МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технологии выделения низкомолекулярных компонентов растительного сырья

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки18.04.01. Химическая технология
ПрофильИнновационная химическая и биотехнологическая переработка растительного сырья
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план18_04_01_Химтех-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., Доцент, Минаков Д.В.

Рецензент(ы):
к.х.н., Доцент, Маркин В.И.

Рабочая программа дисциплины
Технологии выделения низкомолекулярных компонентов растительного сырья

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 18.04.01 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 21.11.2014 г. № 1494)

составлена на основании учебного плана:
18.04.01 Химическая технология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Наталья Григорьевна, д.х.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Базарнова Наталья Григорьевна, д.х.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является:
- изучение лекарственных растений как источников фармакологически активных веществ;
- изучение технологии выделения низкомолекулярных компонентов растительного сырья.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов в соответствии с направлением и профилем подготовки
ПК-3 способностью использовать современные приборы и методики, организовывать проведение экспериментов и испытаний, проводить их обработку и анализировать их результаты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основное современное оборудование и приборы, используемые в технологии выделения низкомолекулярных соединений из растительного сырья;
- классификацию природного лекарственного растительного сырья по химическому составу;
- основные методы и технологические схемы производства растительных масел и витаминных препаратов.
3.2.Уметь:
3.2.1.- организовывать проведение экспериментов при выделении биологически активных веществ из растительного сырья и испытаний при их анализе;
- подбирать современное оборудование и приборы для анализа низкомолекулярных компонентов растительного сырья;
- подбирать методики извлечения низкомолекулярных веществ из биологических матриц.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками выделения аклкалоидов из растительного сырья;
- навыками извлечения низкомолекулярных компонентов из растительного сырья;
- навыками обработки и анализа результатов исследований в процессе проведения эксперимента.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Технология натуральных эфирных масел
1.1. Введение. Классификация природного лекарственного растительного сырья по химическому составу. Технология натуральных эфирных масел. Эфиромасличное сырьѐ. Понятие об эфиромасличном сырье и эфирных маслах. Перегонка эфирных масел с паром. Экстракция летучими растворителями. Экстракция нелетучими растворителями. Механический метод извлечения эфирных масел Лекции 1 1 ОПК-3, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Технология производства эфирных масел из надземных частей растений. Производство мятного масла. Характеристика растительного сырья – мяты перечной. Основные показатели мятного масла. Выделение ментола из мятного масла. Утилизация отходов производства мятного масла. Лекции 1 1 ОПК-3, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Извлечение эфирных масел Практические 1 8 ОПК-3, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Эфиромасличное сырье региона. Особенности заготовки, хранени и переработки эфиромасличного сырья Сам. работа 1 20 ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Технология получения жирных масел из масличного сырья
2.1. Переработка хвойной зелени в эфирные масла. Производство пихтового масла. Характеристика и требования к заготовке зелени пихты сибирской. Основные показатели пихтового масла. Особенности производства эфирных масел из зелени хвойных деревьев. Производство соснового эфирного масла и хвойного экстракта, и их основные показатели. Лекции 1 1 ОПК-3, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Классификация липидов по химическому составу. Омыляемые и неомыляемые липиды растительного происхождения. Высшие жирные кислоты – структурные компоненты омыляемых липидов. Лен, клещевина, облепиха – сырьѐ для производства растительных масел, используемых в фармацевтической промышленности. Основные методы и технологические схемы производства растительных масел. Лекции 1 1 ОПК-3, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Методические аспекты извлечения липидов из биологических матриц Практические 1 8 ОПК-3, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Растительеные масла,технологии получения, переработка отходов Сам. работа 1 26 ОПК-3, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Технология Р-витаминных препаратов
3.1. Классификация витаминов. Производство поливитаминных смесей из растительного сырья. Витамины группы Р. Сырье и технология производства Р-витаминных препаратов. Производство концентрата витамина Р из шрота мякоти плодов облепихи. Лекции 1 1 ОПК-3, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Выделение рутина, как индивидуального соединения из софоры японской и гречихи. Технологическая схема получения рутина из зелѐной массы гречихи. Классификация флавоноидов. Флавоноидные гликозиды. Общие методы выделения флавоноидов. Лекции 1 1 ОПК-3, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Извлечение суммы экстрактивных веществ из растительного сырья Практические 1 10 ОПК-3, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Общие методы выделения алкалоидов. Схема извлечения алкалоидов в виде основания экстракционным методом. Сам. работа 1 30 ОПК-3, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Зыкова И.Д., А.А. Ефремов А.А. Компонентный состав эфирных масел дикорастущих лекарственных растений флоры Сибири: монография: Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Борисова Г. Г., Ермошин А. А., Малева М. Г., Чукина Н. В. ; Под общ. ред. Борисовой Г.Г. БИОХИМИЯ РАСТЕНИЙ: ВТОРИЧНЫЙ ОБМЕН. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Д.Н.Щербаков Составэкстрактивныхвеществ"древеснойзелени"AbiesSibiricaLedev: для магистров,обучающихся по направлению 020100.68 "Химия": Барнаул, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Технология выделения низкомолекулярных соединений из растительного сырья (18.04.01 Химическая технология) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 10 (Office 2010 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 г. (бессрочно);
AdobeReader http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
7-Zip http://www.7-zip.org/license.txt;
Windows 10 Pro (Майкрософт (Microsoft Corporation), 2019. Код продукта: 00330-53093-09223-ААОЕМ (бессрочно).
6.4. Перечень информационных справочных систем
ПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http:
//www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Электронная библиотечная система "Юрайт" https://urait.ru/viewer/sistemy
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
005К помещение для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов Стеллажи; химическая посуда; вспомогательное лабораторное оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
013К лаборатория ИК и УФ-спектроскопии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; переносная доска; переносная мультимедиа техника; комплект для прессовки таблеток с гидравлическим прессом; спектрофотометр УФ (Agilent); ИК-спектрометр Infraium FT-801; излучатель инфракрасный, SPECORD 75 IR, SPECORD UV VIS; набор кювет; комплект кювет KBr: пресс гидравлический, программный пакет Zair 3.5, программный пакет OPUS 6.5; МФУ; Фурье-спектрометр; спектрофотометр; набор химической посуды; набор реактивов; компьютер Aquarius Std MS_SC140 C2600/D512/HDD160/DVDRW/LCD - панель BenQ 17", Вытяжной шкаф.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к самостоятельной работе
Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: с целью снятия возможных затруднений; с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.

Методические указания к лекционным занятиям
При подготовке к лекции рекомендуется:
1. просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2. полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3. если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4. психологически настроиться на лекцию.

Методические указания к зачету
Изучение дисциплины завершается зачетом. Подготовка к зачету способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к зачету те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.