Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 18.04.01. Химическая технология |
Профиль | Инновационная химическая и биотехнологическая переработка растительного сырья |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 18_04_01_Химтех-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 26 | 26 | 26 | 26 |
Сам. работа | 49 | 49 | 49 | 49 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Базарнова Наталья Григорьевна
1.1. | На основе двеннадцати принципов "зеленой химии" показать возможность организации безопасного производства синтетических биологически активных веществ, лекарственных, косметических веществ и других химических продуктов, ознакомить студентов с уже реализованными "зелеными" технологиями и стратегией действий на пути к устойчивому развитию общества. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ОК-4 | способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, получать знания в области современных проблем науки, техники и технологии, гуманитарных, социальных и экономических наук |
ОК-8 | способностью находить творческие решения социальных и профессиональных задач, готовностью к принятию нестандартных решений |
ПК-1 | способностью организовывать самостоятельную и коллективную научно-исследовательскую работу, разрабатывать планы и программы проведения научных исследований и технических разработок, разрабатывать задания для исполнителей |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - источники современной информации; - методы поиска решений профессиональных задач; - важнейшие принципы и направления "зеленой химии"; современные стратегии развития мировой промышленности и программы производителей химической продукции, направленные на сохранение окружающей среды и достижение устойчивого развития общества; законодательные документы, регламентирующие охрану окружающей среды в химической промышленности; основные подходы и приемы проведения "зеленого" химического синтеза; принципы выбора исходных материалов, реагентов, растворителей, условий проведения реакций с точки зрения общей эффективности химического синтеза; технологические аспекты внедрения и аппаратное оформление "зеленых" химических процессов; достоинства и недостатки традиционных и нетрадиционных методов активации химических реакций; экологические преимущества каталитических химических процессов; специфику проведения химических реакций без органических растворителей; перспективы использования возобновляемых источников энергии и их вклад в общее мировое энергетическое производство; подходы к получению продуктов из возобновляемых источников сырья; разработки российских ученых в области "зеленой химии" и направления ее развития в России. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - овершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, получать знания в области современных проблем науки, техники и технологии, гуманитарных, социальных и экономических наук; - оперировать ключевыми понятиями "зеленая химия", "устойчивое развитие", и ориентироваться в современных тенденциях развития мировой химической промышленности;оценивать эффективность проведения химических реакций и их экологические последствия;анализировать существующие методики эксперимента и технологии получения химических веществ с точки зрения их безопасности для окружающей среды и человека предложить новые безопасные способы проведения химических процессов и внедрять их в лабораторных и производственных условиях; применять современные информационные технологии при решении практических задач по реализации "зеленых" химических процессов; готовить информацию и распространять идеи "зеленой химии" среди специалистов и общественности для достижения целей устойчивого развития общества. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, получать знания в области современных проблем науки, техники и технологии, гуманитарных, социальных и экономических наук; - методологией безопасного проведения химических процессов в лабораторных условиях и особенностями проведения процесса масштабирования лабораторных технологий; основами стратегии организации "зеленых" химических производств; подходами к анализу деятельности предприятия химической промышленности с позиций концепции более безопасного производства |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. "Зеленая химия" - химия в интересах устойчивого развития | ||||||
1.1. | "Зеленая химия" как наука и мировоззрение | Лекции | 3 | 2 | ОК-4, ОК-8, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.2. | Концепция устойчивого развития и роль химии в его осуществлении | Лекции | 3 | 2 | ОК-4, ОК-8, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.3. | Законодательство в природоохранной деятельности | Практические | 3 | 2 | ОК-4, ОК-8, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.4. | "Зеленая химия" - наука 21 века. Внедрение "зеленых" технологий в промышленное производство | Практические | 3 | 2 | ОК-4, ОК-8, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.5. | Экологический менеджмент и безопасное обращение с химическими веществами | Практические | 3 | 2 | ОК-4, ОК-8, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.6. | Зеленая химия и нанотоксикология | Практические | 3 | 2 | ОК-4, ОК-8, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.7. | "Зеленая химия" - химия в интересах устойчивого развития | Сам. работа | 3 | 24 | ОК-4, ОК-8, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 2. Основные направления развития "зеленой химии" | ||||||
