МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профилактика форм девиантного поведения в социальной работе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-5-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Мазайлова Т.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Профилактика форм девиантного поведения в социальной работе

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата), утвержденный Министерством образования и науки РФ «12» января 2016 г.

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от г. №
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г. , к.с.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Чудова С.Г. , к.с.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение студентами теоретическими и прикладными аспектами изучения социальных девиаций, пониманию места и роли социальной работы в преодолении и минимизации последствий социальных девиаций для общества, социальных групп, индивида.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью к проведению оценки обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить жизнедеятельность граждан, определению индивидуальных потребностей граждан с целью постановки социального диагноза и разработки индивидуальных программ предоставления социальных услуг и мероприятий по социальному сопровождению
ПК-6 способностью к осуществлению профилактики обстоятельств, обусловливающих потребность граждан в социальных услугах, мерах социальной помощи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные термины курса, теоретические основы возникновения и развития девиантного поведения, подходы, формы поведения, которое может ухудшить или ухудшает жизнедеятельность граждан

3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать взаимосвязь девиантного поведения, социальной дезадаптации и социальной патологии;
оперировать основными понятиями дисциплины;
описать стратегию профилактики девиантных форм поведения в социальной работе


3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью анализировать причины и последствия социальных девиаций для общества и отдельного гражданина;
способность предлагать меры по преодолению последствий девиантного поведения, обуславливающего потребность в социальных услугах и мерах социальной помощи.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Причины и виды девиантного поведения
1.1. Социальная девиация: теоретические основы изучения Лекции 4 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Социальная девиация: теоретические основы изучения Практические 4 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Социальная девиация: теоретические основы изучения Сам. работа 4 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Причины и факторы возникновения социальных патологий. Лекции 4 0 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Причины и факторы возникновения социальных патологий. Практические 4 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.6. Причины и факторы возникновения социальных патологий Сам. работа 4 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Типы и виды девиантного поведения
2.1. Зависимость и созависимость как тип девиатного поведения Лекции 4 0 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Зависимость и созависимость как тип девиатного поведения Практические 4 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Зависимость и созависимость как тип девиатного поведения Сам. работа 4 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Алкоголизм, наркомания, игромания как социальные патологии общества. Лекции 4 0 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Алкоголизм, наркомания, игромания как социальные патологии общества. Практические 4 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.6. Алкоголизм, наркомания, игромания как социальные патологии общества. Сам. работа 4 12 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.7. Одиночество, суицидальное поведение, бродяжничесвто, проституция как виды социальных патологий. Лекции 4 0 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.8. Одиночество, суицидальное поведение, бродяжничество, проституция как виды социальных патологий. Практические 4 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.9. Одиночество, суицидальное поведение, бродяжничесвто, проституция как виды социальных патологий Сам. работа 4 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.10. Возрастные варианты девиантного поведения Практические 4 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.11. Возрастные варианты девиантного поведения Лекции 4 0 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.12. Возрастные варианты девиантного поведения Сам. работа 4 14 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.13. Агрессия, как основа формирования проявления социальных патологий. Лекции 4 0 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.14. Агрессия, как основа формирования проявления социальных патологий. Практические 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.15. Агрессия, как основа формирования проявления социальных патологий. Сам. работа 4 12 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Профилактика девиантного поведения
3.1. Профилактика форм девиантного поведения Лекции 4 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Профилактика форм девиантного поведения Практические 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Профилактика форм девиантного поведения Сам. работа 4 14 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Теоретические подходы к исследованию проблем девиантного поведения
2. Исследователи девиантного поведения
3. Возникновение девиации на различных этапах развития общества
4. Факторы и условия формирования эффективной системы профилактики девиантного поведения
5. Меры профилактики девиантных форм поведения в различные исторические периоды
6. Признаки девиантного поведения
7. Приведите примеры видов социальных норм.
8. Каковы причины формирования зависимых форм поведения?
9. Приведите примеры социальных патологий, приобретающих характер социальной катастрофы. По какому принципу их можно выделить
10. Характеристики девиантное поведение.
11. Основные подходы к классификации девиантного поведения
12. Причины и последствия одиночества для человека, социальной группы, общества в целом.
13. Причины и последствия алкоголизма для человека, социальной группы, общества в целом.
14. Причины и последствия сексуальных девиаций для человека, социальной группы, общества в целом.
15. Причины и последствия агрессии для человека, социальной группы, общества в целом.
16. Причины и последствия наркомании для человека, социальной группы, общества в целом.
17. Социальная работа с наркоманами и их окружением (направления, форма, принципы, методы).
18. Причины и последствия проявления суицидального поведения
19. Опишите меры предпринимаемые для профилактики суицидальных форм поведения
20. Опишите меры предпринимаемые для профилактики алкоголизма и наркомании
21. Опишите меры предпринимаемые для профилактики форм одиночества у различных групп населения
22. Агрессия как форма поведения, теории агрессии.
23. Меры профилактики агрессии.
24. Феномен «терроризма» как один из видов агрессии.
25. Насилие, как форма проявления агрессивного поведения.
26. Условия и факторы преодоления девиаций
27. Причины и последствия проституции для современного общества
28. Причины и последствия игромании для человека, социальной группы, общества в целом.
29. Причины и последствия трудоголизма для человека, социальной группы, общества в целом.
30. Созависимое поведение: особенности проявления, причины и последствия
31. Возможности социальной работы в профилактике девиантных форм поведения
32. Социальные меры по профилактике девиантных форм поведения
33. Учреждения системы социальной защиты, как субъекты профилактики девиантных форм поведения
34. Меры социальной помощи лицам с девиантным поведением
35. Факторы эффективной профилактики девиантных форм поведения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е. В. Змановская, В. Ю. Рыбников Девиантное поведение личности и группы: [учеб. пособие] СПб.: Питер, 2012
Л1.2 Гилева Н. С. Психология девиантного поведения: учебно-методическое пособие: , 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: М.: ВЛАДОС// ЭБС. Университетская библиотека онлайн. Режим доступа. http://www.biblioclub.ru, 2010 www.studentlibrary.ru
Л2.2 Финогеева Э. А Девиантология: практикум: Орел: Орловский государственный институт искусств и культуры, , 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Президент России. Официальный сайт: документы [Режим доступа: http://президент.рф/документы]
Э2 Федеральная служба исполнения наказания. Официальный сайт [Режим доступа: http://fsin.ru]
Э3 Федеральный центр СПИД . Официальный сайт: Статистика [Режим доступа: [Режим доступа: http://www.hivrussia.net/stat/index.shtml
Э4 курс в мудле portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word, Microsoft Power Point, браузеры для работы в Internet
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2.Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4.Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5.Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.