МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология комплексных исследований

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильЦифровые методы анализа и визуализации данных в социальных исследованиях
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_ЦМА-1-2020
Часов по учебному плану 142
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 124
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 124 124 124 124
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 142 142 142 142

Программу составил(и):
старший преподаватель, Суртаева Ольга Валерьевна

Рецензент(ы):
кандидат социологических наук, доцент, Омельченко Дарья Алексеевна

Рабочая программа дисциплины
Методология комплексных исследований

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование методологической рефлексии, развитие навыков анализа прикладного потенциала теоретического знания в области молодежной проблематики, повышение компетентности в области определения теоретико-методологических оснований комплексных исследований молодежи.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-4.1 Устанавливает контакты и организует общение в соответствии с потребностями совместной деятельности, используя современные коммуникационные технологии
ПК-2.1 Знает методы и методику проведения социальных исследований по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений на основе цифровых методов анализа и визуализации данных;
ПК-2.2 Умеет обрабатывать и анализировать данные по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений на основе цифровых методов анализа и визуализации данных;
УК-4.2 Составляет в соответствии с нормами русского языка деловую документацию разных жанров
УК-4.3 Составляет типовую деловую документацию для академических и профессиональных целей на иностранном языке
ПК-2.3 Умеет осуществлять исследования по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений на основе цифровых методов анализа и визуализации данных.
УК-4.4 Составляет академические и (или) профессиональные тексты на иностранном языке
УК-4.5 Организует обсуждение результатов исследовательской и проектной деятельности на различных публичных мероприятиях на русском языке, выбирая наиболее подходящий формат.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные методологические подходы в изучении проблем молодежи;
современные тенденции и направления методологических разработок в области социологических исследований молодежи.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать содержание молодежных проблем, выделять их факторы, находить возможные пути решения; применять полученные знания на практике;
оценить соответствие исследовательского инструментария методологическим основам исследования;
обрабатывать данные комплексных исследований в соответствии с методологическими требованиями;
корректно формулировать научные выводы;
представлять результаты комплексных исследования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.технологиями планирования и реализации комплексных исследований молодежи;
навыками методологического анализа, основными статистическими программами, приемами анализа качественных данных;
приемами оценки качества комплексных исследований молодежи.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие и теоретические основания комплексного исследования молодежи
1.1. Понятие и теоретические основания комплексного исследования молодежи Лекции 2 1 Л1.1
1.2. Понятие комплексного научного исследования. Критерии комплексного исследования. Возможности интеграции методологического знания. Практические 2 2 Л1.1
1.3. Решение проблемы субъективности исследователя. Методологическая культура исследователя в области молодежной проблематики. Практические 2 2 Л1.1
1.4. Понятие комплексного научного исследования. Критерии комплексного исследования. Возможности интеграции методологического знания. Сам. работа 2 14 Л1.1
1.5. Решение проблемы субъективности исследователя. Методологическая культура исследователя в области молодежной проблематики. Сам. работа 2 10 Л1.1
Раздел 2. Современные методологические подходы к изучению молодежи
2.1. Современные методологические подходы к изучению молодежи Лекции 2 1 Л1.1
2.2. Научные школы в истории молодежных исследований. Практические 2 2 Л1.1
2.3. Теории молодежи и их современное развитие. Практические 2 2 Л1.1
2.4. Научные школы в истории молодежных исследований. Сам. работа 2 10 Л1.1
2.5. Теории молодежи и их современное развитие. Сам. работа 2 10 Л1.1
Раздел 3. Проблемы методологии прикладных комплексных исследований молодежи
3.1. Проблемы методологии прикладных комплексных исследований молодежи Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
3.2. Проблемы методологии прикладных комплексных исследований молодежи.Методология анализа данных комплексных исследований молодежи. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
3.3. Проблемы методологии прикладных комплексных исследований молодежи Сам. работа 2 40 Л2.1, Л1.1
3.4. Методология анализа данных комплексных исследований молодежи. Сам. работа 2 40 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Организация работы с молодежью: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Абросимов Д. В. Методология исследования глобальных конфликтов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Южного федерального университета, 2011 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
Э2 http://www.isras.ru/ - Институт социологии РАН
Э3 http://www.socpol.ru/ - Независимый институт социальной политики
Э4 www.socpolicy.ru – Центр социальной политики и гендерных исследований
Э5 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для визуализации лекционного материала и выступлений студентов: Microsoft office.

Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.