МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальный маркетинг

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.04.02. Социальная работа
ПрофильОрганизация и управление в социальной работе
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz39_04_02_ОиУ-3-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 134
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 134 134 134 134
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к. соц. наук, доцент, Ремнева Н.С.

Рецензент(ы):
к. соц. наук, доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социальный маркетинг

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.04.2015г. №369)

составлена на основании учебного плана:
39.04.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/Д
Срок действия программы: 2017-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к.соц.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/Д
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к.соц.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов (магистров) навыков применения концептуальных основ и технологий маркетинговой деятельности в социальной сфере, принципов социальной ответственности и компетентности, методов социального партнерства, формирование маркетинговой культуры специалистов социальной сферы

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способностью к реализации маркетинговых технологий с целью исследования и развития рынка социальных услуг, привлечения внимания к социальным проблемам, формирования позитивного имиджа социальной работы и реализующих ее специалистов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия социального маркетинга; стратегию социальной ответственности и технологии социального партнерства; методы маркетинга социальной сферы; элементы маркетинговой культуры
3.2.Уметь:
3.2.1.применять на практике методы исследования отраслей социальной сферы, эволюционных социальных процессов, использовать полученные знания в управлении маркетингом социальных организаций
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения современного маркетингового инструментария для решения социальных задач, проведения маркетинговых исследований; самостоятельной разработки маркетингового плана

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социальный маркетинг
1.1. Формирование и реализация социальной политики в условиях рынка. Менеджмент: от классической школы управления до школы социально-этичного маркетинга Лекции 2 2 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Основные понятия коммерческого маркетинга. Трансформация маркетинга в социальной сфере России Сам. работа 2 6 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Сущность и содержание социального маркетинга. Концепции маркетинга. Виды и типы современного маркетинга. Стратегии социального маркетинга Сам. работа 2 6 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Организация маркетингового управления социальной сферой. Понятие, сущность социальной сферы. Отрасли социальной сферы. Социальные организации Сам. работа 2 6 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.5. Стратегия социального маркетинга. Организация маркетингового управления социальной сферой Сам. работа 2 6 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.6. Социальная компетентность и ответственность. История развития социальной ответственности бизнеса Сам. работа 2 6 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.7. Социальная ответственность бизнеса: мировой опыт и тенденции развития. Виды и принципы социальной ответственности Сам. работа 2 2 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.8. Маркетинговые исследования в социальной сфере. Понятие маркетинговых исследований в некоммерческом секторе и их сущность Практические 2 2 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.9. Сегментирование и позиционирование в социальном маркетинге, этапы сегментации. Определение признаков и критериев сегментации социально значимых товаров и услуг Сам. работа 2 8 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.10. Разработка комплекса социального маркетинга (пример из отраслей социальной сферы – региональный аспект) Сам. работа 2 6 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.11. Особенности коммуникаций в социальном маркетинге. Социальная реклама и ее роль в реализации социальных программ Сам. работа 2 10 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.12. Социальные маркетинговые коммуникации и особенности их использования. Связи с общественностью, принципы работы с нею Сам. работа 2 4 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.13. Особенности использования фандрайзинга в некоммерческих организациях. Основные виды и модели фандрайзинга Сам. работа 2 8 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.14. Особенности маркетинга в некоммерческих организациях. Применение технологий социального маркетинга в различных отраслях социальной сферы (региональный аспект) Сам. работа 2 20 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.15. Основные направления применения технологий социального маркетинга в отраслях социальной сферы (региональный аспект) Сам. работа 2 6 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.16. Пути и особенности формирования маркетинговой культуры специалистов социальных учреждений Сам. работа 2 10 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.17. Разработка социально значимых проектов (по указанным направлениям) Сам. работа 2 30 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.18. Презентации социально значимых проектов Практические 2 2 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Определение понятия «социальный маркетинг». Специфика маркетинга в некоммерческой сфере.
2. Цели социального маркетинга. Отличие социального маркетинга от пропаганды.
3. Предмет и задачи маркетинга в социальной сфере. Маркетинг как социальная техника.
4. Социальная сфера как объект маркетинга и деловой партнер бизнеса.
5. Коммерческие и некоммерческие субъекты рынка. Товары общественного потребления.
6. Концепции, модели и направления социального маркетинга.
7. Фандрайзинг: понятие и особенности применения.
8. Спонсорство и благотворительность: проблемы и перспективы развития в России.
9. Планирование маркетинга в социальной сфере. Социальнозначимые проекты и программы.
10. Инструменты реализации и способы оценки социальных программ.
11. Основные направления социальной деятельности коммерческих и некоммерческих организаций.
12. Социальная компетентность: требования к социальномаркетинговой деятельности.
13. Корпоративная социальная ответственность: программы и методы деятельности.
14. Инструментарий социальной компетентности и социального партнерства.
15. Разработка комплекса социального маркетинга.
16. Социальный продукт. Жизненный цикл социального продукта его специфика.
17. Методы продвижения социального продукта.
18. Специфика маркетингового управления и его организации в социальной сфере.
19. Управление социальным маркетингом на функциональном уровне (структура управления социальными программами и социальные способности).
20. Сущности и типы маркетинговых исследований в социальной сфере.
21. Маркетинговая информация о социальной сфере.
22. Специфика социально-маркетинговых исследований стиля жизни, нужд, потребностей и мотивов поведения.
23. Правила сегментирования рынка в социальном маркетинге (этапы, способы и методика).
24. Дифференцирование социальных товаров и услуг.
25. Методика и правила позиционирования в социальном маркетинге.
26. Стратегии социального маркетинга идей, интересов, организаций и территорий.
27. Информация и коммуникационные каналы в социальном маркетинге.
28. Маркетинг партнерских отношений: основные элементы и преимущества, уровни связей с потребителем.
29. Социальная реклама и брендинг как технологии социального маркетинга.
30. Направления маркетинга в отраслях социальной сферы (по выбору)
31.Формирование маркетинговой культуры в отраслях социальной сферы .
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Маслова В. М. , Синяева И. М. , Синяев В. В. Сфера PR в маркетинге: учебное пособие М. : Юнити-Дана // ЭБС университетская библиотека online, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ануфриева, Ирина Юрьевна Управление персоналом: кадровые стратегия и политика, маркетинг персонала, мотивация и стимулирование труда, адаптация и развитие персонала, антикризисное управление персоналом: практикум АлтГУ. - Барнаул: Изд-во АлтГУ - https:://elibrary.asu.ru/handle/asu/3351, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.2 Ануфриева И.Ю. Управление персоналом: кадровые стратегия и политика, маркетинг персонала, мотивация и стимулирование труда, адаптация и развитие персонала, антикризисное управление персоналом : практикум : Учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ. То же [Электронный ресурс] - https://elibrary.asu.ru/handle/asu/3351 , 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word, Exel, Power Point, Internet-браузер
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.