Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 18.04.01. Химическая технология |
Профиль | Инновационная химическая и биотехнологическая переработка растительного сырья |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 18_04_01_Химтех-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 26 | 26 | 26 | 26 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Базарнова Наталья Григорьевна, д.х.н., профессор
1.1. | Целью освоения дисциплины является: - изучение лекарственных растений как источников фармакологически активных веществ; - изучение технологии выделения низкомолекулярных компонентов растительного сырья. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ОПК-3 | способностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов в соответствии с направлением и профилем подготовки |
ПК-3 | способностью использовать современные приборы и методики, организовывать проведение экспериментов и испытаний, проводить их обработку и анализировать их результаты |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основное современное оборудование и приборы, используемые в технологии выделения низкомолекулярных соединений из растительного сырья; - классификацию природного лекарственного растительного сырья по химическому составу; - основные методы и технологические схемы производства растительных масел и витаминных препаратов. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - организовывать проведение экспериментов при выделении биологически активных веществ из растительного сырья и испытаний при их анализе; - подбирать современное оборудование и приборы для анализа низкомолекулярных компонентов растительного сырья; - подбирать методики извлечения низкомолекулярных веществ из биологических матриц. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками выделения аклкалоидов из растительного сырья; - навыками извлечения низкомолекулярных компонентов из растительного сырья; - навыками обработки и анализа результатов исследований в процессе проведения эксперимента. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Технология натуральных эфирных масел | ||||||
1.1. | Введение. Классификация природного лекарственного растительного сырья по химическому составу. Технология натуральных эфирных масел. Эфиромасличное сырьѐ. Понятие об эфиромасличном сырье и эфирных маслах. Перегонка эфирных масел с паром. Экстракция летучими растворителями. Экстракция нелетучими растворителями. Механический метод извлечения эфирных масел | Лекции | 1 | 1 | ОПК-3, ПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Технология производства эфирных масел из надземных частей растений. Производство мятного масла. Характеристика растительного сырья – мяты перечной. Основные показатели мятного масла. Выделение ментола из мятного масла. Утилизация отходов производства мятного масла. | Лекции | 1 | 1 | ОПК-3, ПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Извлечение эфирных масел | Практические | 1 | 8 | ОПК-3, ПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Эфиромасличное сырье региона. Особенности заготовки, хранени и переработки эфиромасличного сырья | Сам. работа | 1 | 20 | ПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Технология получения жирных масел из масличного сырья | ||||||
2.1. | Переработка хвойной зелени в эфирные масла. Производство пихтового масла. Характеристика и требования к заготовке зелени пихты сибирской. Основные показатели пихтового масла. Особенности производства эфирных масел из зелени хвойных деревьев. Производство соснового эфирного масла и хвойного экстракта, и их основные показатели. | Лекции | 1 | 1 | ОПК-3, ПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Классификация липидов по химическому составу. Омыляемые и неомыляемые липиды растительного происхождения. Высшие жирные кислоты – структурные компоненты омыляемых липидов. Лен, клещевина, облепиха – сырьѐ для производства растительных масел, используемых в фармацевтической промышленности. Основные методы и технологические схемы производства растительных масел. | Лекции | 1 | 1 | ОПК-3, ПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Методические аспекты извлечения липидов из биологических матриц | Практические | 1 | 8 | ОПК-3, ПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Растительеные масла,технологии получения, переработка отходов | Сам. работа | 1 | 26 | ОПК-3, ПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Технология Р-витаминных препаратов | ||||||
3.1. | Классификация витаминов. Производство поливитаминных смесей из растительного сырья. Витамины группы Р. Сырье и технология производства Р-витаминных препаратов. Производство концентрата витамина Р из шрота мякоти плодов облепихи. | Лекции | 1 | 1 | ОПК-3, ПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Выделение рутина, как индивидуального соединения из софоры японской и гречихи. Технологическая схема получения рутина из зелѐной массы гречихи. Классификация флавоноидов. Флавоноидные гликозиды. Общие методы выделения флавоноидов. | Лекции | 1 | 1 | ОПК-3, ПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Извлечение суммы экстрактивных веществ из растительного сырья | Практические | 1 | 10 | ОПК-3, ПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.4. | Общие методы выделения алкалоидов. Схема извлечения алкалоидов в виде основания экстракционным методом. | Сам. работа | 1 | 30 | ОПК-3, ПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств размещен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Зыкова И.Д., А.А. Ефремов А.А. | Компонентный состав эфирных масел дикорастущих лекарственных растений флоры Сибири: монография: | Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Борисова Г. Г., Ермошин А. А., Малева М. Г., Чукина Н. В. ; Под общ. ред. Борисовой Г.Г. | БИОХИМИЯ РАСТЕНИЙ: ВТОРИЧНЫЙ ОБМЕН. Учебное пособие для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Д.Н.Щербаков | Составэкстрактивныхвеществ"древеснойзелени"AbiesSibiricaLedev: для магистров,обучающихся по направлению 020100.68 "Химия": | Барнаул, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Технология выделения низкомолекулярных соединений из растительного сырья (18.04.01 Химическая технология) | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 10 (Office 2010 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 г. (бессрочно); AdobeReader http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf; 7-Zip http://www.7-zip.org/license.txt; Windows 10 Pro (Майкрософт (Microsoft Corporation), 2019. Код продукта: 00330-53093-09223-ААОЕМ (бессрочно). | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http: //www.consultant.ru/) Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Электронная библиотечная система "Юрайт" https://urait.ru/viewer/sistemy 4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
005К | помещение для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов | Стеллажи; химическая посуда; вспомогательное лабораторное оборудование |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
013К | лаборатория ИК и УФ-спектроскопии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; переносная доска; переносная мультимедиа техника; комплект для прессовки таблеток с гидравлическим прессом; спектрофотометр УФ (Agilent); ИК-спектрометр Infraium FT-801; излучатель инфракрасный, SPECORD 75 IR, SPECORD UV VIS; набор кювет; комплект кювет KBr: пресс гидравлический, программный пакет Zair 3.5, программный пакет OPUS 6.5; МФУ; Фурье-спектрометр; спектрофотометр; набор химической посуды; набор реактивов; компьютер Aquarius Std MS_SC140 C2600/D512/HDD160/DVDRW/LCD - панель BenQ 17", Вытяжной шкаф. |
Методические указания к самостоятельной работе Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: с целью снятия возможных затруднений; с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet. Методические указания к лекционным занятиям При подготовке к лекции рекомендуется: 1. просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал; 2. полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции; 3. если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая; 4. психологически настроиться на лекцию. Методические указания к зачету Изучение дисциплины завершается зачетом. Подготовка к зачету способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине. Требования к организации подготовки к зачету те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов. Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний. |