МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Облачные технологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информатики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильИнтеллектуальный анализ данных
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИ_ИАД-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 68
самостоятельная работа 40
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 34 34 34 34
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 40 40 40 40
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Козлов Д.Ю.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Облачные технологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информатики

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.-м.н., доцент Козлов Д.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информатики

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой к.ф.-м.н., доцент Козлов Д.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов представлений об общих принципах построения, функционирования и развития информационных систем, о роли информационных систем и средств вычислительной техники в решении задач сбора, передачи, хранения и обработки информации.

Основными задачами изучения дисциплины являются:
- определение роли информационных процессов;
- уяснение методических основ создания информационных систем и технологий;
- проведение классификации видов информационных технологий накопления,
- хранения и использования информации для подготовки и принятия решений;
- рассмотрение информационно-технологических процедур проектирования важнейших видов технологического обеспечения;
- учёт особенностей реализации интегрированных информационных технологий в различных сферах деятельности человека;
- освоение практических навыков написания программ для ЭВМ, их отладки и решения задач на основе этих программ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен использовать современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности;
ОПК-8 Способен принимать участие в управлении проектами создания информационных систем на стадиях жизненного цикла;
ПК-4 Способность настраивать, эксплуатировать и сопровождать информационные системы и сервисы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- какие технические средства нужны для реализации современных информационных систем, инструментальные и программные средства требуемые для их создания и использования;
- теоретические основы применения современных информационных систем;
- использование информационных систем для получения, обработки и передачи информации в предметной области;
- основные теоретические положения использования информационных технологий в составе информационных систем;
- о тенденции развития современных программных средств поддержки и принятия решений;
- классификацию информационных систем на документальные и фактографические;
- основные свойства и характеристики документальных систем: информационно-поискового языка, систем индексирования, технологий обработки данных, поискового - аппарата, критериев оценки документальных систем;
- основные тенденции развития информационных систем, связанные с изменениями условий в предметной области;
- требований к надежности и эффективности информационных систем в предметной области.
3.2.Уметь:
3.2.1.- проводить прогнозирование, моделирование и создание информационных процессов в предметной области;
- выполнять работы по развитию возможностей профессионально-ориентированных информационных систем на всех стадиях их жизненного цикла;
- проводить выбор интерфейсных средств при построении сложных профессионально-ориентированных информационных систем;
- проводить компоновку информационных систем на базе стандартных интерфейсов;
- формулировать основные технико-экономические требования к проектируемым профессионально-ориентированным информационным системам.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- работы с основными объектами, явлениями и процессами, связанными с информационными системами, и использовать методы их научного исследования;
- программно-техническими средствами диалога человека с профессионально-ориентированными информационными системами;
- способами оценки эффективности применения информационных систем.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретический раздел
1.1. Становление и развитие информационных технологий Лекции 4 4 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.2. Информационная технология как составная часть информатики Сам. работа 4 2 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.3. Модели процессов извлечения, обработки данных, хранения, представления и использования в информационных системах Лекции 4 6 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.4. Мультимедиа-технологии, CASE-технологии Сам. работа 4 2 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.5. Геоинформационные технологии, технологии защиты информации Лекции 4 4 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.6. Модель процесса передачи данных в информационных системах Сам. работа 4 2 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.7. Телекоммуникационные технологии, Интернет-технологии Сам. работа 4 2 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.8. Представление знаний в информационных системах Лекции 4 2 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.9. Информационные технологии в образовании, технологии автоматизированного проектирования Лекции 4 4 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.10. 4 Лекции 4 4 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.11. Технологии и средства обработки текстовой информации Сам. работа 4 2 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.12. Технологии работы в базах данных Лекции 4 4 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.13. Технологии работы в базах данных Сам. работа 4 2 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.14. Технологии работы в сетях Лекции 4 4 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.15. Технологии работы в сетях Сам. работа 4 2 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.16. Построение информационных систем Лекции 4 2 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.17. Исследование предметной области Сам. работа 4 4 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
Раздел 2. Лабораторный практикум
2.1. Создание новой конфигурации. Дерево конфигурации. Объекты конфигурации. Создание справочников. Практические 4 2 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.2. Создание новой конфигурации. Дерево конфигурации. Объекты конфигурации. Создание справочников. Сам. работа 4 8 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.3. Создание документов. Практические 4 2 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.4. Создание документов. Сам. работа 4 2 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.5. Создание регистров накопления Практические 4 2 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.6. Создание регистров накопления Сам. работа 4 2 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.7. Создание периодических регистров сведений Практические 4 2 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.8. Создание периодических регистров сведений Сам. работа 4 2 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.9. Работа с перичислениями Сам. работа 4 2 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.10. Работа с перичислениями Практические 4 12 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.11. Работа с запросами Практические 4 8 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.12. Работа с запросами Сам. работа 4 2 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.13. Оптимизация работы документов Практические 4 6 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.14. Оптимизация работы документов Сам. работа 4 2 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
2.15. Создание новой информационной конфигурации Сам. работа 4 2 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. «Слои» и «Закладки» в формах? Атрибуты и методы формы для управления слоями и закладками.
2. «Слои» и «Закладки» в формах. Атрибуты и методы контекста модуля формы для управления слоями и закладками.
3. Атрибуты и методы агрегатных типов данных. В чем отличие системных процедур и функций от методов агрегатных типов данных?
4. Атрибуты и методы правил перерасчета.
5. В чем отличие перечислений от справочников?
6. В чем отличие регистров остатков от оборотных регистров?
7. В чем отличие функций и процедур получения итогов по оборотным регистрам от функций и процедур получения остатков по регистрам остатков?
8. В чем различие между методами работы с журналами расчетов «ВвестиРасчет» и «ЗаписатьРасчет»? Приведите примеры использования этих методов в разных ситуациях.
9. Для решения каких задач предназначена компонента «Расчет»? Приведите несколько примеров задач, не связанных с расчетом заработной платы, для которых можно применить «Расчет». Какие объекты метаданных являются специфическими для «Расчета»?
10. Для чего используются внешние отчеты? Достоинства и недостатки их использования.
11. Для чего предназначен специальный агрегатный объект «Регистры»?
12. Для чего предназначены справочники, какова их структура?
13. Для чего служат журналы расчетов? Сколько журналов расчетов может быть создано в рамках одной конфигурации? Какими данными характеризуются строки журнала расчетов?
14. Для чего служит объект «перечисление»? Когда его целесообразно использовать?
15. Как в программе хранятся итоги? Каково назначение в системе регистров?
16. Как в системе появляется новый тип данных? Что такое типообразуюшие объекты?
17. Как вы представляете себе структуру выборки в запросе по остаткам регистра? Чем она определяется? Что можно будет указывать в выражении Запрос.ххххххх после успешного выполнения такого запроса?
18. Как вызывать форму диалога в модальном режиме? Зачем это может понадобиться?
19. Как добавить новый элемент в справочник? Средства встроенного языка для добавления и удаления элементов справочника. Что нужно учитывать при программном удалении элементов справочников?
20. Как задать вывод в ячейке числового значения с разделителями триад и десятичной точкой?
21. Как используются системные процедуры и функции компоненты «Оперативный учет» по управлению точкой актуальности?
22. Как можно перепровести документы за какой-то период? Зачем это может понадобиться?
23. Как можно построить выборку по движениям регистров? Как использовать значения реквизитов регистра для ограничения такой выборки?
24. Как найти все ссылки на объекты (элемент справочника, документ)?
25. Как организовать выборку по активным (ненулевым) остаткам регистра и обработать ее в цикле? В чем отличие обработки регистров остатков и оборотных регистров?
