Закреплена за кафедрой | Кафедра математического анализа |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.03. Прикладная информатика |
Профиль | Интеллектуальный анализ данных |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 09_03_03_ПИ_ИАД-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Лабораторные | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра математического анализа
Протокол от 22.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой канд. физ.-мат. наук, доц. Козлов Д.Ю.
1.1. | Цель курса — формирование у студентов необходимой теоретической базы и практических навыков, которые позволят всесторонне и системно видеть и строить архитектуру предприятия: от бизнес-уровня до технологической архитектуры. Главная задача курса сформировать целостное представление о принципах и методах построения архитектуры предприятия, помочь овладеть практическим опытом проектирования разных уровней архитектуры с применением современных программных продуктов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ОПК-5 | Способен инсталлировать программное и аппаратное обеспечение для информационных и автоматизированных систем; |
ОПК-9 | Способен принимать участие в реализации профессиональных коммуникаций с заинтересованными участниками проектной деятельности и в рамках проектных групп. |
ПК-4 | Способность настраивать, эксплуатировать и сопровождать информационные системы и сервисы. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | состав архитектуры предприятия; основы проектирования и моделирования бизнеса; основы проектирования и моделирования информационных процессов; основы проектирования программной инфраструктуры; о принципах, и методологиях описания архитектуры предприятия; об управлении активами; распространённые методики анализа архитектуры предприятия. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | проектировать предприятие; моделировать бизнес-процессы, документировать другие уровни и срезы бизнеса предприятия; проектировать информационные модели предприятия; моделировать информационные потоки предприятия; управлять активами компании; применять стандарты ITIL, CobIT и методологии ITSM. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками построения полной модели компании; навыками проектирования и моделирования бизнеса; навыками проектирования баз данных и моделирования информационных процессов; навыками проектирования программной инфраструктуры; навыками управления активами компании. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Основные понятия. Домены архитектуры предприятия. | Лекции | 6 | 2 | Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
1.2. | Чтение лекции и учебной литературы. | Сам. работа | 6 | 2 | Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
Раздел 2. Бизнес-архитектура | ||||||
2.1. | Полная бизнес-модель компании. Шаблоны организационного бизнес-моделирования. Построение организационно-функциональной модели компании. Построение модели описания бизнес-архитектуры. Метрики в бизнес-моделировании. Инструментальные средства организационного моделирования. | Лекции | 6 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.4 | |
2.2. | Чтение лекции и учебной литературы. | Сам. работа | 6 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.4 | |
2.3. | Построение бизнес-архитектуры компании. | Лабораторные | 6 | 4 | Л1.1, Л1.2 | |
2.4. | Доработка лабораторной работы. | Сам. работа | 6 | 4 | Л1.1, Л1.2 | |
2.5. | Бизнес-архитектура компании в cистеме «ОРГ-МАСТЕР». | Лабораторные | 6 | 2 | ||
2.6. | Доработка лабораторной работы. | Сам. работа | 6 | 2 | ||
2.7. | Бизнес-архитектура компании в cистеме «Fox Manager BPA». | Лабораторные | 6 | 2 | ||
2.8. | Доработка лабораторной работы. | Сам. работа | 6 | 2 | ||
2.9. | Метод структурного анализа и проектирования (SADT). Стандарт моделирования процессов BPMN. | Лекции | 6 | 4 | Л2.1, Л2.4 | |
2.10. | Чтение лекции и учебной литературы. | Сам. работа | 6 | 2 | Л2.1, Л2.4 | |
2.11. | Построение бизнес-процессов в среде BizAgi Modeler. | Лабораторные | 6 | 2 | Л2.4 | |
2.12. | Доработка лабораторной работы. | Сам. работа | 6 | 2 | Л2.4 | |
2.13. | Архитектура предприятия в IBM WebSphere Business Modeler Advanced. | Лабораторные | 6 | 2 | ||
2.14. | Доработка лабораторной работы. | Сам. работа | 6 | 2 | ||
2.15. | Моделирование и анализ бизнес-процессов в IBM WebSphere Business Modeler Advanced. | Лабораторные | 6 | 2 | Л2.4 | |
2.16. | Доработка лабораторной работы. | Сам. работа | 6 | 2 | Л2.4 | |
Раздел 3. Информационная архитектура | ||||||
3.1. | Основные элементы информационной архитектуры. Основные модели информационной архитектуры. | Лекции | 6 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
3.2. | Чтение лекции и учебной литературы. | Сам. работа | 6 | 4 | Л1.1, Л1.2 | |
3.3. | Модель данных предприятия. | Лабораторные | 6 | 4 | ||
3.4. | Доработка лабораторной работы. | Сам. работа | 6 | 4 | ||
Раздел 4. Программная архитектура | ||||||
4.1. | Содержание и основные элементы программной архитек- туры. Модели и инструменты управления портфелем программ- ной архитектуры. Влияние архитектуры приложений на инфраструктуру. Национальная программная платформа. | Лекции | 6 | 4 | Л1.1, Л1.2 | |
4.2. | Чтение лекции и учебной литературы. | Сам. работа | 6 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
4.3. | Доработка лабораторной работы. | Сам. работа | 6 | 2 | ||
Раздел 5. Технологическая архитектура | ||||||
5.1. | Основные элементы технологической архитектуры. Виртуализация. Организация хранения данных. Центры обработки данных. | Лекции | 6 | 2 | Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
