МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория игр

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки38.05.01. специальность Экономическая безопасность
СпециализацияЭкономико-правовое обеспечение экономической безопасности
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_05_01_ЭБ-5-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.э.н., проф., Дубина И.Н.

Рецензент(ы):
д.т.н., проф., Оскорбин Н.М.

Рабочая программа дисциплины
Теория игр

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 38.05.01 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 16.01.2017 г. № 20)

составлена на основании учебного плана:
38.05.01 Экономическая безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.09.2020 г. № 01
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор Е.Е. Шваков


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.09.2020 г. № 01
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Е.Е. Шваков


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели курса:
1) дать представление об основных понятиях и положениях теории игр, а также о возможностях ее применения для анализа социально-экономических процессов;
2) рассмотреть способы нахождения оптимальных стратегий поведения в экономических ситуациях на основе теории игр; научить студентов навыкам построения игровых моделей реальных социально-экономических ситуаций и процессов; познакомить с алгоритмами решения игровых моделей.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-31 способностью на основе статистических данных исследовать социально-экономические процессы в целях прогнозирования возможных угроз экономической безопасности
ПК-32 способностью проводить анализ возможных экономических рисков и давать им оценку, составлять и обосновывать прогнозы динамики развития основных угроз экономической безопасности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- базовые понятия и положения теории игр
- возможности применения теории игр для анализа социально-экономических процессов
- методы исследования социально-экономических процессов в целях прогнозирования возможных угроз экономической безопасности
- возможности теории игр для анализа и оценки возможных экономических рисков
- научные принципы теории игр для прогнозирования развития основных угроз экономической безопасности

3.2.Уметь:
3.2.1.- проводить анализ постановки задачи по выбору решений, связанных с исследованием социально-экономических процессов
- исследовать социально-экономические процессы в целях прогнозирования возможных угроз экономической безопасности
- использовать методы теории игр для анализа и прогнозирования развития основных угроз экономической безопасности
- проводить анализ постановки задачи по выбору решений в различных ситуациях, используя модель, получить результат
- строить игровые модели реальных социально-экономических ситуаций и процессов для прогнозирования развития основных угроз экономической безопасности


