Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 18.03.01. Химическая технология |
Профиль | Химическая технология синтетических биологически активных веществ, химико-фармацевтических препаратов и косметических средств |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 18_03_01_ХимТех-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 12 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 |
Лабораторные | 36 | 36 | 36 | 36 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 111 | 111 | 111 | 111 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Базарнова Наталья Григорьевна
1.1. | Формирование творческого мышления и привитие навыков использования приобретенных фундаментальных знаний, основных законов и методов с целью самостоятельного выбора направления исследования и проведения идентификации и определения биологически активных веществ с последующей обработкой и анализом результатов исследований на основе использования стандартных правил и норм Формирование навыков самостоятельного проведения теоретических и экспериментальных исследований при выполнении анализа биологически активных веществ с использованием современного оборудования |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02 |
ПК-16 | способностью планировать и проводить физические и химические эксперименты, проводить обработку их результатов и оценивать погрешности, выдвигать гипотезы и устанавливать границы их применения, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основные теоретические положения общей, неорганической и аналитической химии; - существующие методы анализа биологически активных веществ; - теоретические положения, лежащие в основе современных химических и физикохимических методов анализа; - природу и сущность явлений и процессов, лежащих в основе современных химических и физико-химических методов анализа, используемых для качественного и количественного определения биологически активных веществ; - общие принципы проведения эксперимента, способы измерения аналитических сигналов и их специфичности в современных химических и физико - химических методах анализа; - об основных нормативных документах, касающихся производства, контроля качества, распространения, хранения и применения. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - использовать информационные источники справочного, научного, нормативного характера применяемые в технологии биологически активных веществ; - использовать основные нормативные документы, касающиеся производства, контроля качества, распространения, хранения и применения биологически активных веществ; - выбрать наиболее эффективные и рациональные методы анализа и контроля биологически активных веществ, принятой в мировой практике; - применять принципы работы приборной базы для современных химических и физико-химических методов анализа; - использовать методы теоретического и экспериментального исследования для идентификации и исследования биологически активных веществ в современных химических и физико-химических методах анализа на основе самостоятельного выбора схемы анализа и методики его проведения; - оформлять результаты анализа с учетом метрологических характеристик. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками постановки эксперимента при проведении анализа биологически активных веществ; - навыками качественного и количественного определения биологически активных веществ современными химическими и физико- химическими методами анализа на основе самостоятельного выбора метода анализа, схемы анализа и методики его проведения; - навыками работы на современном аналитическом оборудовании; - навыками расчета метрологических характеристик результатов анализа биологически активных веществ; - навыками работы со стандартами на методы контроля биологически активных веществ; - навыками выбора заполнения стандартных бланков заявок на проведение сертификации, сертификата соответствия и декларации о соответствии биологически активных веществ. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в предметную область. Общая характеристика БАВ | ||||||
1.1. | Предмет аналитической химии биологически активных веществ. | Лекции | 8 | 2 | ПК-16 | Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Связь между структурой и биологической активностью вещества как основа направленного поиска лекарственных средств | Лекции | 8 | 2 | ПК-16 | Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Химическая и биологическая трансформация биологически активных веществ и её значение для создания новых соединений. | Практические | 8 | 4 | ПК-16 | Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Проблемы аналитического контроля и перспективные направления развития аналитического контроля биологически активны веществ | Сам. работа | 8 | 20 | ПК-16 | Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Нормативная документация на биологически активные вещества. | ||||||
2.1. | Государственная фармакопея, фармакопейные статьи (ФС) и фармакопейные статьи предприятий (ФСП). | Лекции | 8 | 2 | ПК-16 | Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Зарубежная нормативная документация: Международная, Европейская, Британская, Немецкая, Французская, Японская фармакопеи, Фармакопея США. Требования, определяющие порядок разработки нормативной документации на лекарственные средства. | Практические | 8 | 4 | ПК-16 | Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Система совершенствования и обязательность периодического пересмотра нормативной документации на БАВ. | Сам. работа | 8 | 31 | ПК-16 | Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Система исследования качества БАВ | ||||||
3.1. | Общие подходы в оценке подлинности БАВ. | Лекции | 8 | 2 | ПК-16 | Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Принципы выбора физических, химических и физико-химических методов для оценки подлинности БАВ. | Лекции | 8 | 2 | ПК-16 | Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Способы установления доброкачественности БАВ | Лекции | 8 | 2 | ПК-16 | Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Общие требования к испытаниям на доброкачественность. | Лекции | 8 | 2 | ПК-16 | Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.5. | Принципы выбора физических и химических методов анализа для установления доброкачественности БАВ. | Лекции | 8 | 2 | ПК-16 | Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.6. | Методы разделения и концентрирования в анализе БАВ | Лекции | 8 | 2 | ПК-16 | Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.7. | Хроматографические методы анализа БАВ | Лекции | 8 | 2 | ПК-16 | Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.8. | Электрохимические методы анализа БАВ | Лекции | 8 | 2 | ПК-16 | Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.9. | Основы гибридных методов анализа БАВ | Лекции | 8 | 2 | ПК-16 | Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.10. | Принципы выбора физических, химических и физико-химических методов для оценки подлинности БАВ. | Практические | 8 | 2 | ПК-16 | Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.11. | Принципы выбора физических и химических методов анализа для установления доброкачественности БАВ | Практические | 8 | 2 | ПК-16 | Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.12. | Разделение и концентрирование. Количественные характеристики разделения и концентрирования | Практические | 8 | 2 | ПК-16 | Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.13. | Экстракция. Скорость экстракции. Классификация экстракционных процессов. Твердофазная и жидкостная экстракция | Практические | 8 | 2 | ПК-16 | Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.14. | Основы электрохимических методов анализа биологически активных веществ. | Практические | 8 | 2 | ПК-16 | Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.15. | Методы разделения и концентрирования в выделении и анализе БАВ | Лабораторные | 8 | 6 | ПК-16 | Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л1.2, Л1.1 |