2.1. | Химический синтез и "зеленая химия" | Лекции | 3 | 1 | ОК-4, ОК-8, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.2. | Нетрадиционные методы активации химических реакций | Практические | 3 | 2 | ОК-4, ОК-8, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.3. | Катализ и "зеленая химия" | Лекции | 3 | 1 | ОК-4, ОК-8, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.4. | "Зеленый" дизайн химических процессов | Практические | 3 | 2 | ОК-4, ОК-8, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.5. | "Зеленые" растворители | Практические | 3 | 2 | ОК-4, ОК-8, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.6. | Возобновляемые источники энергии и сырья | Практические | 3 | 4 | ОК-4, ОК-8, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.7. | "Зеленый" химический синтез | Практические | 3 | 2 | ОК-4, ОК-8, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.8. | Примеры химических процессов в новых видах реакторов. Дизайн "зеленых" процессов синтеза на примере получения 2-хлорникотиновой кислоты | Практические | 3 | 4 | ОК-4, ОК-8, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.9. | "Зеленая химия" в России | Практические | 3 | 2 | ОК-4, ОК-8, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.10. | Основные направления развития "зеленой химии" | Сам. работа | 3 | 25 | ОК-4, ОК-8, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Антипова Л.В. | Основы биотехнологии переработки сельскохозяйственной продукции: учебное пособие для вузов | Издательство Юрайт, 2021 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Л. И. Тихомирова | Основы биотехнологии: опорный конспект лекций : учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Смит В.А., Дильман А.Д. | Основы современного органического синтеза: Учебные пособия | Издательство "Лаборатория знаний" (ранее "БИНОМ. Лаборатория знаний"), 2015 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 10 (Office 2010 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочно); AdobeReader http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf; 7-Zip http://www.7-zip.org/license.txt; Windows 10 Pro (Майкрософт (Microsoft Corporation), 2019. Код продукта: 00330-53093-09223-ААОЕМ (бессрочно). ZaIR 3.5 (сборка 844 от 02.12.2001 (бессрочно); Cary WinUV (Cary WinUV Version 5.0.0.999 (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 48848719 от 28.07.2011 (бессрочно); Microsoft Office 10 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочно); 7-Zip http://www.7-zip.org/license.txt; AcrobatReader http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Научная библиотека АлтГУ: http://www.lib.asu.ru Библиотечно-информационная система «Реферативный журнал» по 2009: http://www.lib.asu.ru:8082/ Книги и журналы издательства Springer: http://link.springer.com Книги и журналы издательства Elsevier: http://www.sciencedirect.com Научная электронная библиотека: http://elibrary.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
005К | помещение для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов | Стеллажи; химическая посуда; вспомогательное лабораторное оборудование |
013К | лаборатория ИК и УФ-спектроскопии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; переносная доска; переносная мультимедиа техника; комплект для прессовки таблеток с гидравлическим прессом; спектрофотометр УФ (Agilent); ИК-спектрометр Infraium FT-801; излучатель инфракрасный, SPECORD 75 IR, SPECORD UV VIS; набор кювет; комплект кювет KBr: пресс гидравлический, программный пакет Zair 3.5, программный пакет OPUS 6.5; МФУ; Фурье-спектрометр; спектрофотометр; набор химической посуды; набор реактивов; компьютер Aquarius Std MS_SC140 C2600/D512/HDD160/DVDRW/LCD - панель BenQ 17", Вытяжной шкаф. |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Методические указания к самостоятельной работе Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: с целью снятия возможных затруднений; с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet. Методические указания к лекционным занятиям При подготовке к лекции рекомендуется: 1. просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал; 2. полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции; 3. если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая; 4. психологически настроиться на лекцию. Методические указания к практическим занятиям Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине. Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов. При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы. Готовясь к практическому занятию, студенты должны: познакомиться с рекомендованной литературой; рассмотреть различные точки зрения по рассматриваемым вопросам (заданиям); выделить проблемные области; сформулировать собственную точку зрения; познакомиться со способами решения расчетных (практических) задач по теме семинара; предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионные вопросы. Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов. Методические указания к экзамену Изучение многих общепрофессиональных и специальных дисциплин завершается зачетом/экзаменом. Подготовка к зачету/экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету/экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете/экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине. Требования к организации подготовки к зачету/экзамену те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов. Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний. |