3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками выбора подходящего типа игры для моделирования конкретной ситуации, связанной с исследованием социально-экономических процессов
- навыками анализа и интерпретирования ситуаций, связанных с экономическими рисками
- использования теоретико-игровых методов для прогнозирования динамики развития основных угроз экономической безопасности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Базовые понятия теории игр и возможности ее применения в решении социально-экономических задач
1.1. Игровые ситуации. Принципы и особенности применения теории игр Лекции 3 2 ПК-31, ПК-32 Л1.1, Л2.1
1.2. Базовая терминология. Классификация игр Лекции 3 1 ПК-31, ПК-32 Л1.1, Л2.1
1.3. Формализация игры в стратегической и развернутой формах Лекции 3 1 ПК-31, ПК-32 Л1.1, Л2.1
1.4. Прототипные игры: «дилемма узников», «семейный спор», «встреча в Нью-Йорке» и др. Лекции 3 1 ПК-31, ПК-32 Л1.1, Л2.1
1.5. Проблема оптимальности решения. Подходы к нахождению оптимального решения игры. Лекции 3 2 ПК-31, ПК-32 Л1.1, Л2.1
1.6. Построение игровых моделей реальных социально-экономических ситуаций и их представление в нормальной и развернутой форме. Практические 3 2 ПК-31, ПК-32 Л1.1, Л2.1
1.7. Построение игровых моделей на основании различных принципов классификации игр Обсуждение возможностей применения теории игр. Практические 3 2 ПК-31, ПК-32 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Игры с нулевой суммой. Матричные игры
2.1. Критерии оптимальности и принципы решения матричных игр в чистых стратегиях. Смешанное расширение матричных игр. Лекции 3 2 ПК-31, ПК-32 Л1.1, Л2.1
2.2. Равновесие Нэша-фон Неймана. Иллюстрация подхода к решению в простейшем случае (2х2-игра). Практические 3 2 ПК-31, ПК-32 Л1.1, Л2.1
2.3. Возможности графического решения игр mx2, 2xn. Сведение матричной игры к задаче линейного программирования. Практические 3 2 ПК-31, ПК-32 Л1.1, Л2.1
2.4. Аппроксимационные методы решения матричных игр. Метод Брауна-Робинсон. Практические 3 1 ПК-31, ПК-32 Л1.1, Л2.1
2.5. Матричные игры: решения в чистых и смешанных стратегиях. Нахождение седловых точек. Построение и решение модельных задач в смешанных стратегиях. Графическое и аналитическое решение задач для случая (2х2). Построение и решение модельных задач для случаев (mх2), (2xn). Практические 3 2 ПК-31, ПК-32 Л1.1, Л2.1
2.6. Алгоритм сведения матричной игры к задаче линейного программирования. Постановка и решение модельных задач. Реализация алгоритма на компьютере. Итеративные алгоритмы решения матричных игр. Решение модельных задач. Реализация алгоритма на компьютере. Практические 3 1 ПК-31, ПК-32 Л1.1, Л2.1
2.7. Итеративные алгоритмы решения матричных игр. Решение модельных задач. Практические 3 1 ПК-31, ПК-32 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Биматричные игры.
3.1. Приемлемые ситуации и ситуации равновесия. Свойства оптимальных решений. Практические 3 2 ПК-31, ПК-32 Л1.1, Л2.1
3.2. Построение игровых неантагонистических моделей. Графическое решение. Возможности и ограничения cведения биматричных игр к матричным. Решение задач. Практические 3 4 ПК-31, ПК-32 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Статические игры с непрерывными стратегиями и полной информацией
4.1. Функции наилучшего отклика. Равновесие Нэша в статических играх с непрерывными стратегиями Лекции 3 2 ПК-31, ПК-32 Л1.1, Л2.1
4.2. Модели рынка в условиях монополии и олигополии. Модели рыночной конкуренции и конкурентного равновесия. Олигополия Курно. Олигополия Бертрана. Практические 3 1 ПК-31, ПК-32 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Динамические игры с непрерывными стратегиями и полной информацией
5.1. Принцип обратной индукции. Подигры и совершенное равновесие в подиграх. Игра Штакельберга Лекции 3 2 ПК-31, ПК-32 Л1.1, Л2.1
5.2. Принцип обратной индукции в решении динамических игр. Решение задач. Практические 3 2 ПК-31, ПК-32 Л1.1, Л2.1
5.3. Повторяющиеся игры. Решение задач. Практические 3 1 ПК-31, ПК-32 Л1.1, Л2.1
5.4. Статические и динамические игры с полной информацией и непрерывными стратегиями. Решение задач с помощью специализированных математических программ. Практические 3 1 ПК-31, ПК-32 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Кооперативные игры и их экономическая интерпретация
6.1. Коалиция. Дележи. Понятие равновесия в кооперативной игре. Ядро. Лекции 3 1 ПК-31, ПК-32 Л1.1, Л2.1
6.2. Вектор Шепли. Лекции 3 1 ПК-31, ПК-32 Л1.1, Л2.1
6.3. Экономические приложения теории кооперативных игр. Решение задач. Практические 3 1 ПК-31, ПК-32 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Статистические игры.
7.1. Подходы к решению "игр с природой" Лекции 3 1 ПК-31, ПК-32 Л1.1, Л2.1
7.2. Решение статистических игр Практические 3 1 ПК-32 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Теория игр и теория полезностей: включение в теоретико-игровые методы отношения игроков к риску
8.1. Самостоятельная подготовка по темам курса Сам. работа 3 66 ПК-31, ПК-32 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дубина И.Н. Основы математического моделирования социально-экономических процессов: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/AE81649F-D411-4FF5-8733-614106E0D831.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дубина И.Н. Основы теории экономических игр: М. : Кнорус, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Экономика. Теория игр. Ресурсы http://ecsocman.hse.ru/net/16000243/
Э2 Game Theory .net (сайт, посвященный теории игр) http://www.gametheory.net/
Э3 Информационный ресурс Classroom Expernomics - обучающие игры http://www.marietta.edu/~delemeeg/expernom.html
Э4 Методика демонстрационной учебной игры: Simple Investment Game Experiment for the Classroom http://www.tricity.wsu.edu/%7Eachaudh/econ485trustexpt.doc
Э5 Сайт журнала «Games and Economic Behavior» http://www.elsevier.com/wps/find/journaldescription.cws_home/
Э6 Сайт журнала «International Game Theory Review» (IGTR)http://ejournals.wspc.com.sg/journals/igtr/igtr.shtml
Э7 Курс ЭИОС АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный материал курса разбит на разделы и темы, изучение которых ориентировано на формирование компетенций, необходимых в профессиональной деятельности экономиста.
Изучение курса предусматривает проведение лекционных и практических занятий. По каждой теме студент должен выполнить практические задания и подготовить ответы на ряд теоретических вопросов.
Посещение всех практических занятий по курсу является обязательным. Перед каждым практическим занятием преподаватель указывает тему, по которой необходимо выполнить практические задания (4-10) и ответить на вопросы. На практическом занятии проверяется выполнение практических заданий и обсуждается их решение. По итогам занятия отмечается результативность работы каждого студента (текущий контроль), которая затем учитывается при формировании итоговой оценки по курсу.
К зачету по курсу допускаются студенты, выполнившие все практические задания.