26. Как организовать вызов подробного (конкретизирующего) отчета, основываясь на данных в текущей ячейке сформированного отчета?
27. Как организовать совместную работу диалога и таблицы?
28. Как подчинить один документ другому? Какие документы попадают в список подчиненных документов?
29. Как построить выборку документов (или подчиненных документов) и обработать строки этой выборки в цикле? Какими условиями и как можно ограничить выборку по документам?
30. Как построить отборы в журналах по видам документов? По графам отбора? По общим реквизитам?
31. Какие атрибуты и методы справочников позволяют обрабатывать подчиненные элементы иерархического справочника и элементы подчиненного справочника?
32. Какие виды расчета с точки зрения «Правил перерасчета» считаются ведущими? Какие зависимыми?
33. Какие Вы знаете способы оптимизации выборки итогов и движений регистров? В каких случаях их целесообразно применять?
34. Какие данные и когда записываются в регистры?
35. Какие действия с календарями доступны пользователям? Какие недоступны? Обязательно ли использование операции автоматического заполнения календаря? Могут ли календари редактироваться при помощи встроенного языка?
36. Какие из граф табличной части документов могут быть включены в список граф журнала?
37. Какие из реквизитов табличной части документов могут быть включены в список граф журнала?
38. Какие проблемы возникают в связи с проведением документа задним числом?
39. Какие средства существуют для добавления записей в журнал расчетов? Удаления записей?
40. Какие средства языка позволяют изменить время документа?
41. Какие типы вписанной в ячейки информации знаете? Приведите примеры выбора того или иного типа в конкретных ситуациях.
42. Какие типы правил перерасчета Вы знаете? В чем между ними различие?
43. Какие типы форматов ячеек вы знаете?
44. Каким образом в конфигурации может задаваться информация об авторе конфигурации и его логотип?
45. Каким образом производится выбор использования документа в той или иной компоненте системы «1С:Предприятие» при одновременном наличии на компьютере нескольких компонент? К чему приводит неправильный выбор или его отсутствие?
46. Какими свойствами обладают журналы расчетов? Какие из них являются важнейшими? Какие реквизиты журналов расчетов являются обязательными?
47. Какими свойствами элементов диалога можно управлять средствами встроенного языка?
48. Какова компонентная структура системы «1С:Предприятие»? Каково назначение компоненты «Оперативный учет»?
49. Какова связь списка значений перечисления, используемого для заполнения полей - «признаков» в документах и структуры модулей этого документа? Например, «нал/безнал», «приход/возврат» и т.д.
50. Какова структура текста запроса и назначение его синтаксических конструкций?
51. Каково назначение агрегатного объекта «Таблица значений»? В чем особенности его использования?
52. Каково назначение видов расчета? Что такое «Приоритет вида расчета»? Что необходимо учитывать при выборе приоритета вида расчета?
53. Каково назначение журналов документов в системе? Какие типы журналов можно создавать в программе? В чем различия между ними?
54. Каково назначение календарей в системе? Основные принципы их создания и методы работы с календарями. Что нужно учитывать при выборе стартовой даты календаря?
55. Каково назначение основных базовых объектов и основных объектов компоненты «Оперативный учет»?
56. Каково назначение основных технологических средств конфигурирования?
57. Каково основное назначение групп расчетов? Методы работы с группами расчетов. Где задается вхождение вида расчетов в группу?
58. Каково основное назначение документов в системе? Различия между модулем формы и модулем документа.
59. Каковы особенности многоуровневых и подчиненных справочников? Когда их целесообразно использовать?
60. Каковы отличия многоуровневых и подчиненных справочников? Когда их целесообразно использовать?
61. Какое количество дополнительных реквизитов может быть создано в журналах расчетов? Какими способами в них может быть внесена информация?
62. Какую периодичность может иметь журнал расчетов? Можно ли изменить периодичность журнала расчетов, если он содержит записи? Ваши действия, если требуемая по условиям задачи периодичность не предусмотрена программой (например, 10 дней)?
