МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теоретические основы синтеза БАВ
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки18.03.01. Химическая технология
ПрофильХимическая технология синтетических биологически активных веществ, химико-фармацевтических препаратов и косметических средств
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план18_03_01_ХимТех-1-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.х.н., Доцент, В.И. Маркин

Рецензент(ы):
к.х.н., Доцент, И.В. Микушина

Рабочая программа дисциплины
Теоретические основы синтеза БАВ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 18.03.01 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № 1005)

составлена на основании учебного плана:
18.03.01 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Наталья Григорьевна, д.х.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Базарнова Наталья Григорьевна, д.х.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.В дисциплине «Теоретические основы синтеза БАВ» рассматриваются теоретические принципы направленного синтеза биологически активных веществ карбоциклической и гетероциклической природы, аспекты применения важнейших биологически активных веществ природного и синтетического происхождения, в ряде случаев обсуждается механизм действия биологически активных веществ.
Основной целью дисциплины является формирование компетенций в области теоретических основ синтеза биологически активных веществ

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-16: способностью планировать и проводить физические и химические эксперименты, проводить обработку их результатов и оценивать погрешности, выдвигать гипотезы и устанавливать границы их применения, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы методов синтеза алифатических, карбоциклических и гетероциклических биологически активных веществ
сущность атом-экономных подходов в синтезе биологически активных веществ
наиболее актуальные направления дизайна новых биологически активных веществ
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать альтернативные варианты синтеза биологически активных веществ и оценивать потенциальные преимущества и недостатки реализации этих вариантов
применять методы теоретического и экспериментального исследования
использовать знания по актуальным направлениям создания новых биологически активных соединений в собственных научных исследованиях
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач в области теоретических основ синтеза биологически активных веществ

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Классификация, структура и функции БАВ Лекции 7 4 ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Биологически активные вещества Практические 7 2 ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Экзогенные природные БАВ (колины, фитонциды, маразмины, антибиотики и др.) и эндогенные БАВ (белки, витамины, липиды, ферменты, углеводы, фитогормоны и др.). Их структура и функции Сам. работа 7 20 ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Общие закономерности синтеза БАВ
2.1. Методология органического синтеза БАВ Лекции 7 4 ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Методы синтеза органических нитросоединений в химической технологии биологически активных веществ Лекции 7 2 ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Процессы нитрозирования и диазотирования в химической технологии биологически активных веществ Лекции 7 2 ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Процессы сульфирования в химической технологии биологически активных веществ Лекции 7 2 ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Методы синтеза органических галогенидов в химической технологии биологически активных веществ Лекции 7 2 ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Процессы замещения функциональных групп в молекуле органического соединения Лекции 7 4 ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.7. Процессы алкилирования в химической технологии биологически активных веществ Лекции 7 2 ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.8. Процессы ацилирования в химической технологии биологически активных веществ Лекции 7 4 ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.9. Методы восстановления в химической технологии биологически активных веществ Лекции 7 2 ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.10. Методы окисления в химической технологии биологически активных веществ Лекции 7 2 ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.11. Процессы нитрования и механизмы реакции получения нитропроизводных Практические 7 4 ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.12. Реакции нитрозирования и диазотирования в технологиях получения БАВ Практические 7 2 ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.13. Процессы сульфирования в синтезе БАВ Практические 7 4 ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.14. Реакции синтеза галогенсодержащих БАВ Практические 7 4 ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.15. Процессы замещения функциональных групп в молекуле органического соединения Практические 7 2 ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.16. Реакции алкилирования в синтезе БАВ Практические 7 4 ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.17. Реакции ацилирования в синтезе БАВ Практические 7 4 ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.18. Реакции восстановления в синтезе БАВ Практические 7 4 ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.19. Реакции окисления в синтезе БАВ Практические 7 4 ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.20. Теоретические основы химического синтеза БАВ Сам. работа 7 67 ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Теоретические основы биосинтеза биологически активных веществ
3.1. Принципы микробиосинтеза БАВ Лекции 7 4 ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Основные технологические показатели биосинтеза БАВ Лекции 7 2 ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Теоретические основы биосинтеза БАВ Практические 7 2 ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.4. Теоретические основы биосинтеза БАВ Сам. работа 7 30 ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мочульская Н. Н., Максимова Н. Е., Емельянов В. В. ; под науч. ред. Чарушина В.Н. БИООРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф другой организации М.:Издательство Юрайт, 2018 https://urait.ru/bcode/415396
Л1.2 В.А. Смит, А.Д. Дильман. Смит, В.А. Основы современного органического синтеза [Электронный ресурс] : учебное пособие / : Москва : Издательство "Лаборатория знаний", , 2015. Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/66366.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Травень В.Ф. Органическая химия. В 3 т. Т. 3: учебное пособие для вузов: Учебные пособия Издательство "Лаборатория знаний" (ранее "БИНОМ. Лаборатория знаний"), 2015 https://e.lanbook.com/book/84110
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.lib.asu.ru
Э2 БЕН Библиотека естественных наук http://ben.irex.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 10 (Office 2010 Professional, № 49464762 от 14.12.2011;
Adobe Reader https://wwwimages2.adobe.com/content/dam/acom/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
7-Zip https://www.7-zip.org/license.txt;
Windows 10 Pro (Майкрософт (Microsoft Corporation), 2019. Код продукта: 00330-53093-09223-ААОЕМ.
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ

http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека

http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук

http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека

http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук

http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека

http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ

http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к самостоятельной работе
Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: с целью снятия возможных затруднений; с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.
Методические указания к лекционным занятиям
При подготовке к лекции рекомендуется:
1. просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2. полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3. если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4. психологически настроиться на лекцию.
Методические указания к практическим (семинарским) занятиям
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине. Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов. При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Готовясь к практическому занятию, студенты должны: познакомиться с рекомендованной литературой; рассмотреть различные точки зрения по рассматриваемым вопросам (заданиям); выделить проблемные области; сформулировать собственную точку зрения; познакомиться со способами решения расчетных (практических) задач по теме семинара; предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионные вопросы. Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов.
Методические указания к экзамену
Изучение дисциплинs завершается экзаменом. Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к экзамену те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.