МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Архитектура, администрирование, сетевые службы Linux

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра математического анализа
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильИнтеллектуальный анализ данных
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИ_ИАД-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Журенков О. В.

Рецензент(ы):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Пономарев И. В.

Рабочая программа дисциплины
Архитектура, администрирование, сетевые службы Linux

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра математического анализа

Протокол от 22.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. физ.-мат. наук, доц. Козлов Д.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра математического анализа

Протокол от 22.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой канд. физ.-мат. наук, доц. Козлов Д.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса — формирование у студентов необходимой теоретической базы и практических навыков, которые позволят всесторонне и системно видеть и строить архитектуру предприятия: от бизнес-уровня до технологической архитектуры.
Главная задача курса сформировать целостное представление о принципах и методах построения архитектуры предприятия, помочь овладеть практическим опытом проектирования разных уровней архитектуры с применением современных программных продуктов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 Способен инсталлировать программное и аппаратное обеспечение для информационных и автоматизированных систем;
ОПК-9 Способен принимать участие в реализации профессиональных коммуникаций с заинтересованными участниками проектной деятельности и в рамках проектных групп.
ПК-4 Способность настраивать, эксплуатировать и сопровождать информационные системы и сервисы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.состав архитектуры предприятия;
основы проектирования и моделирования бизнеса;
основы проектирования и моделирования информационных процессов;
основы проектирования программной инфраструктуры;
о принципах, и методологиях описания архитектуры предприятия;
об управлении активами;
распространённые методики анализа архитектуры предприятия.
3.2.Уметь:
3.2.1.проектировать предприятие;
моделировать бизнес-процессы, документировать другие уровни и срезы бизнеса предприятия;
проектировать информационные модели предприятия;
моделировать информационные потоки предприятия;
управлять активами компании;
применять стандарты ITIL, CobIT и методологии ITSM.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками построения полной модели компании;
навыками проектирования и моделирования бизнеса;
навыками проектирования баз данных и моделирования информационных процессов;
навыками проектирования программной инфраструктуры;
навыками управления активами компании.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Основные понятия. Домены архитектуры предприятия. Лекции 6 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 6 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Бизнес-архитектура
2.1. Полная бизнес-модель компании. Шаблоны организационного бизнес-моделирования. Построение организационно-функциональной модели компании. Построение модели описания бизнес-архитектуры. Метрики в бизнес-моделировании. Инструментальные средства организационного моделирования. Лекции 6 2 Л1.1, Л1.2, Л2.4
2.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 6 2 Л1.1, Л1.2, Л2.4
2.3. Построение бизнес-архитектуры компании. Лабораторные 6 4 Л1.1, Л1.2
2.4. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 6 4 Л1.1, Л1.2
2.5. Бизнес-архитектура компании в cистеме «ОРГ-МАСТЕР». Лабораторные 6 2
2.6. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 6 2
2.7. Бизнес-архитектура компании в cистеме «Fox Manager BPA». Лабораторные 6 2
2.8. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 6 2
2.9. Метод структурного анализа и проектирования (SADT). Стандарт моделирования процессов BPMN. Лекции 6 4 Л2.1, Л2.4
2.10. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 6 2 Л2.1, Л2.4
2.11. Построение бизнес-процессов в среде BizAgi Modeler. Лабораторные 6 2 Л2.4
2.12. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 6 2 Л2.4
2.13. Архитектура предприятия в IBM WebSphere Business Modeler Advanced. Лабораторные 6 2
2.14. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 6 2
2.15. Моделирование и анализ бизнес-процессов в IBM WebSphere Business Modeler Advanced. Лабораторные 6 2 Л2.4
2.16. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 6 2 Л2.4
Раздел 3. Информационная архитектура
3.1. Основные элементы информационной архитектуры. Основные модели информационной архитектуры. Лекции 6 2 Л1.1, Л1.2
3.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 6 4 Л1.1, Л1.2
3.3. Модель данных предприятия. Лабораторные 6 4
3.4. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 6 4
Раздел 4. Программная архитектура
4.1. Содержание и основные элементы программной архитек- туры. Модели и инструменты управления портфелем программ- ной архитектуры. Влияние архитектуры приложений на инфраструктуру. Национальная программная платформа. Лекции 6 4 Л1.1, Л1.2
4.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 6 2 Л1.1, Л1.2
4.3. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 6 2
Раздел 5. Технологическая архитектура
5.1. Основные элементы технологической архитектуры. Виртуализация. Организация хранения данных. Центры обработки данных. Лекции 6 2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 6 2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.3. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 6 2
5.4. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 6 2
5.5. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 6 8
5.6. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 6 2
5.7. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 6 2
5.8. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 6 2 Л2.2
Раздел 6. Методики описания архитектур
6.1. Контекст разработки архитектуры предприятия. Модель Захмана. Модель описания ИТ-архитектуры Gartner. Методика META Group. Модель «4+1». NASCIO Architecture Toolkit. Стратегическая модель архитектуры, SAM. Методика TOGAF. Архитектурные концепции и методики Microsoft. Краткое сравнение различных методик. Лекции 6 2 Л1.1, Л1.2
6.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 6 8 Л1.1, Л1.2
6.3. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 6 12

