Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 18.04.01. Химическая технология |
Профиль | Инновационная химическая и биотехнологическая переработка растительного сырья |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 18_04_01_Химтех-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 23,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 26 | 26 | 26 | 26 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Базарнова Наталья Григорьевна, д.х.н., профессор
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины является формирование компетенций, направленных на приобретение знаний и представлений о процессах химической и биотехнологической переработки растительного сырья. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ОПК-3 | способностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов в соответствии с направлением и профилем подготовки |
ПК-2 | готовностью к поиску, обработке, анализу и систематизации научно-технической информации по теме исследования, выбору методик и средств решения задачи |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основное современное оборудование и приборы, использусемые в процессах химической и биотехнологической переработки растительного сырья; - информационные базы данных для поиска научно-технической информации в области переработки растительного сырья. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - описывать механизмы ферментативного гидролиза целлюлозы с использованием современных приборов и оборудования; - оценивать эффективность и выбирать современные методики и соответствующее оборудование для проведения научных исследований в области переработки растительного сырья. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками описания основных технологических процессов, использующихся при в химической и биотехнологической переработки растительного сырья; - навыками изучения, анализа и систематизации литературных и патентных источников. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Процессы химической переработки растительного сырья | ||||||
1.1. | Химические методы переработки растительного сырья. Массообменные и гидромеханические процессы. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Предварительная обработка растительных субстратов. Химическое воздействие. Биоделигнификация. | Практические | 2 | 4 | ОПК-3, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.3. | Химические превращения в процессах переработки растительного сырья. | Практические | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-2 | Л1.1, Л1.2 |
1.4. | Основные методы исследования свойств сырья | Практические | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.5. | Физико-химические методы исследования свойств сырья и готовой продукции. | Практические | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.6. | Современные технологии и оборудование для преработки растительного сырья | Практические | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.7. | Основные технологии выделения растительных биологически активных веществ. Свойства и применение экстрактивных веществ древесины. | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-3, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.8. | Лигнин – ароматическая составляющая растительных веществ. Целлюлоза – углеводная составляющая растительного сырья. Особенности получения сложных эфиров непосредственно из целлюлозы в клеточной стенке | Сам. работа | 2 | 28 | ОПК-3, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. Процессы биотехнологической переработки растительного сырья | ||||||
2.1. | Биотехнологические основы переработки растительного сырья с использованием, ферментов, высших базидиальных грибов и микроорганизмов | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.2. | Переработка растительного сырья с использованием ферментов. Ферментативный гидролиз растительного сырья и способы его интенсификации. Механизм ферментативного гидролиза целлюлозы. | Практические | 2 | 4 | ОПК-3, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.3. | Технология ферментативного гидролиза целлюлозы. Ферментативное осахаривание древесины. | Практические | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.4. | Культивирование микроорганизмов. Классификация питательных сред и способы их получения. Культивирование грибов. | Практические | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.5. | Производство микробного белка и аминокислот. | Практические | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.6. | Биотехнологические основы конверсии лигноцеллюлозных субстратов. Микроорганизмы -источники биоповреждений древесины и целлюлозосодержащих материалов. | Сам. работа | 2 | 23 | ОПК-3, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 3. Экологическая биотехнология | ||||||
3.1. | Биотрансформация вторичных сырьевых ресурсов перерабатывающей промышленности, отходов растениеводства и лесного хозяйства | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.2. | Целлюлозолитические и пектолитические ферментные препараты. | Практические | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.3. | Экономика процессов в биотехнологии | Практические | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.4. | Биотрансформация вторичных сырьевых ресурсов перерабатывающей промышленности, отходов растениеводства и лесного хозяйства. Экологические и экономические аспекты переработки биосырья | Сам. работа | 2 | 15 | ОПК-3, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств размещен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Азаров В.И., Буров А. В., Оболенская А. В. | Химия древесины и синтетических полимеров: Учебники | Издательство "Лань", 2010 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Н. Г. Базарнова, К. В. Геньш, П. В. Колосов | Топохимические и химические превращения структурных компонентов при модифицировании древесины: | АлтГУ. - Барнаул : АлтГУ, 2017. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM)., | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Никифорова Т.А., Волошин Е.В. ред. Подольский В.И. | Биоконверсия растительного сырья: учебное пособие : Предназаначено для магистрантов | Оренбургский государственный университет, 2017 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 10 (Office 2010 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 г. (бессрочно); AdobeReader http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf; 7-Zip http://www.7-zip.org/license.txt; Windows 10 Pro (Майкрософт (Microsoft Corporation), 2019. Код продукта: 00330-53093-09223-ААОЕМ (бессрочно). | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.lib.asu.ru 2. РГБ Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru 3. БЕН Библиотека естественных наук http://ben.irex.ru 4. Государственная публичная научно-техническая библиотека http://www.gpntb.ru 5. БАН Библиотека Академии наук http://ban.pu.ru 6. РНБ Российская национальная библиотека http://www.nlr.ru 7. Научная электронная библиотека РФФИ http://www.elibrary.ru 8. Библиотека МГУ http://www.lib.msu.su |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
005К | помещение для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов | Стеллажи; химическая посуда; вспомогательное лабораторное оборудование |
013К | лаборатория ИК и УФ-спектроскопии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; переносная доска; переносная мультимедиа техника; комплект для прессовки таблеток с гидравлическим прессом; спектрофотометр УФ (Agilent); ИК-спектрометр Infraium FT-801; излучатель инфракрасный, SPECORD 75 IR, SPECORD UV VIS; набор кювет; комплект кювет KBr: пресс гидравлический, программный пакет Zair 3.5, программный пакет OPUS 6.5; МФУ; Фурье-спектрометр; спектрофотометр; набор химической посуды; набор реактивов; компьютер Aquarius Std MS_SC140 C2600/D512/HDD160/DVDRW/LCD - панель BenQ 17", Вытяжной шкаф. |
Методические указания к самостоятельной работе Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: с целью снятия возможных затруднений; с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet. Методические указания к лекционным занятиям При подготовке к лекции рекомендуется: 1. просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал; 2. полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции; 3. если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая; 4. психологически настроиться на лекцию. Методические указания к зачету Изучение дисциплины завершается зачетом. Подготовка к зачету способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине. Требования к организации подготовки к зачету те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов. Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний. |