5.2. | Чтение лекции и учебной литературы. | Сам. работа | 6 | 2 | Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
5.3. | Доработка лабораторной работы. | Сам. работа | 6 | 2 | ||
5.4. | Доработка лабораторной работы. | Сам. работа | 6 | 2 | ||
5.5. | Доработка лабораторной работы. | Сам. работа | 6 | 8 | ||
5.6. | Доработка лабораторной работы. | Сам. работа | 6 | 2 | ||
5.7. | Доработка лабораторной работы. | Сам. работа | 6 | 2 | ||
5.8. | Доработка лабораторной работы. | Сам. работа | 6 | 2 | Л2.2 | |
Раздел 6. Методики описания архитектур | ||||||
6.1. | Контекст разработки архитектуры предприятия. Модель Захмана. Модель описания ИТ-архитектуры Gartner. Методика META Group. Модель «4+1». NASCIO Architecture Toolkit. Стратегическая модель архитектуры, SAM. Методика TOGAF. Архитектурные концепции и методики Microsoft. Краткое сравнение различных методик. | Лекции | 6 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
6.2. | Чтение лекции и учебной литературы. | Сам. работа | 6 | 8 | Л1.1, Л1.2 | |
6.3. | Доработка лабораторной работы. | Сам. работа | 6 | 12 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложения. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложения. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Иванов О. Е. | Архитектура предприятия: учебное пособие | Поволжский государственный технологический университет, 2015 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Глод О. Д. | Архитектура предприятия: учебное пособие | Южного федерального университета, 2016 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=493052 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Матяш С. А. | Корпоративные информационные системы: учебное пособие | Директ-Медиа, 2015 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=435245 |
Л2.2 | Леоненков, А. | Нотация и семантика языка UML: | Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 | biblioclub.ru |
Л2.3 | В.И. Грекул, Н.Л. Коровкина, Ю.В. Куприянов | Методические основы управления ИТ-проектами : учебник: | Интернет-Университет Информационных Технологий, 2010 | biblioclub.ru |
Л2.4 | Тельнов Ю. Ф., Фёдоров И. Г. | Инжиниринг предприятия и управление бизнес-процессами. Методология и технология: учебное пособие | ЮНИТИ-ДАНА, 2015 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | IBM developerWorks | www.ibm.com | ||
Э2 | Object Management Group - UML | www.uml.org | ||
Э3 | Архитектура предприятия | www.intuit.ru | ||
Э4 | Оптимизация бизнес-процессов | www.intuit.ru | ||
Э5 | Курс в Moodle "Архитектура предприятий и информационных систем" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
OpenOffice/Libre Office, Firefox/Chrome/Chromium/Edge, ОРГ-МАСТЕР (учебная версия), Fox Manager BPA (демо-версия), BizAgi Modeler, IBM WebSphere Business Modeler Advanced, IBM Rational Software Architect Designer, IBM Rational System Architect, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Не предусмотрены. |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
103С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц |
208С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц |
207С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц |
109М | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 13 ед. |
108М | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед. |
110М | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед. |
207Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц |
415Д | специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung |
207С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц |
204Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25 |
202Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц |
107Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица |
404К | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 13 единиц |
203Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц |
208С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц |
417К | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 1 шт.; компьютеры: марка Клама С Офис – 12; проектор, экран с мультимедиа Smart - 1 ед.; учебно-наглядные пособия. |
419К | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; | Учебная мебель на 17 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: NAIO Corp Z520, НЭТА - 4 in - 13 ед. |
206Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц |
На лекциях преподаватель знакомит слушателей с основными понятиями и положениями по текущей теме. На лекциях слушатель получает только основной объём информации по теме. Только посещение лекций является недостаточным для подготовки к лабораторным занятиям и экзамену. Требуется также самостоятельная работа по изучению основной и дополнительной литературы и закрепление полученных на лабораторных занятиях навыков. Практические задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. Если лабораторные занятия пропущены (по уважительной или неуважительной причине), то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии, консультации или через образовательный портал. Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и навыков без непосредственного участия в этом процессе преподавателя. Качество получаемых студентом знаний напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) студента их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс взаимодействия студента и преподавателя для формирования знаний, умений и навыков. Все необходимые методические материалы размещены на образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2184 |