МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика и технология работы социального педагога

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доц., Мелешева А.П.

Рецензент(ы):
д-р психологических наук, проф., Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Методика и технология работы социального педагога

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у студентов профессиональную готовность к реализации целостного социально-педагогического процесса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-9 способностью выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением
ПК-10 способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях
ПК-11 способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
ПСК-4.1 способность применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска
ПСК-4.2 способность проводить динамическую диагностику психосоциальных проблем и отклонений развития, признаков семейной дисфункции, жестокого обращения и насилия
ПСК-4.3 способность планировать и реализовывать программы системного пролонгированного сопровождения
ПСК-4.6 готовность разрабатывать и реализовывать программы профилактической работы по предотвращению девиантного поведения молодежи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.социально-педагогические технологии и их структуру, специфику работы организаций, занимающихся социально-педагогической помощью.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности, применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.выделять лиц группы риска, устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, осуществлять выделять лиц группы риска, устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, проводить динамическую диагностику психосоциальных проблем и отклонений развития, признаков семейной дисфункции, жестокого обращения и насилия, осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, планировать и реализовывать программы профилактической работы по предотвращению девиантного поведения молодежи.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность понятий «методика» и «технология», их иерархия и взаимосвязь
1.1. Сущность понятия «методика» в теории, практике и образовательной сфере социальной педагогики Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Методы работы социального педагога Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Понятие «технология» в работе социального педагога Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Должностные обязанности и сферы специализаций социального педагога
2.1. Должностная инструкция как правовой документ социального педагога Сам. работа 4 1 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Сферы специализаций социального педагога Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Права и этический кодекс социального педагога Практические 4 1 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Методика работы организаций, занимающихся социально - педагогической помощью
3.1. Социально-педагогическая помощь безнадзорным и беспризорным детям подросткам Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.2. Социально-педагогическая помощь беспризорным и безнадзорным Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.3. Категория детей «группы риска» как получатели социально-педагогической помощи Практические 4 1 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.4. Организационные социально-педагогические технологии Сам. работа 4 5 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.5. Социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы с детьми группы риска Сам. работа 4 14 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Методы социально-педагогической профилактики, коррекции и реабилитации
4.1. Методологическое обоснование социально-педагогической профилактики, коррекции и реабилитации Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.2. Нарушения социально-педагогической адаптации как предпосылки для коррекции и реабилитации Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.3. Социально-педагогическая коррекция и реабилитация Практические 4 1 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.4. Социально-педагогические методы профилактики Сам. работа 4 4 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Методы диагностики личности и окружающей ее микросреды
5.1. Диагностика личности в деятельности социального педагога Практические 4 1 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.2. Изучение микросреды как основа профессиональной деятельности социального педагога Сам. работа 4 1 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.3. Обследование социально-педагогических учреждений в микрорайоне Сам. работа 4 11 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.4. Детский коллектив - микросреда социализации и воспитания ребенка Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.5. Роль воспитательного коллектива в реализации целей социализации и воспитания ребенка Сам. работа 4 10 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 6. Технология работы социального педагога с различными категориями населения
6.1. Технология работы социального педагога с детьми с ограниченными возможностями Сам. работа 4 3 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
6.2. Семья как категория населения Сам. работа 4 5 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
6.3. Методика работы социального педагога с различными категориями семей Практические 4 1 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
6.4. Технология работы социального педагога с детьми, оставшимися без попечения родителей Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
6.5. Технология работы социального педагога Сам. работа 4 15 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 7. Социальный педагог, как менеджер: технология социального планирования и управления
7.1. Менеджмент как часть социального управления Лекции 4 1 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
7.2. Планирование в деятельности социального педагога Практические 4 1 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
7.3. Программно-целевое управление в работе социального педагога Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 П.А. Шептенко, Г.А. Воронина, под ред. В.А. Сластенина Методика и технология работы социального педагога : Учебное пособие для вузов Академия, 2002
Л1.2 Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие для вузов Академия, 2002
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бурмистрова Е.В. Методика и технология работы социального педагога. Организация досуговой деятельности.: Учебное пособие Юрайт, 2019
Л2.2 Милькевич О.А. Методика и технология работы социального педагог. Профилактика детсого неблагополучия.: Учебное пособие Юрайт, 2019
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodl Методика и технология работы социального педагога portal.edu.asu.ru
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional;
Office 2010 Professional
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации студенту

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных занятий, ведение конспектов лекций, применение информации, полученной на лекциях при подготовке домашних заданий, творческих заданий, прохождения тестов по предмету, сдачи зачета.
2. Обязательное посещение практических занятий, выступление на практических занятиях; при подготовке к практическим занятиям необходимо вдумчивое знакомство с обязательной и дополнительной литературой, указанной в рабочей программе дисциплины.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: обсуждение домашних заданий; дискуссиях, выполнении индивидуальных практических заданий, творческих заданиий и др.
4. При подготовке доклада студенту рекомендуется:
1. Составить план выступления;
2. При изложении материала стремиться воспроизвести содержание в доступной для слушателей форме;
3. Обозначать авторов научных подходов (идей, положений, взглядов и др.)
4. Подготовить примеры для иллюстрации ключевых положений доклада;
5. Время доклада 10 минут;
6. После доклада выступающий отвечает на вопросы аудитории;
7. Приветствуется использование электронной презентации;
8. Предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме.