Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной и молодежной политики |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.02. Социальная работа |
Профиль | Социальная работа в сфере социальной защиты населения |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z39_03_02-СР-1-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 10 | 10 | 10 | 10 |
Сам. работа | 83 | 83 | 83 | 83 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики
Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой Чудова С.Г. к. соц. н., доцент
1.1. | Цель - формирование у студентов целостного представления о трансформациях в области профилактики социального сиротства в России и Алтайском крае; освоение навыков работы с семьями группы риска по профилактике социального сиротства, основанных на базовых ценностях социальной работы и семейноцентированном подходе |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-1 | Способен к проведению оценки обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности граждан, определению индивидуальных потребностей граждан в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи |
ПК-2 | Способен к планированию деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании |
ПК-3 | Способен к реализации деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Уровни профилактики социального сиротства и содержание технологий оценки, диагностики и планирования на каждом этапе. Основные походы и принципы разработки индивидуальных программ социальной работы с семьей; базисные компоненты технологий раннего выявления семейного неблагополучия и межведомственного ведения случая; ресурсы системы социальной защиты, в том числе социальной помощи и социального обслуживания. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | навыками социальной работы с семьей в рамках кооперативного подхода; навыками оценки: безопасности ребенка, риска жестокого обращения, потребностей и ресурсов семьи; способами активизации семьи по выстраиванию собственной траектории изменений |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками социальной работы с семьей в рамках кооперативного подхода; навыками оценки: безопасности ребенка, риска жестокого обращения, потребностей и ресурсов семьи; способами активизации семьи по выстраиванию собственной траектории изменений |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Сиротство как социальная проблема современного российского общества | ||||||
1.1. | Базовый понятийный аппарат по проблеме сиротства. Генезис социального сиротства, распространенность, последствия. Эволюция системы защиты детства в РФ | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Уровни профилактики социального сиротства, целевые группы, содержание работы | Практические | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
1.3. | Факторы риска социального сиротства | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
1.4. | Базовые положения теории привязанности | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
1.5. | Депривация: понятие, виды, последствия | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
1.6. | Нормативно-правовые основы социальной работы в сфере профилактики социального сиротства | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
Раздел 2. Превенция жестокого обращения с ребенком как основной уровень профилактики социального сиротства | ||||||
2.1. | Жесткое обращение как социальный феномен. Масштабы проблемы, генезис, последствия | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
2.2. | Уровни риска жестокого обращения, признаки внешние, поведенческие | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
2.3. | Технологии раннего выявления семейного неблагополучия и межведомственного ведения случая как инновационные практики социальной работы семьей по профилактике | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
2.4. | Оценка риска жестокого обращения , разработка плана безопасности ребенка | Сам. работа | 5 | 16 | ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
2.5. | Установление контакта с семьей. Работа с сопротивлением. Вовлечение семьи в работу.. | Практические | 5 | 6 | ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
2.6. | Диагностика семьи, методы сбора информации. Анализ сильных и слабых стороны, ресурсов и дефицитов . Постановка гипотез | Сам. работа | 5 | 15 | ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
2.7. | Планирование работы с семьей, разработка индивидуальной программы на основе кооперативного подхода. Анализ внешних реабилитационных ресурсов и их привлечение. Мониторинг оценки реализации программ | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
Раздел 3. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, как объекты социальной работы | ||||||
3.1. | Виды жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
3.2. | Замещающая семья от привлечения к формированию новой семейной системы. | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
3.3. | Подготовка и сопровождение замещающей семьи. | Практические | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
3.4. | Оценка эффективности социальной работы по профилактике социального сиротства | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Мандель Б.Р. | Психология семьи: учеб. пособие: учебное пособие | Флинта, 2013 | e.lanbook.com |
Л1.2 | С. В. Воронина | Семейное право: учеб. пособие : учебное пособие | АлтГУ.- Барнаул, 2017 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Р.И. Ерусланова | Насилие в семье: учебное пособие | М: Дашко ви Ко. // ЭБС. Университетская библиотека онлайн. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/116085/, 2011 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сайт «Все о детях и семье» | www.7ef.ru/pub | ||
Э2 | Сайт Национального фонда защиты детей от жестокого обращения | www.sirotstvo.ru | ||
Э3 | Сайт Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации | www.fond-detyam.ru | ||
Э4 | Сайт «Растем и развиваемся месте» | www.rastem-wmeste.ru | ||
Э5 | Сайт «Семья растет» | www.semya-rastet.ru | ||
Э6 | Сайт детского фонда Виктория | www.victoriacf.ru | ||
Э7 | Сайт Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) | www.unicef.ru. | ||
Э8 | Справочно-поисковая система «Консультант плюс», 2010 (или «Гарант»). | www.garant.ru | ||
Э9 | Курс в Moodle «Профилактика социального сиротства» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Word, Exel, Power Point, Internet-браузер Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические рекомендации для студентов 1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. Для подготовки к зачету/экзамену необходимо ознакомиться с перечнем примерных вопросов. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом/зачетом. Продумайте свой ответ, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |