МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История (история России, всеобщая история)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_ЗР-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 1
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 1 1 1 1
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., доц., Пожарская К.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
История (история России, всеобщая история)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017г. №553)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "История (история России, всеобщая история)" являются формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 Способность воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ОПК-4 Способность устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Фактологию исторической науки, базовые исторические понятия, различные подходы к изучению истории.
3.2.Уметь:
3.2.1.Осуществлять информационно-поисковую деятельность применительно к содержанию изучаемой дисициплины.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Методами критического анализа исторической информации; устанавливать действие закономерностей исторического процесса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История в системе социально-гуманитарных наук.
1.1. История в системе социально-гуманитарных наук. Лекции 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Особенности становления государственности в России и мире.
2.1. Славяне в системе древних цивилизаций. Проблемы славянского этногенеза. Образование древнерусского государства. Лекции 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Формирование духовного единства древнерусского общества. Практические 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Русские земли в XII – XIII веках. Начало политической раздробленности. Борьба с агрессией в XIII в.
3.1. Дискуссия о феодализме как явлении всемирной истории. Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв. Лекции 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Внешняя агрессия на Русь в XIII в. Практические 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Процесс объединения земель Великороссии и поиск путей упрочения российского государства XIV – XVI вв.
4.1. Объединение земель Великоросии в конце XIV - сер. XVI вв. Лекции 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Опричнина Ивана Грозного, 1565 - 1572 гг. Практические 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Россия в XVII - XVIII веках в контексте развития европейской цивилизации.
5.1. Модернизация России в конце XVII - начале XVIII в. Лекции 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Смутное время в истории России. Практические 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.3. Дворцовые перевороты в истории России (1725 - 1762 гг.). Практические 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Россия и мир в XIX в. Опыт европейской модернизации.
6.1. Россия и мир в XIX в. Внутренняя политика России в первой половине XIX в. Лекции 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Внешняя политика России в XIX в. Практические 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.3. Либеральные реформы Александра II: причины и предпосылки, «цепная реакция реформ». Лекции 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.4. Декабризм в истории России (семинар - дикуссия). Практические 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.5. Развитие капитализма в сельском хозяйстве и промышленности пореформенной России Практические 1 2 УК-5, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.6. Общественное движение в России во второй половине XIX в. Практические 1 2 УК-5, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Россия и мир в ХХ – XXI веках.
7.1. Общественно-политическое развитие России в начале XX в. Причины и предпосылки развития революционного процесса в Российской империи. Лекции 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.2. Становление советского государства. Гражданская война и интервенция. Образование СССР. Лекции 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.3. Политические партии в России начала XX в. Практические 1 2 УК-5, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.4. Экономическая политика большевиков в 1920 - 1930-е гг. Практические 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.5. Советское государство в 1950-е – 1980-е гг. Лекции 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.6. Особенности внешнеполитического курса советского государства во второй половине XX в. Практические 1 2 УК-5, ОПК-4 Л1.2, Л2.1
7.7. Россия в 1990-е – 2000-е гг. Сам. работа 1 1 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Протославяне – древнейшие предки славян.
2. Праславянский период в истории славянской общности. Различные версии об их прародине.
3. Восточные славяне в VI–IX вв. н.э.: природная среда и экономический быт, социальные отношения.
4. Норманская и антинорманская теории происхождения государства. Дискуссия о происхождение термина «Русь».
5. Понятия «Средневековье» и «феодализм», их соотношение и неоднозначность трактовки в исторической науке. Вотчинная и государственная теории феодализма восточнославянского общества.
6. Время, причины создания Киевской Руси. Оценка Киевской Руси как политического образования.
7. Язычество славян. Религиозная реформа князя Владимира I (980 г.), ее характеристика.
8. Крещение Руси. Причины, сущность и значение этого процесса. «Двоеверия» или «народное православие» в русской культуре.
9. Первый период политической истории Киевской Руси. Взаимоотношения Древнерусского государства с Византией.
10. Киевская Русь в периоды княжения Владимира I и Ярослава Мудрого.
11. Время и причины политического дробления древнерусских земель.
12. Раннефеодальные монархии на юге Руси (Киевское и Галицко-Волынское княжества).
13. Деспотические монархии на северо-востоке Руси. Города-республики на северо-западе Руси.
14. Образование державы Чингисхана и завоевания монголо-татар.
15. Цели и основные этапы завоевания монголо-татарами древнерусских земель. Причины поражения населения древнерусских земель в борьбе с монголо-татарской агрессией. Ущерб от монголо-татарского завоевания для древнерусских земель.
16. Признаки татаро-монгольского ига. Сравнительный анализ масштабов, значения и последствий монгольской и крестоносной агрессий для древнерусских земель.
17. Крестоносная экспансия в Прибалтике во второй половине XII– первой половине XIII вв.: основные этапы, причины, ход, итоги и результаты.
18. Причины и предпосылки объединения Великороссии в единое государство. Возвышение Москвы и превращение княжества в центр объединительного процесса.
19. Роль Твери в становлении великорусской государственности. Великое княжество Литовское и Русское: борьба за общерусское лидерство.
20. Причины победы Москвы. Завершающий этап объединения Великороссии. Феодальная война второй четверти XV в. и ее место в процессе объединения Великороссии в единое Русское государство.
21. Московское государство при Иване III и Василии III. Эволюция государственного строя Русского государства.
22. Начало правления Ивана IV Грозного. Реформы Избранной Рады.
23. Внешняя политика Ивана IV Грозного.
24. Введение опричнины и её основные события. Краткая характеристика ведущих концепций опричнины в трудах историков XIX–XX вв.
25. Смутное время в истории России.
26. Генезис самодержавия в Российском государстве в начале ХVII вв. Россия при первых Романовых.
27. Модернизация России при Петре I.
28. Внешняя политика России во второй четверти XVII – первой четверти XVIII в. Цели, основные направления, итоги.
29. Причины, предпосылки и краткая характеристика эпохи дворцовых переворотов XVIII в. в истории России.
30. Внутренняя и внешняя политика эпохи правления Екатерины II.
31. «Военно-полицейский» абсолютизм Павла I. Причины переворота 1801г.
32. Внутренняя политика России в период царствования Александра I.
33. Внутренняя политика России в период царствования Николая I.
34. Основные направления внешней политики России в первой четверти XIX в. Отечественная война 1812 г.
35. Основные направления внешней политики России во второй четверти XIX в. Крымская война (1853–1856 гг.).
36. Движение декабристов.
37. Общественно-политическая мысль в России первой половины XIX в. Взгляды П.Я. Чаадаева, западники и славянофилы.
38. Отмена крепостного права в России.
39. Либерально-буржуазные реформы 1860-х–1870-х гг.
40. Развитие капитализма в России: сельское хозяйство, промышленность, внутренний и внешний рынок, специфика формирования рабочего класса и буржуазии.
41. Общественно-политическая мысль в России во второй половине XIX в.
42. Международные отношения и внешняя политика России в 70–90-е гг. XIX вв.
43. Россия как империя.
44. Модернизация российской экономики в начале XX в.
45. Революция 1905–1907 гг. Зарождение конституционного строя в России в начале XX в.
46. Политические партии в России начала XX в.
47. Дальневосточная политика царизма на рубеже XIX–ХХ вв. Русско-японская война 1904–1905 гг.
48. Россия в европейской политике второй половины XIX–начале ХХ вв. Участие России в Первой мировой войне.
49. Революционный процесс в России в 1917 г.: от Февраля к Октябрю.
50. Становление советского государства. Гражданская война и интервенция.
51. Экономическая политика советского правительства в 1920-е гг.: политика «военного коммунизма», новая экономическая политика.
52. Индустриализации и коллективизация в СССР.
53. Международные отношения накануне Второй мировой войны. Великая отечественная война.
54. СССР в первое послевоенное десятилетие.
55. СССР в первой половине 1950-х–первой половине 1960-х гг.: попытка реформирования тоталитарного режима.
56. Международное положение СССР после Второй мировой войны. «Холодная война» в международных отношениях: причины, повод, основные участники.
57. Внешняя политика СССР во второй половине 1950-х–начале 1960-х гг.
58. СССР в середине 1960-х–первой половине 1980-х гг.: кризис «реального социализма».
