Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 18.04.01. Химическая технология |
Профиль | Инновационная химическая и биотехнологическая переработка растительного сырья |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 18_04_01_Химтех-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 23,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 26 | 26 | 26 | 26 |
Сам. работа | 49 | 49 | 49 | 49 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., д.х.н., проф. кафедры органической химии
1.1. | Освоение базовых знаний в области переработки растительного сырья и приобретение практических навыков и умений разработки экологически безопасных технологий комплексного использования растительных субстратов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ОПК-3 | способностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов в соответствии с направлением и профилем подготовки |
ПК-2 | готовностью к поиску, обработке, анализу и систематизации научно-технической информации по теме исследования, выбору методик и средств решения задачи |
ПК-3 | способностью использовать современные приборы и методики, организовывать проведение экспериментов и испытаний, проводить их обработку и анализировать их результаты |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | состав и источники биомассы, характеристику основных компонентов растительных субстратов, экологическую направленность превращений основных компонентов растений, в том числе древесины, способы предварительной обработки и микробиологической предобработки растительной биомассы. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять теоретические и практические знания биотехнологии растительных материалов в профессиональной деятельности, использовать требования экологической безопасности производств при биотехнологической переработке растительного сырья и его комплексном использовании |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыки практической работы в области переработки полимеров растительного сырья |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Биомасса растений и ее ресурсы | ||||||
1.1. | Биомасса растений и ее ресурсы | Лекции | 2 | 1 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами | Сам. работа | 2 | 8 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Общая характеристика основных компонентов растительных субстратов | ||||||
2.1. | Общая характеристика основных компонентов растительных субстратов | Лекции | 2 | 1 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Предобработка древесины химическими методами | Практические | 2 | 4 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Структура клеточной стенки высших растений. Основные компоненты клеточной стенки | Практические | 2 | 4 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. | Сам. работа | 2 | 8 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Предварительная обработка растительных субстратов | ||||||
3.1. | Предварительная обработка растительных субстратов. Ферментативный гидролиз древесины | Лекции | 2 | 1 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Физическое воздействие. Химические методы предобработки. Биоделигнификация | Практические | 2 | 4 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. | Сам. работа | 2 | 8 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Ферменты, катализирующие разложение растительных субстратов | ||||||
4.1. | Ферменты, катализирующие разложение растительных субстратов | Лекции | 2 | 1 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Целлюлазы. Гемицеллюлазы. Пектиназы | Практические | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Ферменты лигниназного комплекса | Практические | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.4. | Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. | Сам. работа | 2 | 8 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Микробиологическая деградация растительного сырья | ||||||
5.1. | Микробиологическая деградация растительного сырья. Разложение целлюлозы. Микроорганизмы в биоценозах. | Лекции | 2 | 1 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.2. | Биосинтез целлюлолитических ферментов. Разложение лигнина микроорганизмами | Практические | 2 | 4 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.3. | Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. | Сам. работа | 2 | 8 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 6. Микроорганизмы – источники биоповреждений древесины и целлюлозосодержащих материалов | ||||||
6.1. | Микроорганизмы – источники биоповреждений древесины и целлюлозосодержащих материалов | Лекции | 2 | 1 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
6.2. | Механизм действия биоцидов. | Практические | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
6.3. | Биоповреждения. Грибы | Практические | 2 | 4 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
6.4. | Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. | Сам. работа | 2 | 9 | ОПК-3, ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств размещен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Азаров В.И., Буров А. В., Оболенская А. В. | Химия древесины и синтетических полимеров: Учебники | Издательство "Лань", 2010 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Л. П. Хлебова, Н. Ю. Сперанская, Е. С. Яценко | Прикладная биотехнология : лаб. практикум : учеб. пособие : | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3201 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | М. Ю. Чепрасова, В. И. Маркин | Карбоксиметилирование растительного сырья под воздействием микроволнового излучения : монография : | АлтГУ. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014. - 96 с., 2014 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | электронные ресурсы научной библиотеке АлтГУ | www.lib.asu.ru | ||
Э2 | РГБ Российская государственная библиотека | www.rsl.ru | ||
Э3 | Журналы Оксфордского университета | www.oxfordjournals.org | ||
Э4 | Научная электронная библиотека РФФИ | www.elibrary.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 10 (Office 2010 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочно); Adobe Reader http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf (бессрочно); 7-Zip http://www.7-zip.org/license.txt (бессрочно); Windows 10 Pro (Майкрософт (Microsoft Corporation), 2019. Код продукта: 00330-53093-09223-ААОЕМ (бессрочно). | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http: //www.consultant.ru/) Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Электронная библиотечная система "Юрайт" https://urait.ru/viewer/sistemy 4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
010К | лаборатория органического синтеза - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Лабораторные столы, стулья на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; раковина; весы ВЛТЭ–2200; мешалка верхнеприводная; терморегулятор; вытяжной шкаф; электроплитка; виброизмельчитель «Ардена»; излучатель инфракрасный; центрифуга; сушильный шкаф; магнитная мешалка; водоструйный насос; прибор для определения температуры плавления; инструмент и приспособления; принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек), песочные и водяные бани; спиртовые горелки; пробки; наборы химической посуды; наборы химических реактивов. |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
106аК | учебная аудитория кафедры физической и неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 2 шт.; доска маркерная - 1 шт.; проектор: марка Optoma - 1 единица; стационарный экран; модели кристаллических структур; набор моделей атомов со стержнями для составления моделей молекул, деревянные модели кристаллов; дифрактограммы веществ; таблицы Гиллера; числовые ключи Ханаваля; алфавитный указатель; рентгеновская картотека JCPDS. |
005К | помещение для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов | Стеллажи; химическая посуда; вспомогательное лабораторное оборудование |
Методические указания к самостоятельной работе Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: с целью снятия возможных затруднений; с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet. Методические указания к лекционным занятиям При подготовке к лекции рекомендуется: 1. просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал; 2. полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции; 3. если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая; 4. психологически настроиться на лекцию. Методические указания к практическим (семинарским) занятиям Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине. Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов. При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы. Готовясь к практическому занятию, студенты должны: познакомиться с рекомендованной литературой; рассмотреть различные точки зрения по рассматриваемым вопросам (заданиям); выделить проблемные области; сформулировать собственную точку зрения; познакомиться со способами решения расчетных (практических) задач по теме семинара; предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионные вопросы. Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов. Методические указания к экзамену Изучение дисциплины завершается экзаменом. Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине. Требования к организации подготовки к экзамену те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов. Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний. |