63. Когда наличие секции «функция» в тексте запроса является обязательным для получения непустой выборки?
64. Константы – назначение, создание, возможные типы значений. Средства встроенного языка для задания и получения значений констант.
65. Методы справочников для поиска элементов и упорядочивания списка элементов.
66. Методы языка для поиска элементов справочников и упорядочивания списка элементов.
67. Может ли быть переопределен программными средствами атрибут «Сторно» журнала расчетов? В каких случаях?
68. Можно ли вывести данные напрямую в ячейку отчетного документа, минуя обращение к секции?
69. Можно ли получить структуру метаданных в текстовом виде?
70. Можно ли совместить в одном журнале несколько видов отбора?
71. Можно ли создать не одну последовательность взаимно вытесняющих расчетов, а некоторое количество таких последовательностей?
72. Назначение и особенности использования методов формирования движений регистров.
73. Назначение и свойства последовательностей документов, работа с ними.
74. Назначение периодических реквизитов справочника. Какие средства языка позволяют читать и корректировать значения периодических реквизитов?
75. Назначение составных частей «формы объекта метаданных» для разных видов объектов.
76. Общие реквизиты документов – как создаются и для чего предназначены?
77. Организация подборов в формах документов. Какие предопределенные процедуры и методы формы позволяют реализовать механизм подбора?
78. Отчеты и обработки – назначение в системе. Как Вы определите для себя принцип отнесения создаваемого Вами объекта метаданных к отчетам или обработкам?
79. Периодические константы. Как их создать? Как средствами языка получить и установить значение периодической константы?
80. Периодичность хранения остатков и влияние длительности периода на работу системы.
81. Понятие «агрегатного объекта». Примеры.
82. Понятие «Правил перерасчета». Каково их назначение?
83. Понятие выборки. Как построить выборку элементов справочника и обработать строки этой выборки в цикле?
84. Понятие объекта «Праздники». Для чего он нужен и обязательно ли его использование? Какие методы доступны при работе с объектом? Можно ли создать несколько объектов типа «Праздники»?
85. Почему помимо модуля формы еще существует модуль документа?
86. Расположение и назначение глобального модуля и общих таблиц.
87. С какой целью создаются нумераторы?
88. Системные константы.
89. Чем определяется порядок строк в выборке, полученной по запросу?
90. Что нужно учитывать при написании тела предопределенной процедуры «ОбработкаПроведения»? Можно ли создать документ, который можно будет только сохранить (без возможности проведения)?
91. Что представляет собой механизм контроля ссылочной целостности данных? Как он может быть задействован? К чему может привести отмена контроля ссылочной целостности?
92. Что происходит в программе при наличии «Правила перерасчета» и манипулировании в журнале расчетов с записью, содержащей ведущий вид расчета? Могут ли установленные при конфигурировании правила перерасчета отключаться или переназначаться программными средствами?
93. Что происходит при смене расчетного периода? Можно ли изменить расчетный период на несколько периодов вперед? На несколько периодов назад? Что произойдет в этих случаях? Можно ли изменить период журнала расчетов средствами встроенного языка?
94. Что такое «графа отбора» применительно к журналу документов? Журналу расчетов? Чем они различаются? Допускается ли при установке значения графы отбора журнала документов непосредственное указание значения графы отбора?
95. Что такое «временный расчет»? Когда его необходимо использовать? Методы встроенного языка для организации временного расчета.
96. Что такое «Точка актуальности итогов»? Как она сдвигается? Как можно изменить (передвинуть) Точку актуальности?
97. Что такое «транзакции». Явное и неявное использование транзакций.
98. Что такое «Вытесняющий расчет»? Для чего необходимо свойство видов расчета «Приоритет вытеснения»? На чем основан механизм автоматического сторнирования записей журнала расчетов?