3.16. | Электрохимические методы анализа БАВ | Лабораторные | 8 | 6 | ПК-16 | Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л1.2, Л1.1 |
3.17. | Химические методы количественного анализа БАВ | Лабораторные | 8 | 6 | ПК-16 | Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л1.2, Л1.1 |
3.18. | Хроматографические методы препаративного получения и анализа БАВ | Лабораторные | 8 | 6 | ПК-16 | Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л1.2, Л1.1 |
3.19. | Спектроскопические методы анализ БАВ | Лабораторные | 8 | 6 | ПК-16 | Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л1.2, Л1.1 |
3.20. | Система исследования качества БАВ | Лабораторные | 8 | 6 | ПК-16 | Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л1.2, Л1.1 |
3.21. | Методы препаративного и аналитического исследования БАВ | Сам. работа | 8 | 60 | ПК-16 | Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Приведены в фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Приведен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | А. Ю. Просеков, О. В. Кригер, Л. С. Дышлюк, Л. К. Асякина | Промышленное производство биологически активных веществ : учебное пособие: | Лань, 2020 | e.lanbook.com |
Л1.2 | А. А. Иозеп, Б. В. Пассет, В. Я. Самаренко, О. Б. Щенникова | Химическая технология лекарственных веществ. Основные процессы химического синтеза биологически активных веществ : учебное пособие: | Лань, 2020 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Л. В. Рудакова, О. Б. Рудаков | Информационные технологии в аналитическом контроле биологически активных веществ : монография: | Лань, 2021 | e.lanbook.com |
Л2.2 | Никитина Н.Г. - отв. ред. | АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ И ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.3 | С.Ю. Гармонов, Н.С, Шитова, Л.М. Юсупова | Контроль качества и безопасность лекарственных препаратов : учебное пособие : | Казань : КГТУ, 2008, 2008 | biblioclub.ru |
Л2.4 | О.В. Силкина | Химия биологически активных веществ: лабораторный практикум: | Поволжский государственный технологический университет, 2017 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Промышленное производство биологически активных веществ : учебное пособие | e.lanbook.com | ||
Э2 | Химическая технология лекарственных веществ. Основные процессы химического синтеза биологически активных веществ : учебное пособие | e.lanbook.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 10 (Office 2010 Professional, № 49464762 от 14.12.2011; Adobe Reader https://wwwimages2.adobe.com/content/dam/acom/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf; 7-Zip https://www.7-zip.org/license.txt; Windows 10 Pro (Майкрософт (Microsoft Corporation), 2019. Код продукта: 00330-53093-09223-ААОЕМ. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
510К | лаборатория аналитической химии; лаборатория химико-аналитическая - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доски меловые 1шт.; сушильный шкаф, муфельная печь, дистиллятор, раковина, шкафы для хранения реактивов – 3 шт.; оборудование, инструменты и приспособления, принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): вытяжные шкафы, вытяжной зонт, микроскоп, плитки электрические, прибор для определения температуры плавления, установки для титрования, термометры ртутные, штативы, баня песочная, баня водяная, штативы для качественного анализа, центрифуга, пробки (стеклянные, резиновые, корковые), металлическое оборудование, набор химической посуды, набор химических реактивов. |
501К | лаборатория проблем комплексной безопасности; кабинет безопасности жизнедеятельности; кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран; стационарный проектор: Optoma DS347 - 1 ед.; средства индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; набор плакатов. |
Теоретический материал дисциплины изучается по всем формам обучения в соответствии с учебным планом: лекции, практические и лабораторные занятия, самостоятельная работа. Лекция - это вид учебных занятий, в ходе которых в устной форме преподавателем излагается предмет, с другой стороны, лекция - это способ подачи учебного материала путём логически стройного, систематически последовательного и ясного изложения. Посещение студентами лекционных занятий ‒ необходимо, т.к. лекции вводят в науку, они дают первое знакомство с научно-теоретическими положениями данной науки и, что особенно важно и что очень сложно осуществить студенту самостоятельно, знакомят с методологией науки. Лекции предназначены для того, чтобы закладывать основы научных знаний, определять направление, основное содержание и характер всех видов учебных занятий, а также самостоятельной работы студентов. Систематическое посещение лекций, активная мыслительная работа в ходе объяснения преподавателем учебного материала позволяет не только понимать изучаемую дисциплину, но и успешно справляться с учебными заданиями на занятиях других видов. Практические занятия. Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционных тем. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения практических задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции. При подготовке к практическим занятиям следует использовать литературные источники, приведенные в списке рекомендованной литературы. Отвечать на вопросы и задания необходимо по существу, стремясь дать ясное и конкретное изложение ответа. Важно обосновывать выводы и приводимые заключения, приводить примеры, активно участвовать в обсуждении заданий. Лабораторные занятия направлены на формирование навыков работы на современном оборудовании, освоение отдельных препаративных и аналитических методов анализа БАВ Самостоятельная работа студентов направлена на осмысление материала изучаемой дисциплины, формирование осведомленности о современном состоянии науки и заключается в подготовке к пратическим занятиям. Текущий контроль формирования компетенций осуществляется посредством практических и лабораторных заданий. К промежуточной аттестации допускаются студенты, которые выполнили весь объём работы, предусмотренный учебной программой по дисциплине. На промежуточной аттестации надо не только показать теоретические знания по дисциплине, но и уметь применить их при решении практических заданий.В билет для промежуточной аттестации включено два теоретических вопроса и практическое задание, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Промежуточная аттестация проводится в устной форме. |