59. Политика «разрядки» в 1960-х–1970-х гг.
60. СССР в годы перестройки, 1985–1991 гг.
61. «Новое мышление» в международных отношениях. Его последствия для современного положения России на международной арене.
62. Становление российской государственности. Конституционный кризис 1993 г.
63. Политическое развитие Российской Федерации (конец 1993−1999 гг.).
64. Социально-экономическое развитие России в 1990-х гг. Приватизация в РФ в 1990-е гг.
65. Россия в начале 2000-х гг.: особенности социально-экономического и политического развития.
66. Основные тенденции внешнеполитического развития России в начале 2000-х гг.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. «История – учительница жизни». (Цицерон).
2. «Сколько историков – столько историй». (Р. Коллингвуд).
3. «Задача истории – лишь показать, как все происходило на самом деле». (Л. ФонРанке).
4. «У нас чужая голова,
А убежденья сердца хрупки …
Мы европейские слова
И азиатские поступки». (Н. Щербина).
5. «Великие князья до времен Ольгиных воевали – она правила государством». (Н.М. Карамзин).
6. «Боголюбский, могущественный, мужественный, трезвый и прозванный за его ум вторым Соломоном был, конечно, одним из мудрейших князей российских в рассуждении политики… Онявностремился к спасительномуединовластию». (Н.М. Карамзин).
7. «Монгольское нашествие… определило во многом то “азиатское начало”, которое обернулось на Руси крепостным правом и лютым самодержавием». (Н.Я. Эйдельман).
8. «Московские князья рано вырабатывают своеобразную политику, с первых шагов начинают действовать не по обычаю, раньше и решительнее других сходят с привычной колеи княжеских отношений, ищут новых путей». (В.О. Ключевский).
9. «У Ивана Калиты не было выбора: идти вместе с татарской ратью покорять Тверь и тем самым спасти Москву, Владимир, Суздаль, или потерять все». (И. Греков, Ф. Шахмагонов).
10. «Жизнь Московского государства и без Ивана (Грозного) устроилась бы так же, как она строилась до него и после него, но без него устроение пошло бы легче и ровнее, чем оно шло при нем и после него: важнейшие политические вопросы были бы разрешены без тех потрясений, какие были им подготовлены». (В.О. Ключевский).
11. «Раскол – самое большое по своим последствиям событие XVII столетия и величайшая трагедия, пережитая Россией, ибо страна как единое религиозное тело была разорвана». (А. Синявский).
12. «Романовы были в одном лице и Папа, и Лютер». (неизвестный автор).
13. «Дворцовые перевороты в послепетровской России становятся средством разрешения конфликтов в правящем кругу при отсутствии легальных форм политического воздействия на власть». (И. Курукин).
14. «После Бирона, к середине века, институт фаворитизма окончательно встроился в систему российской монархии». (И.В. Курукин).
15. «Вопреки распространенному мнению Екатерина II в своей внешней политике была в необходимых случаях крайне жестокой и вероломной, но при этом она всегда пыталась дистанцироваться от содеянного». (А.Б. Широкорад).
16. «Обрести опору в каком-либо социальном слое Павлу не удалось… Судьба его была таким образом предрешена» (А.Б. Каменский).
17. «Александр I… хотя и любил поговорить о необходимости законности, свобод, даже представительного правления, на практике проводил ту же линию укрепления феодально-абсолютистских порядков, что и его предшественники» (В.А. Федоров).
18. «Мы часто повторяем герценовскую формулу… о страшной удаленности декабристов от народа… порою забывая, что многие лидеры декабризма эту удаленность видели, но не только не стремились ее преодолеть, а даже находили в ней положительную сторону…». (Н.Я. Эйдельман).
19. «Два обстоятельства оказали особенно сильное воздействие на характер царствования. Император Николай I не готовился и не желал царствовать. Принужденный царствовать, он шел к неожиданному и нежеланному престолу сквозь ряды мятежных войск» (В.О. Ключевский).
20. «Превращение (в первой половине XIX в.) общественного движения в революционное было вызвано самим правительством» (А.А. Корнилов).
