МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология комплексных исследований
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильЦифровые методы анализа и визуализации данных в социальных исследованиях. ФГОС 3++
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_ЦМА-1-2020
Часов по учебному плану 142
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 124
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 124 124 124 124
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 142 142 142 142

Программу составил(и):
старший преподаватель, Суртаева Ольга Валерьевна

Рецензент(ы):
кандидат социологических наук, доцент, Омельченко Дарья Алексеевна

Рабочая программа дисциплины
Методология комплексных исследований

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование методологической рефлексии, развитие навыков анализа прикладного потенциала теоретического знания в области молодежной проблематики, повышение компетентности в области определения теоретико-методологических оснований комплексных исследований молодежи.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-4.1: Устанавливает контакты и организует общение в соответствии с потребностями совместной деятельности, используя современные коммуникационные технологии
УК-4.2: Составляет в соответствии с нормами русского языка деловую документацию разных жанров
УК-4.3: Составляет типовую деловую документацию для академических и профессиональных целей на иностранном языке
УК-4.4: Составляет академические и (или) профессиональные тексты на иностранном языке
УК-4.5: Организует обсуждение результатов исследовательской и проектной деятельности на различных публичных мероприятиях на русском языке, выбирая наиболее подходящий формат.
ПК-2.1: Знает методы и методику проведения социальных исследований по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений на основе цифровых методов анализа и визуализации данных;
ПК-2.2: Умеет обрабатывать и анализировать данные по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений на основе цифровых методов анализа и визуализации данных;
ПК-2.3: Умеет осуществлять исследования по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений на основе цифровых методов анализа и визуализации данных.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные методологические подходы в изучении проблем молодежи;
современные тенденции и направления методологических разработок в области социологических исследований молодежи.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать содержание молодежных проблем, выделять их факторы, находить возможные пути решения; применять полученные знания на практике;
оценить соответствие исследовательского инструментария методологическим основам исследования;
обрабатывать данные комплексных исследований в соответствии с методологическими требованиями;
корректно формулировать научные выводы;
представлять результаты комплексных исследования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.технологиями планирования и реализации комплексных исследований молодежи;
навыками методологического анализа, основными статистическими программами, приемами анализа качественных данных;
приемами оценки качества комплексных исследований молодежи.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие и теоретические основания комплексного исследования молодежи
1.1. Понятие и теоретические основания комплексного исследования молодежи Лекции 2 1 Л1.1
1.2. Понятие комплексного научного исследования. Критерии комплексного исследования. Возможности интеграции методологического знания. Практические 2 2 Л1.1
1.3. Решение проблемы субъективности исследователя. Методологическая культура исследователя в области молодежной проблематики. Практические 2 2 Л1.1
1.4. Понятие комплексного научного исследования. Критерии комплексного исследования. Возможности интеграции методологического знания. Сам. работа 2 14 Л1.1
1.5. Решение проблемы субъективности исследователя. Методологическая культура исследователя в области молодежной проблематики. Сам. работа 2 10 Л1.1
Раздел 2. Современные методологические подходы к изучению молодежи
2.1. Современные методологические подходы к изучению молодежи Лекции 2 1 Л1.1
2.2. Научные школы в истории молодежных исследований. Практические 2 2 Л1.1
2.3. Теории молодежи и их современное развитие. Практические 2 2 Л1.1
2.4. Научные школы в истории молодежных исследований. Сам. работа 2 10 Л1.1
2.5. Теории молодежи и их современное развитие. Сам. работа 2 10 Л1.1
Раздел 3. Проблемы методологии прикладных комплексных исследований молодежи
3.1. Проблемы методологии прикладных комплексных исследований молодежи Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
3.2. Проблемы методологии прикладных комплексных исследований молодежи.Методология анализа данных комплексных исследований молодежи. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
3.3. Проблемы методологии прикладных комплексных исследований молодежи Сам. работа 2 40 Л2.1, Л1.1
3.4. Методология анализа данных комплексных исследований молодежи. Сам. работа 2 40 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС прилагается
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Организация работы с молодежью: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=362866
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Абросимов Д. В. Методология исследования глобальных конфликтов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Южного федерального университета, 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=240953
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
Э2 http://www.isras.ru/ - Институт социологии РАН
Э3 http://www.socpol.ru/ - Независимый институт социальной политики
Э4 www.socpolicy.ru – Центр социальной политики и гендерных исследований
Э5 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для визуализации лекционного материала и выступлений студентов: Microsoft office.

Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.