МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки05.06.01. Науки о Земле
НаправленностьГеоэкология; Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_06_01_Науки о Земле-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 57
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 18 12 18
Практические 12 36 12 36
Сам. работа 57 27 57 27
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.г.н., декан географического факультета, Дунец А.Н.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.06.01 Науки о Земле (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №870)

составлена на основании учебного плана:
05.06.01 НАУКИ О ЗЕМЛЕ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 20.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у аспирантов углубленных теоретических знаний в области территориальной организации общества и размещения отдельных отраслей хозяйства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью демонстрировать системное понимание в профессиональной области и получать научные результаты, удовлетворяющие установленным требованиям к содержанию диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.территориальную организацию и размещение отдельных отраслей хозяйства на разных иерархических уровнях.
3.2.Уметь:
3.2.1.готовить предложения по размещение отдельных отраслей хозяйства и сферы услуг.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.технологией территориального планирования, навыками планировать территориальной организации хозяйства и сферы услуг.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория и методология географической науки. Основные составляющие экономико-географических исследований.
1.1. Объект и предмет изучения социально-экономической географии. Понятие территориальной организации общества. Место экономической, социальной, политической, культурной, рекреационной географии в системе наук. Взаимосвязь ветвей социально-экономической географии с экономикой, демографией, социологией, политологией и культурологией, с одной стороны, и физико-географическими науками, - с другой. Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2
1.2. Методологическая база развития социально-экономической географии. Смена географических парадигм и их отражение в социально-экономической географии. Географический детерминизм, географический поссибилизм, хорологическая, районная, неопозитивистская (научная), бихевиористская, радикальная, гуманистическая парадигмы в географии. Практические 4 2 Л1.1, Л1.2
1.3. Отраслевой и районный подходы в экономико-географической науке. Районная школа в отечественной экономической географии, ее научное и практическое значение. Практические 4 1 Л1.1, Л1.2
1.4. Общая экономическая география, география основных отраслей хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта, инвестиционного комплекса), общая социальная география, география населения и расселения, география непроизводственной сферы, культурная география, геоурбанистика и георуралистика, политическая география, геополитика, рекреационная география, историческая география. Экономическая, социальная и политическая география России, стран СНГ, зарубежных стран, география мирового хозяйства. Страноведение и географическое районирование и их интегрирующая роль в общественной географии. Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2
1.5. Дифференциация и интеграция в социально-экономической географии. Изменения, связанные с переходом ведущих стран на постиндустриальный этап развития, глобализацией, гуманизацией. Влияние фактора НТР. Значение высоких технологий и информационной сферы. Сдвиги в территориальной организации хозяйства сил под воздействием НТР. Постфордизма и информационных технологий на разных территориальных уровнях (от глобальных до локальных). Практические 4 2 Л1.1, Л1.2
1.6. Понятие рекреационной географии. Место рекреационной географии в системе географических наук. Субъекты рекреации. Задачи и функции рекреации. Тенденции развития рекреации. Рекреационные ресурсы. Рекреационное пространство как часть социального пространства. Рекреационный потенциал территории. Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2
1.7. Рекреационное проектирование. Факторы формирования рекреационных потребностей (социально-экономические факторы, демографические факторы, социально-психологические факторы, медико-биологические факторы, природные факторы). Отдых и рекреация: общее и особенное. Рекреационное районирование. Практические 4 2 Л1.1, Л1.2
1.8. Сущность, структура, виды туристско-рекреационного пространства. Основы формирования туристско-рекреационного пространства. Подходы к изучению туристско-рекреационного пространства. Практические 4 2 Л1.1, Л1.2
1.9. Ресурсно-географический подход. Системный подход. Исторический подход. Социологический подход. Экономический подход. Каркасный подход. Западные концепции формирования структуры туристско-рекреационного пространства. Практические 4 2 Л1.1, Л1.2
1.10. Экономико-, социально-, политико- и культурно-географические аспекты глобальных проблем человечества. Природно-ресурсный потенциал. Его экономическая, социальная, экологическая и культурологическая оценка. Проблемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Типы хозяйственного использования земель. Вопросы использования и охраны Мирового океана. Понятие ресурсных циклов. Влияние антропогенно-техногенных изменений в природе на социально-экономические процессы. Практические 4 2 Л1.1, Л1.2
1.11. Сущность туристско-рекреационного комплекса. Функции и структура. Модель туристского комплекса и роль ее отдельных структурных элементов в развитии региональной туристско-рекреационной сферы. Управление туристско-рекреационным комплексом. Сам. работа 4 9 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Территориальная организация производительных сил общества.
2.1. Понятие, сущность, цели, структура и уровни региональной политики. Методологический, организационный и прикладной аспекты региональной политики, их взаимодействие. Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2
2.2. Основные парадигмы региональной политики: их эволюция и перспективы. Основные методы региональной политики. Формы проведения региональной политики. Институты региональной политики. Практические 4 1 Л1.1, Л1.2
2.3. Место экономической и социальной географии в решении проблем региональной политики. Прикладные проблемы современной региональной политики. Регулирование территориальных пропорций и региональная политика. Социально-экономический и финансово-бюджетный блоки современной региональной политики. Понятие проблемных регионов, их типология и критерии выделения. Депрессивные и отсталые регионы и региональная политика. Региональная политика и проблемы федерализма: правовой, экономический и бюджетный аспекты. Практические 4 2 Л1.1, Л1.2
2.4. Значение теории и прикладных экономико-географических исследований для развития и осуществления районных планировок и территориального проектирования. Географические аспекты районной планировки и территориального проектирования. Практические 4 2 Л1.1, Л1.2
2.5. Виды мирохозяйственных связей. Методические вопросы международных сопоставлений макроэкономических показателей. Понятие "открытой" экономики страны. Краткий обзор важнейших моделей внешнеэкономических отношений. Парадокс Леонтьева, внешнеторговая интерпретация модели «цикла жизни продукта». Проблемы генезиса, эволюции и цикличности современной системы мирового хозяйства. Современные представления о категории «международное разделение труда». Миро-системная концепция И. Валлерстайна. Характеристика современных мировых экономических отношений: мировая торговля, прямые зарубежные инвестиции, трансферт технологий, валютно-кредитные отношения, миграции рабочей силы, глобальные мирохозяйственные проблемы. Основные черты современной мировой географии промышленности, сельского хозяйства, транспорта, финансовых центров, туризма. Теоретически основы внешнеэкономической стратегии страны. Транснациональные корпорации. Географические аспекты глобализации и антиглобализма. Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2
2.6. Особенности структурных изменений хозяй¬ства России и других стран СНГ в условиях перехода к рыночной экономике и под влиянием НТР. Система экономических показателей, характеризующих отрасли материального производства и непроизводственной сферы в географическом аспекте. Практические 4 2 Л1.1, Л1.2
2.7. Особенности концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования производства в эпоху НТР. Отражение этих процессов в территориальной организации отраслей хозяйства. Практические 4 2 Л1.1, Л1.2
2.8. Отраслевые (промышленные, сельскохозяйственные, рекреационные) районы. Экономико-географический анализ промышленных узлов. Типы сельского хозяйства и сельскохозяйственное районирование. Территориальные системы АПК. Практические 4 2 Л1.1, Л1.2
2.9. Место туризма в отраслевой структуре. Сам. работа 4 9 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Развитие современного мирового хозяйства и экономики России.
3.1. Виды инфраструктуры и их территориальные сочетания. Роль инфраструктуры в экономическом, социальном и культурном развитии районов, развитии хозяйства, освоения новых ресурсов, укреплении межрайонных и международных связей. Транспортные сети и транспортные системы, их типы. Транспортно-географическое положение и методы его оценки. Основные направления экономико-географического анализа инфраструктуры. Информационно-коммуникативные системы стран мира. Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2
3.2. Исследование экономической и социальной географией уровней и особенностей жизни населения стран и районов. География потребления. Исследование территориальной организации науки и образования. Рекреационная география, территориально-рекреационные системы. Практические 4 2 Л1.1, Л1.2
3.3. Географические, экономические, социальные и политические аспекты демографических процессов. Социологическое и этнографическое изучение населения. Исследование миграций населения. Изучение трудовых ресурсов, их квалификации и использования. Географическое изучение образа жизни людей. Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2
3.4. Понятие расселения. Людность и функции поселении. Правило Ципфа. Типологии поселений. Сети и системы поселении. Основы теории центральных мест В. Кристаллера. Представления об эволюции расселения. Практические 4 2 Л1.1, Л1.2
3.5. Изучение сельского населения. Георуралистика. Сельское население и его эволюция в разных типах стран. Изменения в географии сельских населенных пунктов. Географические проблемы развития сельской местности. Практические 4 2 Л1.1, Л1.2
3.6. Город как один из важнейших интегральных объектов исследовании общественной географии. Геоурбанистика. Процесс урбанизации в разные типах стран. Эволюция современного города, типы и структуры городов, городские планировки и их результаты. Процессы агломерирования. Городские агломерации (конурбации), понятие мегалополиса. Субурбанизация. Джентрификация. Практические 4 2 Л1.1, Л1.2
3.7. Основные теории политической географии. Ф.Ратцель и Р.Челлен как основоположники политической географии и геополитики. Геополитика и политическая география, их соотношение. Развитие идей геополитики и политической географии. Политико-географическая структура государственной территории. Политические границы. Морская политическая география. Электоральная география. География власти и элитогенеза. Геополитические модели мира. Взаимосвязь геополитических и геоэкономических процессов. Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2
3.8. Рекреационные и туристские ресурсы. Оценка рекреационных ресурсов. Климатические и гидрологические условия организации отдыха. Рекреационное районообразование и районирование. Туристские центры РФ. Практические 4 2 Л1.1, Л1.2
3.9. География восприятия. Факторы, влияющие на формирование образов и представление о территории. Роль поведенческого (бихевиористской) географии и географии восприятия в оптимизации пространства, размещения производства и формировании жизненной среды человека. Представление о когнитивной географии. Практические 4 2 Л1.1, Л1.2
3.10. Страна и государство: соотношение понятий. Политическая карта мира: основные изменения в условиях глобализации. Цели и задачи страноведения как раздела географии. Различное понимание страноведения. Значение страноведения для науки, культуры и практики. Проблемная ориентация страноведения. Хорологический и хронологический подходы, их сочетание в страноведении. Территориальные структуры страны. Эволюционное страноведение. Гуманистические и культурологические концепции страноведения. Метод сравнения и условных аналогий. Типология стран: принципы, подходы, методы. Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2
3.11. Основные мировые и отечественные центры подготовки экономико-географов и проведения экономико-географических исследований. Основные источники экономико-географической информации. Обзор периодических географических изданий. Основные учебные издания. Фундаментальные экономико-географические монографические издания. Сам. работа 4 9 Л1.1, Л1.2
3.12. Подготовка к экзамену. Экзамен 4 27 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.И. Алексеев; В.А. Колосов Россия: социально-экономическая география: Учебное пособие Москва : Новый хронограф, 2013 biblioclub.ru
Л1.2 И. Н. Ильина [и др.] ; под общ. ред. Ф. Т. Прокопова Региональная экономика и управление развитием территорий: Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.