МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационно-коммуникативные технологии в региональных исследованиях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информатики
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика, межрегиональное и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_РР-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
Старший преподаватель, Шаповалова С.В.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., Доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Информационно-коммуникативные технологии в региональных исследованиях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 554)

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информатики

Протокол от 30.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Козлов Д.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информатики

Протокол от 30.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Козлов Д.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью преподавания курса является ознакомление с различными информационными-коммуникационными системами и технологиями, используемыми в региональных исследованиях
Основная задача курса - дать студенту общее представление о современных компьютерных технологиях, тенденциях их развития, а также их конкретных реализациях; сформировать навыки работы с практическими инструментами – программными комплексами и информационными ресурсами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен применять информационно-коммуникационные технологии и программные средства для решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе основе информационной и библиографической культуры и требований информационной безопасности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Об информационных коммуникационных технологиях, их классификации, сферы применения, методах обработки информации.
3.2.Уметь:
3.2.1.Определять необходимые для решения задач классы информационных технологий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками использования информационно-коммуникационных технологий для решения задач профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные процессы преобразования информации. Система информационного обмена. Сети информационного обмена. Информация, ее свойства и виды. Основные процессы обработки информации. Понятие информационно-коммуникационной технологии. Классификация информационных технологий. Наиболее популярные виды информационных технологий. Интегрированные технологии. Технологии защиты данных. Защита данных в СУБД. Организационные аспекты защиты информации. Сетевые информационные технологии. Программное и аппаратное обеспечение локальных сетей. Графические информационные технологии. Иллюстративная графика: растровая, векторная, фрактальная. Геоинформационные технологии. Основы построения геоинформационных систем.
1.1. Основные процессы преобразования информации. Информационная деятельность как атрибут основной деятельности. Основные понятия информатики. Информационный обмен. Система информационного обмена. Сети информационного обмена. Информация, ее свойства и виды. Системы, системы управления, свойства систем и системообразующие признаки, информационные системы, экономические информационные системы. Основные процессы обработки информации. Информационная деятельность. Лекции 4 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Понятие информационной технологии. Эволюция информационных технологий; их роль в развитии экономики и общества; свойства информационных технологий; понятие платформы. Итология и ее место в системе научных знаний. Основные положения итологии. Проблемы стандартизации информационных технологий. Свойства информационных технологий. Понятие программно-аппаратной платформы. Классификация информационных технологий, предметная технология, функциональные технологии, обеспечивающие информационные технологии, распределенные функциональные информационные технологии. Лекции 4 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Наиболее популярные виды информационных технологий. Интегрированные технологии. Технология обработки данных и ее виды; технологический процесс обработки данных; графическое изображение технологического процесса, меню, схемы данных, схемы взаимодействия программ применение информационных технологий на рабочем месте пользователя, автоматизированное рабочее место, электронный офис. Сам. работа 4 6 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Документальные системы: информационно-поисковый язык, система индексирования, технология обработки данных, поисковый аппарат, критерии оценки документальных систем. Программные средства реализации документальных ИС. Механизм индексирования. Поисковый образ документа. Стратегии информационного поиска. Информационно-поисковые системы. Правовые информационные системы. Проблемы автоматизации информационного поиска. Информационный поиск в Internet. Сам. работа 4 6 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Технологии защиты данных. Способы хранения информации в информационных системах. СУБД, как средство автоматизации хранения, обработки и управления данными. Защита данных в СУБД от несанкционированного доступа. Резервное копирование и восстановление информации. Организационные аспекты защиты информации. Технологический процесс обработки данных. АРМ специалиста предметной области. Лекции 4 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Сетевые информационные технологии. Классификация сетей. Локальные сети: принципы построения и функционирования. Программное и аппаратное обеспечение локальных сетей. Технологии «клиент-сервер», «файл-сервер». Модели «клиент-серверного» взаимодействия. Централизованные и распределенные технологии хранения и обработки информации. Сети Intranet, как инструмент создания корпоративной сети предприятия. Лекции 4 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Графические информационные технологии. Иллюстративная графика: растровая, векторная, фрактальная. Представление изображений в различных видах графики. Представление цвета. Форматы графических файлов. Алгоритмы сжатия информации. Преобразование графических изображений. Сам. работа 4 8 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Геоинформационные технологии. Основы построения геоинформационных систем. Атрибутивные и координатные данные. Векторные и растровые модели. Инструментальные средства ГИС. Применение ГИС. Сам. работа 4 8 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Практические занятия
2.1. Решение многовариантных, задач с помощью таблиц подстановки. Параметрические ячейки. Подстановка данных. Однопараметрические таблицы с одной формулой. Однопараметрические таблицы с несколькими формулами. Двухпараметрические таблицы с одной формулой. Практические 4 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Решение многовариантных, задач с помощью диспетчера сценариев. Изучение механизма диспетчера сценариев. Присвоение имен ячейкам и диапазонам. Задание итоговых функций. Определение диапазонов изменяемых ячеек. Создание и изменение сценариев. Получение итоговых таблиц. Решение задач. Практические 4 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Решение прогнозных задач. Аналитический и графический способ решения прогнозных задач. Оценка найденных решений. Аналитическое выражение прогнозных кривых. Трендовый анализ. Практические 4 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Разработка документа MS Excel со сложными вычислениями, использующими логические функции, функции обработки строк и даты Практические 4 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Создание документа MS Word с полями слияния (шаблона слияния). Слияние документа MS Word c документом MS Excel, MS Access. Практические 4 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.6. Создание документа MS Excel c подключением справочников и элементов проверки данных. Практические 4 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.7. Ознакомление с ресурсами Интернет Практические 4 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.8. Создание поисковых запросов. Практические 4 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.9. Выполнение работы по использовпнию интернет-ресурсов Практические 4 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.10. Доработка,оформление и защита практических заданий Сам. работа 4 20

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
В приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Б. Я. Советов, В. В. Цехановский Информационные технологии : учебник для прикладного бакалавриата: Учебник М. : Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 С. А. Айвазян, В. С. Мхитарян Прикладная статистика. Основы эконометрики: учеб. для вузов М. : ЮНИТИ- [ДАНА], 2001
Л2.2 Уткин В.Б., Балдин К.В. Информационные системы в экономике: учеб. для вузов М.: Академия, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 WWW.INTUIT.RU - открытый интернет университет
6.3. Перечень программного обеспечения
Пакет лицензионного ПО
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические работы в компьютерных классах.
Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой.
Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
Лабораторные работы требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается в баллах БРС.