МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Клиническая психология и психотерапия семьи
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. Клиническая психология (специальность)
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Лабораторные 20 20 20 20
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Кузьмина Анна Сергеевна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Сагалакова ОЛьга Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Клиническая психология и психотерапия семьи

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - изучение роли семьи в происхождении, развитии, лечении и предупреждении заболеваний, а также определение влияния различных болезней на семейное функционирование.
Задачи:
1. Определение роли семьи в происхождении, развитии и профилактике болезней; сохранении и укреплении здоровья детей, подростков и взрослых.
2. Изучение семьи как фактора аномального развития и отклоняющегося поведения.
3. Исследование влияния различных болезней на семейные отношения.
4. Освоение методов семейной психологической диагностики.
5. Создание классификации семей, нуждающихся в оказании психологической помощи, определение общих и специфических особенностей этих семей.
6. Освоение методов психологического воздействия, направленных на лечение пациента в семье и при помощи семьи, а также на оптимизацию семейных взаимоотношений (методов семейной психотерапии) с учетом специфики нуждающихся в данном виде помощи семей.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: готовностью разрабатывать дизайн психологического исследования, формулировать проблемы и гипотезы, планировать и проводить эмпирические исследования, анализировать и обобщать полученные данные в виде научных статей и докладов
ПСК-3.5: способностью и готовностью к самостоятельной постановке практических и исследовательских задач, составлению программ диагностического обследования больных с психическими расстройствами и их семей с целью определения структуры дефекта, а также факторов риска и дезадаптации
ПСК-3.11: способностью и готовностью к применению современных методов оценки и оптимизации качества жизни больных с психическими расстройствами, а также членов их социальных сетей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы постановки практических и исследовательских задач, составлению программ диагностического обследования больных с психическими расстройствами и их семей с целью определения структуры дефекта, а также факторов риска и дезадаптации;
методы оценки и оптимизации качества жизни больных с психическими расстройствами, а также членов их социальных сетей;
способы формулировки проблемы и гипотезы, планирования и проведения эмпирического исследования, анализа и обобщения полученные данные в виде научных статей и докладов.
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать дизайн психологического исследования, формулировать проблемы и гипотезы, планировать и проводить эмпирические исследования, анализировать и обобщать полученные данные в виде научных статей и докладов
самостоятельно ставить практические и исследовательские задачи, составлять программы диагностического обследования больных с психическими расстройствами и их семей с целью определения структуры дефекта, а также факторов риска и дезадаптации;
подобрать методы оценки и оптимизации качества жизни больных с психическими расстройствами.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.возможностью постановки практических и исследовательских задач, составлению программ диагностического обследования больных с психическими расстройствами и их семей с целью определения структуры дефекта, а также факторов риска и дезадаптации;
методами оценки и оптимизации качества жизни больных с психическими расстройствами, а также членов их социальных сетей
формулировки проблемы и гипотезы, планирования и проведения эмпирического исследования, анализа и обобщения полученные данные в виде научных статей и докладов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Клиническая психология семьи как раздел клинической психологии Лекции 7 4 ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. История и предпосылки возникновения клинической психологии семьи Лабораторные 7 1 ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Клиническая психология семьи и фундаментальные отрасли психологии Лабораторные 7 1 ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Клиническая психология семьи и психотерапия Лабораторные 7 1 ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Эволюция семьи и брака в истории человеческого общества Лекции 7 4 ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Ранние формы семейных взаимоотношений в истории человеческого общества Сам. работа 7 1 ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.7. Семейные взаимоотношения в традиционном обществе Лабораторные 7 1 ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.8. Социально-психологические особенности современной семьи Сам. работа 7 1 ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.9. Теоретическая модель семьи в психологии: психологические исследования семьи, теории брака и семьи Лекции 7 4 ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.10. Основные понятия психологии семьи Лабораторные 7 1 ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.11. Типологии семейно-брачных отношений Сам. работа 7 1 ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.12. Функции семьи. Понятие функциональной и дисфункциональной семьи Лабораторные 7 1 ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.13. Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака Лекции 7 2 ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.14. Динамика семьи. Классификации стадий развития семьи Сам. работа 7 1 ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.15. Психологические особенности семьи на ранних стадиях развития семейных отношений Лабораторные 7 2 ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.16. Психологические особенности и проблемы молодой семьи. Сам. работа 7 1 ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.17. Психологические особенности и проблемы семьи с детьми-подростками. Лабораторные 7 2 ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.18. Психологические особенности и проблемы семьи на стадии «пустого гнезда». Сам. работа 7 2 ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.19. Нарушения жизнедеятельности семьи. Семейные трудности. Лекции 7 2 ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.20. Понятие и особенности семейного стресса. Нормативный и экстремальный семейный стресс. Лекции 7 2 ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.21. Трудные жизненные ситуации в семье: особенности ситуации, стратегии совладания, принципы психологической помощи семье Лабораторные 7 4 ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.22. Семья с нарушением и/или спецификой структурно-ролевого аспекта. Лекции 7 2 ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.23. Психологические особенности семьи одинокой матери Сам. работа 7 6 ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.24. Психологические особенности семьи с детьми, родившимися вне брака Сам. работа 7 4 ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.25. Психологические особенности совокупная семья (повторный брак) Лабораторные 7 2 ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.26. Психологические особенности семьи с приемными детьми Сам. работа 7 4 ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.27. Психологические особенности многодетной семьи Лабораторные 7 2 ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.28. Семья с больным и/или проблемным членом Лекции 7 2 ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.29. Семья с инвалидом Лабораторные 7 2 ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.30. Семья с психически больным членом Сам. работа 7 4 ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.31. Семья с наркозависимым Сам. работа 7 5 ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.32. Семья с больным алкоголизмом Сам. работа 7 5 ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.33. Семья с членом семьи, попавшим под влияние секты Сам. работа 7 5 ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.34. Семья с членом семьи, страдающим игровой зависимости Сам. работа 7 6 ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.35. Семьи, пострадавшие в результате действия неблагоприятных макро- и микросоциальных факторов Сам. работа 7 4 ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.36. Семьи в ситуации нормативного семейного кризиса (при переходе на новый этап жизненного цикла) Сам. работа 7 6 ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.37. Семья в ситуации ненормативного семейного кризиса Сам. работа 7 5 ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.38. Альтернативная семья Сам. работа 7 5 ПК-1, ПСК-3.5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к зачету:
1. История и предпосылки возникновения клинической психологии семьи
2. Клиническая психология семьи и фундаментальные отрасли психологии
3. Классификация семей, нуждающихся в психологической помощи
4. Клиническая психология семьи и психотерапия. Клиническая психология семьи и перинатальная психология.
5. Биологические предпосылки семейных взаимоотношений
6. Ранние формы семейных взаимоотношений в истории человечества
7. Семейные взаимоотношения в традиционном обществе
8. Особенности современной семьи
9. Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака
10. Психологические особенности стадии формирования супружеской пары. Психодиагностика и психологическая помощь на данной стадии.
11. Психологические особенности и проблемы молодой семьи. Психодиагностика и психологическая помощь на данной стадии.
12. Психологические особенности и проблемы семьи с детьми-подростками. Психодиагностика и психологическая помощь на данной стадии.
13. Психологические особенности и проблемы семьи на стадии «пустого гнезда». Психодиагностика и психологическая помощь на данной стадии.
14. Нарушения жизнедеятельности семьи. Семейные трудности.
15. Понятие и особенности семейного стресса. Нормативный и экстремальный семейный стресс.
16. Трудные жизненные ситуации в семье: особенности ситуации, специфика эмоционального, когнитивного и поведенческого реагирования на ситуацию членов семьи, стратегии совладания, принципы психологической помощи семье в данной ситуации (описать на выбор одну из ситуаций: измена, развод, тяжелая болезнь, смерть члена семьи).
17. Типы проблемных семей: семьи с нарушением и/или спецификой структурно-ролевого аспекта; семьи с больным и/или проблемным членом.
18. Семья с нарушением и/или спецификой структурно-ролевого аспекта (на примере описания семьи одинокой матери; семьи с детьми, родившимися вне брака; совокупной семьи (повторный брак); семьи с приемными детьми; многодетной семьи; неполной семьи (без одного из родителей); бездетной семьи; семьи, ориентированной на взрослых (сознательно не желающей иметь ребенка).
19. Семья с больным и/или проблемным членом (инвалидом, психически больным, невротиком, членом семьи, страдающим психосоматическим заболеванием, наркозависимым, с делинквентным поведением, попавшим под влияние деструктивной секты, проявляющим разные формы насилия над членами семьи).
20. Психологическая диагностика семейных отношений.

5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Прохорова О. Г. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/09AC2750-B4DC-452E-AD70-B9550A4FBF57
Л1.2 Под общ. ред. Посысоева Н.Н. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/0300311C-E1F3-4FA9-A0BE-074A1EBA8C61
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Суслова Т.Ф., Шаповаленко И.В. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ С ОСНОВАМИ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/87D567BE-A350-41E6-AD1F-9D1979307B81
Л2.2 Колесникова Г.И. СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф другой организации М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/C962D5C8-1DAD-44AE-A179-346BCD788E5D
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система "Лань" https://e.lanbook.com/
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» https://biblioclub.ru/
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» https://www.biblio-online.ru/
Э4 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э5 Курс в Moodle "Клиническая психология и психотерапия семьи" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6797
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader

6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.

Методические рекомендации для подготовки к зачету
Зачет по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к зачету (см. список вопросов к зачету).
При подготовке к прохождению зачета студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.