МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz20_03_01_ТБ-12345-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 58 58 58 58
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Артюхина В.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.03.2016г. №246)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., доктор философ. наук, профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Попов Е.А., доктор философ. наук, профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать представление о современной социальной организации и социальном развитии общества, о социальном взаимодействии и социальных отношениях, умение проанализировать социальные последствия своей профессиональной деятельности и нести за них ответственность

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.10

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5: владением компетенциями социального взаимодействия: способностью использования эмоциональных и волевых особенностей психологии личности, готовностью к сотрудничеству, расовой, национальной, религиозной терпимости, умением погашать конфликты, способностью к социальной адаптации, коммуникативностью, толерантностью
ОК-6: способностью организовать свою работу ради достижения поставленных целей и готовностью к использованию инновационных идей
ОК-11: способностью к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способностью к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные социологические понятия и категории, специфику социального взаимодействия в современном обществе
теоретические основы и специфику организации профессиональной деятельности с использованием современных социологических знаний
теоретические основы и специфику использования социологических методов в процессе принятия решений и разрешения проблемных ситуаций

3.2.Уметь:
3.2.1.использовать социологические знания в процессе социального взаимодействия и сотрудничества с коллегами
использовать современные социологические знания в профессиональной деятельности
осуществлять выбор социологических методов в процессе принятия решений и разрешения проблемных ситуаций
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими навыками социального взаимодействия и сотрудничества с коллегами
практическими навыками организации профессиональной деятельности с использованием современных социологических знаний
практическими навыками использования социологических методов в процессе принятия решений и разрешения проблемных ситуаций

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социология как наука
1.1. Социология как наука. Лекции 2 1 ОК-5, ОК-6, ОК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Социология как наука. Практические 2 1 ОК-5, ОК-6, ОК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Социология как наука. Сам. работа 2 10 ОК-5, ОК-6, ОК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Основные направления развития современного социологического знания. Лекции 2 1 ОК-5, ОК-6, ОК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Основные направления развития современного социологического знания. Практические 2 1 ОК-5, ОК-6, ОК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Основные направления развития современного социологического знания. Сам. работа 2 10 ОК-5, ОК-6, ОК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Общество как социальная система. Лекции 2 1 ОК-5, ОК-6, ОК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Общество как социальная система. Практические 2 2 ОК-5, ОК-6, ОК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.9. Общество как социальная система. Сам. работа 2 10 ОК-5, ОК-6, ОК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.10. Социальные общности и группы в социальной системе общества. Лекции 2 1 ОК-5, ОК-6, ОК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.11. Социальные общности и группы в социальной системе общества. Практические 2 2 ОК-5, ОК-6, ОК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.12. Социальные общности и группы в социальной системе общества. Сам. работа 2 14 ОК-5, ОК-6, ОК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.13. Социальная структура современного общества. Сам. работа 2 14 ОК-5, ОК-6, ОК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Теоретические вопросы
1. История становления социологического знания за рубежом.
2. История развития российской социологии.
3. Объект и предмет социологии.
4. Функции социологического знания.
5. Теоретический и эмпирический уровни социологии.
6. Понятие парадигмы, теории и концепции в социологии.
7. Структурный функционализм.
8. Марксизм и неомарксизм в социологии.
9. Психоаналитические традиции в социологии.
10. Понимающая социология.
11. Основные структурные элементы общественного устройства.
12. Понятие и основное предназначение социальных институтов в обществе.
13. Современные социальные институты и их функции.
14. Основные тенденции современного общественного развития.
15. Понятия социального неравенства и социальной стратификации.
16. Социальная мобильность: понятие, основные виды, каналы реализации.
17. Понятие социальной группы, класса, общности.
18. Социальная структура современных западных и российского общества.

Практические задания
1. Разработка вопросов для коллективного обсуждения по теме.
2. Иллюстрация возможностей использования результатов социологических исследований в своей профессиональной деятельности.
3. Оценка возможностей и ограничений основных каналов социальной мобильности в современной России.
4. Подготовка тезисов доклада перед своими коллегами по тематике: «Функции и дисфункции конкретного социального института»

5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Латышева, В. В. Социология: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/DBA3D0FC-3AEF-4B45-B3A9-0F051A7D9289.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Исаев, Б. А. Социология : учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2017 http://www.biblio-online.ru/book/F06EA469-0AD6-4FAF-8467-9A51191FC7BC
Л2.2 Брушкова Л.А. Социология : учебник и практикум Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/0C83810F-60BE-465D-B8BB-27371020D39B.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет-ресурсы
Э2 1. www.lib.msu.su (Научная библиотека МГУ)
Э3 2. www.public.ru (Публичная Интернет библиотека)
Э4 3. www.isras.ru (Институт социологии РАН)
Э5 Электронные библиотечные системы:
Э6 1. ЭБС издательства «Лань» - http://e.lanbook.com/
Э7 2. ЭБС «Университетская библиотека online» - http://www.biblioclub.ru/
Э8 Курс в Moodle "Социология для химического факультета" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2966
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо:
 ознакомиться с планом практического занятия;
 самостоятельную подготовку к практическому занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы;
 просматривать и изучать все вопросы практического занятия, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно);
 проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам;
 при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного;
 при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем.
При оценивании ответа на теоретический вопрос практического занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Практическое задание
Выполнение практического задания возможно как на практического занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Тестирование
Итоговое тестирование по предмету проводится непосредственно в аудитории с использованием раздаточного материала. На тестирование отводится 30 минут. При оценивании теста преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Зачет
Студент на зачете отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 25 минут. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за зачет выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос.