МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Био-рефайнинг отходов заготовки древесины

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки18.04.01. Химическая технология
ПрофильИнновационная химическая и биотехнологическая переработка растительного сырья
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план18_04_01_Химтех-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 23,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.х.н., Доцент , Микушина И.В.

Рецензент(ы):
д.х.н., Профессор, Базарнова Н.Г.

Рабочая программа дисциплины
Био-рефайнинг отходов заготовки древесины

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 18.04.01 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 21.11.2014 г. № 1494)

составлена на основании учебного плана:
18.04.01 Химическая технология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Наталья Григорьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Базарнова Наталья Григорьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать компетенции обучающегося студента в области биорефайнинга при переработке древесины и ее отходов
Задачи:
Рассмотреть основные направления комплексной глубокой химической переработки древесины Раскрыть принципы превращения ее основных компонентов в товарные продукты с высокой добавленной стоимостью (товарная целлюлоза, бумага, картон, целлюлозные композиты, а также волокна, пленки, пластмассы на основе химической переработки целлюлозы и многие другие).
Продемонстрировать особенности Российской стратегической программы в мировом Лесном Секторе

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 готовностью к поиску, обработке, анализу и систематизации научно-технической информации по теме исследования, выбору методик и средств решения задачи
ПК-3 способностью использовать современные приборы и методики, организовывать проведение экспериментов и испытаний, проводить их обработку и анализировать их результаты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные аспекты и направления био-рефайнинга;
основы биорефайнинга
новые инновационные технологии в области био рефайнинга отходов заготовки и переработки древесины
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать современные законодательные материалы по экологии и безопасности жизнедеятельности;
организовывать самостоятельную и коллективную научно-исследовательскую работу
разрабатывать планы и программы проведения научных исследований, технических разработок с использованием современных приборов и методик
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками поиска, обработки, анализа и систематизации научно-технической информации по теме исследования, выбору методик и средств решения задачи

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Биорефайнинг - новый виток спирали
1.1. Основные аспекты и направления биорефайнинга Лекции 2 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.2. Энергетические, физико-химические и химические аспекты биорефайнинга древесины. Схема потоков при биорефайнинге. Практические 2 6 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.3. Био-рефайнинг и Технологическая платформа «БиоТех2030». Практические 2 6 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.4. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 16 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Инновационные модели развития
2.1. Инновационная модель развития ЦБП России Лекции 2 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.2. Коплексные научно-технические проекты в области бирефайнинга отходов деревозаготовки Практические 2 4 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.3. Теоретическая концепция об определяющей роли релаксационного состояния полимеров в процессах химической, физико-химической и механо-химической переработки полимерных объектов и древесины. Практические 2 4 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.4. Поблемы переработки отдельных видов древесины и ее отходов Сам. работа 2 16 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Стратегические программы в мировом Лесном Секторе
3.1. Биотехнологии для лесного сектора. Плантационное лесовыращивание. Лекции 2 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.2. Место биоэнергетики среди воспроизводимых источников энергии. Практические 2 6 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.3. Разработки по биорефайнингу, биотопливу и решению экологических проблем. Циркулярная экономика Сам. работа 2 17 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Приведены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Приведены в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приведен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Азаров В.И., Буров А. В., Оболенская А. В. Химия древесины и синтетических полимеров: Учебники Издательство "Лань", 2010 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Никифорова Т.А., Волошин Е.В. ред. Подольский В.И. Биоконверсия растительного сырья: учебное пособие : Предназаначено для магистрантов Оренбургский государственный университет, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 10 (Office 2010 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочно);
AdobeReader http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
7-Zip http://www.7-zip.org/license.txt;
Windows 10 Pro (Майкрософт (Microsoft Corporation), 2019. Код продукта: 00330-53093-09223-ААОЕМ (бессрочно).
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Электронная библиотечная система "Юрайт" https://urait.ru/viewer/sistemy
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
005К помещение для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов Стеллажи; химическая посуда; вспомогательное лабораторное оборудование
011К лаборатория высокомолекулярных веществ; лаборатория методики преподавания химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные столы, стулья на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя сушильный шкаф; раковина; дистиллятор; оборудование; инструмент и приспособления; принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): вытяжные шкафы термостат;; вискозимитр с (d=0,56 мм);весы аналитические Pioneer; весовой стол; весы технические; сушильный шкаф ES- 4610, плитки электрические; мешалки верхнеприводные и магнитные; водоструйные насосы; термометры ртутные; термостат; штативы; песочные и водяные бани; спиртовые горелки; пробки; металлическое оборудование; наборы химической посуды; наборы химических реактивов.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции обеспечивают теоретическое изучение дисциплины. На лекциях излагается основное содержание курса, иллюстрируемое конкретными примерами, широко используется зарубежный и отечественный опыт по соответствующей тематике. Освоение лекционного материала обучающимся предполагает следующие виды работ:
-проработка рабочей программы в соответствии с целями и задачами, структурой и содержанием дисциплины;
-конспект лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы и формулировки; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины.
-проверка терминов, понятий: осуществлять с помощью энциклопедий, словарей, справочников
-работа с теоретическим материалом.
Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации.
Практические занятия способствуют развитию практических навыков в соответствующей сфере.
Самостоятельная работа предполагает расширение и закрепление знаний, умений и навыков, усвоенных на аудиторных занятиях путем самостоятельной проработки учебно-методических материалов по дисциплине и другим источникам информации; при подготовке к практическим занятиям, написании реферата, при подготовке к текущей и промежуточной аттестации.
Самостоятельная работа выполняется индивидуально, а также может проводиться под руководством преподавателя.
При подготовке к промежуточной аттестации необходимо проработать конспекты лекций и рекомендуемую литературу, получить консультацию у преподавателя.