99. Что такое графа отбора?
100. Что такое измерения, ресурсы и реквизиты регистра? Какие типы данных могут использоваться для их описания?
101. Что такое объект метаданных, метаданные, конфигурация? Какие виды объектов метаданных доступны для конфигурирования в компоненте “Оперативный учет”?
102. Что такое предопределенные процедуры встроенного языка? Приведите примеры.
103. Что такое секция? Какие существуют типы секций? Методы встроенного языка для формирования выходных таблиц.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не требуется
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Представлен в электронном учебно-методическом комплексе по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=294

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пахмурин Д. О. Операционные системы ЭВМ: учебное пособие: Учебное пособие Томск: ТУСУР, 2013 biblioclub.ru
Л1.2 Петрова А.Г., Оскорбин Н.М., Хворова Л.А. и др. Математическое моделирование: учебное пособие: Основная Барнаул: Изд-во Алт. ун-та., 2016. http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3328
Л1.3 Герман Ольга Ильинична Бухгалтерские информационные системы: Учебное пособие Барнаул : АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
Л1.4 Лисьев Г. А. , Попова И. В. Технологии поддержки принятия решений: учебное пособие: Учебное пособие Москва: Издательство «Флинта», 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Избачков Ю.С., Петров В.Н., Васильев А.А., Телина И.С. Информационные системы: учеб. пособие для вузов СПб.: Питер, 2011
Л2.2 А. В. Мансуров Информационные технологии и системы защиты информации: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.3 Филиппов Л.А., Юдинцев А.Ю. Менеджмент. Компьютерное моделирование: учеб. пособие Барнаул : [Аз Бука], 2006 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/785
Л2.4 Уткин В. Б. , Балдин К. В. Информационные системы и технологии в экономике: учебник: Учебник Москва: Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.gpntb.ru/ Государственная публичная научно-техническая библиотека.
Э2 www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека.
Э3 www.nns.ru/ Национальная электронная библиотека.
Э4 www.rsl.ru/ Российская государственная библиотека.
Э5 www.microinform.ru/ Учебный центр компьютерных технологий «Микроинформ».
Э6 www.tests.specialist.ru/ Центр компьютерного обучения МГТУ им. Н.Э.Баумана.
Э7 www.intuit.ru/ Образовательный сайт
Э8 www.window.edu.ru/ Библиотека учебной и методической литературы
Э9 www.osp.ru/ Журнал «Открытые системы»
Э10 www.ihtika.lib.ru/ Библиотека учебной и методической литературы
Э11 news.rea.ru/portal/Departments.nsf/(Index)/Lib Библиотека Российской экономической академии им. Плеханова.
Э12 Курс в Мудле Информационные системы и технологии portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
TeXLive с набором для работы с TeX (LaTeX/XeLaTeX), Beamer, Biber.
Условия распространения: Open Source (Условия использования: https://www.tug.org/texlive/copying.html)
Debian GNU/Linux
Условия распространения: Open Source (Условия использования: https://www.debian.org/legal/licenses/)
Microsoft Windows
LibreOffice
Условия распространения: Open Source (Условия использования: https://ru.libreoffice.org/about-us/license/)
Acrobat Reader
Условия распространения: Open Source (Условия использования: http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf)
Mozila FireFox
Условия распространения: Open Source (Условия использования: https://www.mozilla.org/en-US/about/legal/eula/)
Chrome
Условия распространения: Open Source (Условия использования: http://www.chromium.org/chromium-os/licenses)
7-zip
Условия распространения: Open Source (Условия использования: https://www.7-zip.org/license.txt)
FAR
Условия распространения: Open Source (Условия использования: http://www.farmanager.com/license.php?l=ru)
Paint.net
Условия распространения: Open Source (Условия использования: http://www.getpaint.net/license.html)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
203Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц
202Л кабинет информатики (компьютерный класс) - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

не требуется