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложения.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложения.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Иванов О. Е. Архитектура предприятия: учебное пособие Поволжский государственный технологический университет, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Глод О. Д. Архитектура предприятия: учебное пособие Южного федерального университета, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=493052
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Матяш С. А. Корпоративные информационные системы: учебное пособие Директ-Медиа, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=435245
Л2.2 Леоненков, А. Нотация и семантика языка UML: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
Л2.3 В.И. Грекул, Н.Л. Коровкина, Ю.В. Куприянов Методические основы управления ИТ-проектами : учебник: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2010 biblioclub.ru
Л2.4 Тельнов Ю. Ф., Фёдоров И. Г. Инжиниринг предприятия и управление бизнес-процессами. Методология и технология: учебное пособие ЮНИТИ-ДАНА, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 IBM developerWorks www.ibm.com
Э2 Object Management Group - UML www.uml.org
Э3 Архитектура предприятия www.intuit.ru
Э4 Оптимизация бизнес-процессов www.intuit.ru
Э5 Курс в Moodle "Архитектура предприятий и информационных систем" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
OpenOffice/Libre Office,

Firefox/Chrome/Chromium/Edge,

ОРГ-МАСТЕР (учебная версия),

Fox Manager BPA (демо-версия),

BizAgi Modeler,

IBM WebSphere Business Modeler Advanced,

IBM Rational Software Architect Designer,

IBM Rational System Architect,

Microsoft Windows,
7-Zip,

AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Не предусмотрены.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
109М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 13 ед.
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
110М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед.
207Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
202Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
404К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 13 единиц
203Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
417К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 1 шт.; компьютеры: марка Клама С Офис – 12; проектор, экран с мультимедиа Smart - 1 ед.; учебно-наглядные пособия.
419К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; Учебная мебель на 17 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: NAIO Corp Z520, НЭТА - 4 in - 13 ед.
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекциях преподаватель знакомит слушателей с основными понятиями и положениями по текущей теме. На лекциях слушатель получает только основной объём информации по теме. Только посещение лекций является недостаточным для подготовки к лабораторным занятиям и экзамену. Требуется также самостоятельная работа по изучению основной и дополнительной литературы и закрепление полученных на лабораторных занятиях навыков.
Практические задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. Если лабораторные занятия пропущены (по уважительной или неуважительной причине), то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии, консультации или через образовательный портал.
Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и навыков без непосредственного участия в этом процессе преподавателя.
Качество получаемых студентом знаний напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) студента их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс взаимодействия студента и преподавателя для формирования знаний, умений и навыков.
Все необходимые методические материалы размещены на образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2184