Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 18.04.01. Химическая технология |
Профиль | Инновационная химическая и биотехнологическая переработка растительного сырья |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 18_04_01_Химтех-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 26 | 26 | 26 | 26 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Базарнова Наталья Григорьевна
1.1. | Получение знаний об основных технологиях получения целлюлозы и волокнистых полуфабрикатов из недревесного растительного сырья |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ОПК-3 | способностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов в соответствии с направлением и профилем подготовки |
ПК-3 | способностью использовать современные приборы и методики, организовывать проведение экспериментов и испытаний, проводить их обработку и анализировать их результаты |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - современные технологии получения целлюлозы и волокнистых полуфабрикатов, основное оборудование для реализации этих технологий; - современные приборы и методики используемые в технологиях получения целлюлозы и волокнистых полуфабрикатов, основное оборудование для реализации этих технологий. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - подбирать современное оборудование и приборы для технологий получения целлюлозы и волокнистых полуфабрикатов; - выбирать эффективные направления использования оборудования и приборов для технологий получения целлюлозы и волокнистых полуфабрикатов, проводить обработку и анализировать результаты испытаний. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками профессиональной эксплуатации современного оборудования; - навыками планирования экспериментов по разработке технологий получения целлюлозы и волокнистых полуфабрикатов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Недревесное растительное сырье для получения целлюлозы и волокнистых полуфабрикатов | ||||||
1.1. | 1. Недревесное растительное сырье для получения целлюлозы и волокнистых полуфабрикатов | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Характеристика недревесного растительного сырья - отходы сельского хозяйства — солома различных видов, льна, стебли хлопчатника (гузапая) | Практические | 1 | 4 | ОПК-3, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Характеристика не древесного растительного сырья - промышленное сырье с плантаций — кенаф, конопля, джут, хлопковый линт; природное не древесное сырье — тростник, бамбук | Практические | 1 | 4 | ОПК-3, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Недревесное растительное сырье для получения целлюлозы и волокнистых полуфабрикатов | Сам. работа | 1 | 25 | ОПК-3, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Классификация целлюлозы и волокнистых полуфабрикатов из недревесного растительного сырья | ||||||
2.1. | Классификация целлюлозы и волокнистых полуфабрикатов из недревесного растительного сырья | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Классификация волокнистых полуфабрикатов основанная на виде используемого сырья – древесная масса, техническая целлюлоза, полуцеллюлоза, основные характеристики | Практические | 1 | 4 | ОПК-3, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Классификация волокнистых полуфабрикатов по способу производства: механические методы, щелочная обработка (сульфатная варка), сульфитная варка (обработка диоксидом серы и сульфитами) | Практические | 1 | 4 | ОПК-3, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Классификация волокнистых полуфабрикатов по способу производства: окислительные методы (каталитическое разрушение лигнина окислителями), органосольвентные (экстракция лигнина и других примесей органическими растворителями), комбинированные методы | Практические | 1 | 4 | ОПК-3, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Классификация целлюлозы и волокнистых полуфабрикатов из недревесного растительного сырья | Сам. работа | 1 | 26 | ОПК-3, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. 3. Технологии получения целлюлозы и волокнистых полуфабрикатов из недревесного растительного сырья | ||||||
3.1. | Технологии получения целлюлозы и волокнистых полуфабрикатов из недревесного растительного сырья | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Современные технологии получения целлюлозы и волокнистых полуфабрикатов из древесного и недревесного растительного сырья | Практические | 1 | 4 | ОПК-3, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Технологии получения целлюлозы и волокнистых полуфабрикатов из недревесного растительного сырья Алтайского края | Практические | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
3.4. | Технологии получения целлюлозы и волокнистых полуфабрикатов из недревесного растительного сырья | Сам. работа | 1 | 25 | ОПК-3, ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Фонд оценочных средств приведен в приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
ФОС в прилоржении |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств приведен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Азаров В.И., Буров А. В., Оболенская А. В. | Химия древесины и синтетических полимеров: Учебники | Издательство "Лань", 2010 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | [авт.-сост.: Е. Ю. Кушнир, С. А. Аутлов, Н. Г. Базарнова] | Микрокристаллическая целлюлоза. Структура, свойства и области применения [Электронный ресурс]: антология | АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 10 (Office 2010 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочно); AdobeReader http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf; 7-Zip http://www.7-zip.org/license.txt; Windows 10 Pro (Майкрософт (Microsoft Corporation), 2019. Код продукта: 00330-53093-09223-ААОЕМ (бессрочно). ZaIR 3.5 (сборка 844 от 02.12.2001 (бессрочно); Cary WinUV (Cary WinUV Version 5.0.0.999 (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 48848719 от 28.07.2011 (бессрочная); Microsoft Office 10 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная); 7-Zip http://www.7-zip.org/license.txt; AcrobatReader http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Электронная библиотечная система "Юрайт" https://urait.ru/viewer/sistemy 4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
