Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 18.03.01. Химическая технология |
Профиль | Химическая технология синтетических биологически активных веществ, химико-фармацевтических препаратов и косметических средств |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 18_03_01_ХимТех-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 36 | 36 | 36 | 36 |
Практические | 36 | 36 | 36 | 36 |
Сам. работа | 117 | 117 | 117 | 117 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Базарнова Наталья Григорьевна, д.х.н., профессор
1.1. | В дисциплине «Теоретические основы синтеза БАВ» рассматриваются теоретические принципы направленного синтеза биологически активных веществ карбоциклической и гетероциклической природы, аспекты применения важнейших биологически активных веществ природного и синтетического происхождения, в ряде случаев обсуждается механизм действия биологически активных веществ. Основной целью дисциплины является формирование компетенций в области теоретических основ синтеза биологически активных веществ |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01 |
ПК-16 | способностью планировать и проводить физические и химические эксперименты, проводить обработку их результатов и оценивать погрешности, выдвигать гипотезы и устанавливать границы их применения, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | теоретические основы методов синтеза алифатических, карбоциклических и гетероциклических биологически активных веществ сущность атом-экономных подходов в синтезе биологически активных веществ наиболее актуальные направления дизайна новых биологически активных веществ |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать альтернативные варианты синтеза биологически активных веществ и оценивать потенциальные преимущества и недостатки реализации этих вариантов применять методы теоретического и экспериментального исследования использовать знания по актуальным направлениям создания новых биологически активных соединений в собственных научных исследованиях |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач в области теоретических основ синтеза биологически активных веществ |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Классификация, структура и функции БАВ | Лекции | 7 | 4 | ПК-16 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.2. | Биологически активные вещества | Практические | 7 | 2 | ПК-16 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.3. | Экзогенные природные БАВ (колины, фитонциды, маразмины, антибиотики и др.) и эндогенные БАВ (белки, витамины, липиды, ферменты, углеводы, фитогормоны и др.). Их структура и функции | Сам. работа | 7 | 20 | ПК-16 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 2. Общие закономерности синтеза БАВ | ||||||
2.1. | Методология органического синтеза БАВ | Лекции | 7 | 4 | ПК-16 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.2. | Методы синтеза органических нитросоединений в химической технологии биологически активных веществ | Лекции | 7 | 2 | ПК-16 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.3. | Процессы нитрозирования и диазотирования в химической технологии биологически активных веществ | Лекции | 7 | 2 | ПК-16 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.4. | Процессы сульфирования в химической технологии биологически активных веществ | Лекции | 7 | 2 | ПК-16 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.5. | Методы синтеза органических галогенидов в химической технологии биологически активных веществ | Лекции | 7 | 2 | ПК-16 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.6. | Процессы замещения функциональных групп в молекуле органического соединения | Лекции | 7 | 4 | ПК-16 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.7. | Процессы алкилирования в химической технологии биологически активных веществ | Лекции | 7 | 2 | ПК-16 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.8. | Процессы ацилирования в химической технологии биологически активных веществ | Лекции | 7 | 4 | ПК-16 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.9. | Методы восстановления в химической технологии биологически активных веществ | Лекции | 7 | 2 | ПК-16 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.10. | Методы окисления в химической технологии биологически активных веществ | Лекции | 7 | 2 | ПК-16 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.11. | Процессы нитрования и механизмы реакции получения нитропроизводных | Практические | 7 | 4 | ПК-16 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.12. | Реакции нитрозирования и диазотирования в технологиях получения БАВ | Практические | 7 | 2 | ПК-16 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.13. | Процессы сульфирования в синтезе БАВ | Практические | 7 | 4 | ПК-16 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.14. | Реакции синтеза галогенсодержащих БАВ | Практические | 7 | 4 | ПК-16 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.15. | Процессы замещения функциональных групп в молекуле органического соединения | Практические | 7 | 2 | ПК-16 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.16. | Реакции алкилирования в синтезе БАВ | Практические | 7 | 4 | ПК-16 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.17. | Реакции ацилирования в синтезе БАВ | Практические | 7 | 4 | ПК-16 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.18. | Реакции восстановления в синтезе БАВ | Практические | 7 | 4 | ПК-16 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.19. | Реакции окисления в синтезе БАВ | Практические | 7 | 4 | ПК-16 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.20. | Теоретические основы химического синтеза БАВ | Сам. работа | 7 | 67 | ПК-16 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 3. Теоретические основы биосинтеза биологически активных веществ | ||||||
3.1. | Принципы микробиосинтеза БАВ | Лекции | 7 | 4 | ПК-16 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.2. | Основные технологические показатели биосинтеза БАВ | Лекции | 7 | 2 | ПК-16 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.3. | Теоретические основы биосинтеза БАВ | Практические | 7 | 2 | ПК-16 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.4. | Теоретические основы биосинтеза БАВ | Сам. работа | 7 | 30 | ПК-16 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Мочульская Н. Н., Максимова Н. Е., Емельянов В. В. ; под науч. ред. Чарушина В.Н. | БИООРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф другой организации | М.:Издательство Юрайт, 2018 | https://urait.ru/bcode/415396 |
Л1.2 | В.А. Смит, А.Д. Дильман. | Смит, В.А. Основы современного органического синтеза [Электронный ресурс] : учебное пособие / : | Москва : Издательство "Лаборатория знаний", , 2015. | Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/66366. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Травень В.Ф. | Органическая химия. В 3 т. Т. 3: учебное пособие для вузов: Учебные пособия | Издательство "Лаборатория знаний" (ранее "БИНОМ. Лаборатория знаний"), 2015 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ | www.lib.asu.ru | ||
Э2 | БЕН Библиотека естественных наук | ben.irex.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 10 (Office 2010 Professional, № 49464762 от 14.12.2011; Adobe Reader https://wwwimages2.adobe.com/content/dam/acom/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf; 7-Zip https://www.7-zip.org/license.txt; Windows 10 Pro (Майкрософт (Microsoft Corporation), 2019. Код продукта: 00330-53093-09223-ААОЕМ. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Методические указания к самостоятельной работе Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: с целью снятия возможных затруднений; с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet. Методические указания к лекционным занятиям При подготовке к лекции рекомендуется: 1. просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал; 2. полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции; 3. если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая; 4. психологически настроиться на лекцию. Методические указания к практическим (семинарским) занятиям Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине. Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов. При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы. Готовясь к практическому занятию, студенты должны: познакомиться с рекомендованной литературой; рассмотреть различные точки зрения по рассматриваемым вопросам (заданиям); выделить проблемные области; сформулировать собственную точку зрения; познакомиться со способами решения расчетных (практических) задач по теме семинара; предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионные вопросы. Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов. Методические указания к экзамену Изучение дисциплинs завершается экзаменом. Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине. Требования к организации подготовки к экзамену те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов. Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний. |