Современные сетевые технологии. Интернет. Сервисы Интернет Практические 2 2
1.3. Современные сетевые технологии. Информационная безопасность Сам. работа 2 10
Раздел 2. Компьютерные технологии в научной деятельности
2.1. Информационные технологии для сбора, обработки научной информации, оформления результатов научных исследований Лекции 2 2
2.2. Визуальное и логическое проектирование текстовых документов. Системы презентационной графики Практические 2 2
2.3. Обработка и визуализация научных данных в текстовых редакторах и системах презентационной графики Сам. работа 2 2
2.4. Обработка и визуализация научных данных в электронных таблицах Практические 2 2
2.5. Автоматизация эксперимента, статистической обработки данных Сам. работа 2 10
2.6. Обработка и визуализация научных данных в статистических пакетах Практические 2 2
2.7. Автоматизация подготовки научных публикаций Сам. работа 2 10
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии в психологии
3.1. Особенности и возможности применения ИКТ в образовательной деятельности и педагогических исследованиях Лекции 2 2
3.2. ИКТ в педагогических исследованиях Практические 2 2
3.3. ИКТ в образовании Практические 2 2
3.4. Особенности применения ИКТ в педагогике Сам. работа 2 10
3.5. Возможности применения ИКТ в образовательной деятельности Сам. работа 2 10
3.6. Современные проблемы информационного общества Сам. работа 2 5
3.7. Практические 2 11
3.8. Телекоммуникационные технологии в практической деятельности педагога Сам. работа 2 11
3.9. Новые телекоммуникационные технологии в деятельности педагога Практические 2 2
3.10. Разработка обучающих и тестирующих программ Практические 2 2
3.11. Современные проблемы информационного общества Сам. работа 2 2
3.12. Психологические проблемы информационного общества Сам. работа 2 1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft office,
7-Zip,
AcrobatReader,
Gimp,
Inkscape
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru;
Электронно-библиотечная система издательства "Лань": www.e.lanbook.com;
Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru;
Свободная энциклопедия "Википедия": http://ru.wikipedia.org;
Единый образовательный портал http://portal.edu.asu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для допуска к сдаче зачета студенты должны посещать занятия, выполнять самостоятельные задания, написать реферат.
На зачете студенты должны ответить правильно на два вопроса. Зачет проводится в устной форме. На подготовку студенту отводится 20 минут. За правильный ответ на вопросы студент может получить максимально 40 баллов. При неправильном или неполном ответе может быть задан дополнительный вопрос. В случае не подготовки реферата, студент к сдаче экзамена не допускается.
Реферат является распространенной формой проверки (оценки) знаний студентов, который, как правило, состоит из одного или нескольких вопросов. Тема реферата фиксируется у преподавателя, с целью избежания повторений.
Структура реферата включает в себя следующие элементы: титульный лист; содержание; основной текст; список использованной литературы.
Титульный лист содержит: реквизиты вуза; название факультета, кафедры; направление подготовки; наименование темы; фамилию, имя, отчество автора работы с указанием курса, группы; ученую степень, ученое звание, фамилию, имя, отчество научного руководителя; графу «дату защиты и оценка»; место и год защиты.
Содержание. Желательно, чтобы оно помещалось на одной странице. Текст должен соответствовать содержанию, как по содержанию, так и по форме.
Основная часть. Объем 15-20 машинописных страниц. Предназначен для изложения сущности информации по теме, приводятся существующие взгляды на рассматриваемый вопрос, даются их сопоставление, анализ и по возможности авторская оценка.
Список использованной литературы. В список литературы включают все использованные источники в алфавитном порядке (не менее 10 источников).
Полностью оформленный реферат сдается преподавателю. В процессе рецензирования преподаватель анализирует ошибки и основные проблемы, возникающие у студента при изучении дисциплины, и, используя консультации и другие виды занятий, оказывает практическую помощь по разрешению этих проблем и недопущению типовых ошибок.
При выполнении всех требований максимальная сумма баллов за реферат равна 25. Если тема не раскрыта, или нарушено большинство требований, или система АНТИПЛАГИАТ показала уровень самостоятельности, меньший 60%, реферат возвращается для доработки. Если работа студента соответствует всем требованиям, преподаватель определяет сроки защиты реферата. Защита проводится публично в присутствии группы студентов. Время выступления – 3 минуты. Докладчик может проиллюстрировать выступление чертежами, рисунками, формулами, слайдами с диаграммами и т.д.
За работу на занятиях в интерактивной форме в течении всего семестра студент может набрать максимально 15 баллов.
За своевременное и верное выполнение самостоятельных заданий студент максимально может получить 20 баллов.