013К | лаборатория ИК и УФ-спектроскопии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; переносная доска; переносная мультимедиа техника; комплект для прессовки таблеток с гидравлическим прессом; спектрофотометр УФ (Agilent); ИК-спектрометр Infraium FT-801; излучатель инфракрасный, SPECORD 75 IR, SPECORD UV VIS; набор кювет; комплект кювет KBr: пресс гидравлический, программный пакет Zair 3.5, программный пакет OPUS 6.5; МФУ; Фурье-спектрометр; спектрофотометр; набор химической посуды; набор реактивов; компьютер Aquarius Std MS_SC140 C2600/D512/HDD160/DVDRW/LCD - панель BenQ 17", Вытяжной шкаф. |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
005К | помещение для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов | Стеллажи; химическая посуда; вспомогательное лабораторное оборудование |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие студентов в лекционных и семинарских занятиях. При этом самостоятельная работа студентов играет решающую роль в ходе всего учебного процесса. Теоретический материал дисциплины «Технологии получения целлюлозы и волокнистых полуфабрикатов из не древесного растительного сырья » изучается в течение одного семестра (1 семестр первого курса) по всем формам обучения в соответствии с учебным планом. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet. Основу теоретической подготовки по дисциплине «Технологии получения целлюлозы и волокнистых полуфабрикатов из не древесного растительного сырья » составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с практическими. Основные учения и владения отрабатываются и закрепляются на практических занятиях. Аудиторные занятия (лекции, практические занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой студентов над рекомендуемой литературой, а также заданиями, которые выдаются преподавателем. При изучении дисциплины студентами могут использоваться следующие информационные технологии и инновационные методы: - электронный вариант учебно-методического комплекса (с использованием системы Moodle); - ресурсы электронной библиотечной системы; - ресурсы Интернет; - мультимедийная техника; - студенты могут получать консультации по SKYPE, E-mail, ISQ, вебинару. Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на семинарских занятиях. В рамках текущего контроля работа студентов оценивается по следующим критериям: - полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины; - правильность ответов на вопросы и задания практической направленности; - эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций; - использование дополнительных материалов. 1. Советы по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины. Рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисциплины: Изучение конспекта лекции в тот же день, после лекции – 10-15 минут. Изучение конспекта лекции за день перед следующей лекцией – 10-15 минут. Изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 1 час в неделю. Подготовка к практическому занятию – 2 час. 2. Описание последовательности действий студента («сценарий изучения дисциплины»). Для понимания материала и качественного его усвоения рекомендуется такая последовательность действий: А. После прослушивания лекции и окончания учебных занятий, при подготовке к занятиям следующего дня, нужно сначала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня (10-15 минут). Б. При подготовке к лекции следующего дня, нужно просмотреть текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть тема следующей лекции (10-15 минут). В. В течение недели выбрать время (не менее 1час) для работы с литературой в библиотеке. Г. При подготовке к практическим занятиям следующего дня, необходимо сначала прочитать основные понятия и подходы по теме предстоящего занятия. При выполнении упражнения или задачи нужно сначала понять, что требуется в задаче, какой теоретический материал нужно использовать, наметить план решения задачи. Д. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Рекомендуется использовать методические указания по курсу, текст лекций преподавателя (если он имеется). Е. Рекомендации по работе с литературой. Теоретический материал курса становится более понятным, когда дополнительно к прослушиванию лекции и изучению конспекта, изучаются и книги. Легче освоить курс придерживаясь одного учебника и конспекта. Рекомендуется, кроме «заучивания» материала, добиться состояния понимания изучаемой темы дисциплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного параграфа выполнить несколько простых упражнений на данную тему или/и ответить на вопросы для самоконтроля. Кроме того, очень полезно мысленно задать себе следующие вопросы (и попробовать ответить на них): о чем этот параграф?, какие новые понятия введены, каков их смысл?, что даст это на практике?. 3. Методические указания к семинарским (практическим) занятиям Готовясь к практическому занятию, студенты должны: познакомиться с рекомендованной литературой; рассмотреть различные точки зрения по вопросу; выделить проблемные области; сформулировать собственную точку зрения; познакомиться со способами решения расчетных задач по теме семинара; предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионный вопрос. При подготовке, студент должен правильно оценить вопрос, который он взял для выступления к практическому занятию. Но для того что бы правильно и четко ответить на поставленный вопрос необходимо правильно уметь пользоваться учебной, и дополнительной литературой. Перечень требований к любому выступлению студента примерно таков: связь выступления с предшествующей темой или вопросом. раскрытие сущности проблемы. методологическое значение для научной, профессиональной и практической деятельности. Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов. |