21. «Все славянофильство было проникнуто идеей, что Россия выше других народов, что ей почти нечему учиться у Запада, тогда как Западу есть чему поучиться у нас, что Запад прогнил и что задача нашей страны – спасти Запад и человечество, прийти им на помощь». (П. Сорокин).
22. «На рубеже XIX–XX вв. сторонники самодержавия и его противники были представителями одного “общества”. Попробуйте подтвердить или опровергнуть данное утверждение» (Д.Б. Павлов).
23. «Николай II, действуя под руководством реакционной партии, погиб, потому что попытался бороться с силами, которым не мог противостоять. Действительной причиной падения монархии в России является безрассудное стремление этой партии воскресить и упрочить в XX веке анахронизм самодержавной власти». (А.П. Извольский).
24. «Не по его вине ему удались репрессии и не удались реформы». (П.Н. Зырянов о П.А. Столыпине).
25. «Слабость Временного правительства в том, что оно не смогло остановиться на той грани, которая отделяет демократию от анархии». (А. Кузнецов).
26. «Можно не соглашаться с большевиками и бороться против них, но нельзя отказать им в колоссальном размере идей политико-экономического и социального характера». (митрополит Вениамин).
27. «Феноменальные успехи большевиков в значительной степени проистекали из характера партии в 1917 году… важно подчеркнуть сравнительно демократическую, толерантную и децентрализованную структуру и методы руководства, а также ее в сущности открытый и массовый характер». (А. Рабинович).
28. «Дошедшая до стадии гражданской войны социальная и классовая конфронтация делит общество на “своих” и “чужих”, на “мы” и “они”. Врагов и противников вообще выводят в такие моменты из сферы морали, воспринимают как “нелюдей”, на которых не распространяют общечеловеческие нормы. Именно это и создаёт возможность превратить аморальный террор в террор морально оправданный…». (Е.А. Котеленец о Гражданскойвойне в России).
29. «В 30-е годы народы СССР совершили деяния, с которыми мало что может сравниться во всей мировой истории. За десять лет, без всякой помощи извне, был осуществлен индустриальный скачок, на который иным государствам понадобились столетия». (В.А. Шестаков, М.М. Горинов, Е.Е. Вяземский).
30. «Перестройка была благородной по замыслу, смутной по концепции и бездарной по исполнению». (Г.И. Мирский).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 : В. А. Скубневский, Т. Н. Соболева История России с древнейших времен до конца XIXв.: учеб. пособие: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013. http://elibrary.asu.ru/handle/asu/445
Л1.2 А.Н. Сахаров История России с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах: учебник М.: Проспект, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251751
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зиновьева, В.И. Отечественная история : учебное пособие Томск : Эль Контент, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208705
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 История (для студентов Института химии и химико-фармацевтических технологий) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru/
Научная библиотека АлтГУ http://www.lib.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины «История (история России, всеобщая история)» студентам предстоит актуализировать остаточные знания по отечественной истории для понимания и анализа ключевых вопросов, заявленных в учебно-тематическом плане программы. Дисциплина состоит из 7 разделов, выделенных в соответствии с хронологическим и тематическим принципами.
Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (20 часа лекционных и 24 часа практических занятий) и самостоятельной работы студентов.

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.

Подготовка к практическому занятию делится на два этапа: 1. организационный; 2. закрепление и углубление теоретических знаний, развитие практических умений и навыков студентов. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: уяснение задания на самостоятельную работу; подбор рекомендованной литературы; составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать необходимо с изучения рекомендованной литературы. Важно помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в процессе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы, которая на практическом занятии должна продемонстрировать:
• умение искать и находить необходимую информацию, исходный материал, литературу, источники;
• логичность построения хода и результатов выполнения работы;
• умение вести дискуссию, аргументировано излагать собственную позицию;
• представление полного ответа на предложенные вопросы;
• умение использовать дополнительные возможности информационных технологий.

Результативность изучения курса зависит от умения студентов организовать свою деятельность на этапе подготовки к практическим занятиям, при написании письменных работ, осуществлении периодического контроля путем решения тестов к каждому практическому занятию, представленных на платформе Moodle.

Итоговая аттестация осуществляется в форме зачета, структурированного по крупным хронологическим периодам и проблемам курса.