МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальное проектирование в профессиональной деятельности
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология организации и управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_С-2-2020
Часов по учебному плану 120
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 84
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 84 84 84 84
Итого 120 120 120 120

Программу составил(и):
к.с.н., доцент , Колесникова О.Н.;к.с.н., доцент , Артюхина В.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социальное проектирование в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В. к.с.н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В. к.с.н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.освоение студентами теоретико-методологоческих основ разработки, реализации и управления социальными проектами; обучение практическим навыкам подготовки и презентации концепции социального проекта, направленного решение острых социальных проблем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1.1: Анализирует задачу, выделяя ее базовые составляющие
УК-1.2: Определяет, интерпретирует и ранжирует информацию, требуемую для решения поставленной задачи
УК-1.3: Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.4: При обработке информации отличает факты от мнений, интерпретаций, оценок, формирует собственные мнения и суждения, аргументирует свои выводы и точку зрения
УК-1.5: Рассматривает и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретико-методологические основы и специфику поиска, обработки, интерпретации и анализа информации в рамках разработки концепции социального проекта
3.2.Уметь:
3.2.1.определять и обосновывать необходимые источники информации и количественные и качественные методы ее анализа в рамках разработки концепции социального проекта; формулировать и аргументировать свои выводы, полученные в ходе анализа информации, необходимой для создания концепции социального проекта; формулировать основные элементы концепции социального проекта, оценивать достоинства и недостатки предлагаемых решений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими навыками поиска и интерпретации информации, необходимой для создания и обоснования концепции социального проекта; практическими навыками разработки и презентации концепции социального проекта

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теоретико-методологические основы социального проектирования
1.1. Содержание понятие «социальный проект» и основные сферы их реализации Лекции 8 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Содержание понятие «социальный проект» и основные сферы их реализации Сам. работа 8 8 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Содержание понятие «социальный проект» и основные сферы их реализации Практические 8 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Основные принципы и этапы социального проектирования Лекции 8 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.5. Основные принципы и этапы социального проектирования Сам. работа 8 8 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.6. Основные принципы и этапы социального проектирования Практические 8 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.7. Типология социальных проектов Лекции 8 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.8. Типология социальных проектов Сам. работа 8 8 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.9. Типология социальных проектов Практические 8 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Раздел 2. Технологии разработки социального проекта
2.1. Структура и содержание социального проекта Лекции 8 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Структура и содержание социального проекта Сам. работа 8 8 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Структура и содержание социального проекта Практические 8 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Экспертиза социальных проектов Лекции 8 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.5. Экспертиза социальных проектов Сам. работа 8 8 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.6. Экспертиза социальных проектов Практические 8 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.7. Методы коллективной работы над социальными проектами Лекции 8 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.8. Методы коллективной работы над социальными проектами Сам. работа 8 8 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.9. Методы коллективной работы над социальными проектами Практические 8 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.10. Презентация и защита социальных проектов Практические 8 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.11. Презентация и защита социальных проектов Сам. работа 8 18 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Раздел 3. Управление социальными проектами
3.1. Специфика и основное содержание системы управления социальными проектами Лекции 8 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Специфика и основное содержание системы управления социальными проектами Сам. работа 8 8 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Успешные практики и сложности реализации социальных проектов в современной России Лекции 8 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.4. Успешные практики и сложности реализации социальных проектов в современной России Сам. работа 8 10 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Теоретические вопросы
1. Сущность понятия социальный проект.
2. Философские аспекты социального проектирования
3. Субъект и объект социального проектирования.
4. Основные концепции социально-проектной деятельности.
5. Принципы разработки социального проекта.
6. Критерии успешного социального проекта.
7. Основные этапы социального проектирования.
8. Жизненный цикл социального проекта.
9. Инновационные и поддерживающие социальные проекты.
10. Основные источники финансирования социальных проектов.
11. Понятие концепции социального проекта.
12. Структура социального проекта.
13. Критерии эффективности социального проекта.
14. Назначение и технология экспертизы социального проекта.
15. Организация эффективной работы команды над проектом.
16. Методы командной работы над проектом.
17. Технология создания эффективной презентации для социального проекта.
18. Управление социальными проектами.
19. Методы и технологии управления социальными проектами.
20. Успешные практики и сложности реализации социальных проектов в современной России.

Практические задания
1. Оценка значимости реализации социальных проектов в различных сферах для развития общества.
2. Графическое изображение жизненного цикла социального проекта.
3. Описание необычного способа привлечения спонсоров к реализации социального проекта.
4. Формулировка критических суждений о принятых критериях оценки эффективности социальных проектов.
5. Экспертиза социального проекта.
6. Разработка плана коллективной работы над социальным проектом.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Стегний, В. Н. Социальное прогнозирование и проектирование : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/38F67521-FBD4-4CCB-8259-61EA0A271125
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Солодянкина О.В. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учебник и практикум для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/9522632B-DFF5-4970-BAAF-9DA2B4C4CADB
Л2.2 О. Н. Колесникова Социальное проектирование и прогнозирование: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1804
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Exel
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо:
 ознакомиться с планом практического занятия;
 самостоятельную подготовку к практическому занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы;
 просматривать и изучать все вопросы практического занятия, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно);
 проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам;
 при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного;
 при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем.
При оценивании ответа на теоретический вопрос практического занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Практическое задание
Выполнение практического задания возможно как на практическом занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Творческое задание
Творческое задание предполагает групповую работу и публичное представление подготовленных проектов с дальнейшим их обсуждением, на основе которого оценивается задание. При оценивании творческого задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Зачет
Студент на зачете отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 25 минут. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за зачет выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос.