МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-34-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 183
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 2
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 183 183 183 183
Часы на контроль 13 13 13 13
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
доктор социологических наук, профессор, Максимова Светлана Геннадьевна

Рецензент(ы):
доктор социологических наук, доцент, Черепанова Мария Ивановна

Рабочая программа дисциплины
Психология

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВПО по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) утвержденный Министерством образования и науки РФ «12» ноября 2015 г., №1328

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у студентов теоретико-методологическую базу для усвоения всех последующих психологических и специальных дисциплин, обозначенных Федеральным государственным образовательным стандартом;
познакомить студентов с объектом и предметом психологической науки, основными закономерностями и механизмами психических процессов, состояний и свойств психики человека;
дать представления о теоретико-методологических и технологических проблемах, современной психологии;
сформировать научные представления о психических явлениях и психологических фактах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7: способностью к самоорганизации и самообразованию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные теоретические, методологические и методические направления современных психологических исследований
особенности психических процессов и состояний личности
психологические теории адаптации личности в группе
особенности процессов самоорганизации и самообразования
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять анализ психологических свойств, психических процессов и состояний
логически выстраивать последовательную содержательную аргументацию; критически анализировать информационные источники, научные тексты в области психологической самоорганизации и самообразования
анализировать психологические факторы способности к самоорганизации и самообразованию
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками самообразования в области формирования психологических свойств, состояний и психических процессов
навыками индивидуальной и групповой психологической работы с различными категориями населения
навыками диагностики психологических характеристик способности к самоорганизации и самообразованию

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1 раздел. Теоретико-методологические основы становления и развития современной психологии, личность как проблема общей психологии
1.1. Предмет и задачи психологии Лекции 2 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Предмет и задачи психологии Практические 2 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Мозговые механизмы психической деятельности Сам. работа 2 8 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Методы психологического исследования Сам. работа 2 8 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Личность как центральная категория психологической науки Сам. работа 2 8 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Основные направления зарубежной психологии Лекции 2 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Основные направления зарубежной психологии Практические 2 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Отечественная психология: проблематика и теоретические подходы Сам. работа 2 8 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Современные направления психологической практики Сам. работа 2 8 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Перспективы и проблемы развития современной психологической науки Сам. работа 2 8 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Теоретико-методологические основы становления и развития современной психологии, личность как проблема общей психологии Сам. работа 2 54 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. 2. Психические процессы
2.1. Теоретико-методологические подходы в современной когнитивной психологии Лекции 2 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Сенсорно-перцептивные психические процессы Сам. работа 2 6 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Внимание Сам. работа 2 8 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Интеллектуально-регуляторные психические процессы Лекции 2 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Память Сам. работа 2 8 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Память Практические 2 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Воображение Сам. работа 2 8 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.8. Мышление Сам. работа 2 8 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.9. Мышление Практические 2 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.10. Человеческий интеллект Сам. работа 2 8 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.11. Творчество и креативность Сам. работа 2 8 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.12. Человеческий интеллект Практические 2 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.13. Творчество и креативность Практические 2 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.14. Психические процессы Сам. работа 2 27 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
ФОС прилагается
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС прилагается
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС прилагается
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Р.С. Немов Общая психология : учебник М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=260771
Л1.2 А.И. Кравченко Общая психология : учебное пособие М. : Проспект, 2011 ://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251783
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/DD8AF70A-93A8-4BEF-AB94-CD25D5840550
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru/
Э2 Психологический портал МГУ http://flogiston.ru/
Э3 Научная электронная библиотека www.e-library.ru
Э4 Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань» http://e.lanbook.com/
Э5 «Университетская библиотека онлайн» http://www.biblioclub.ru/
Э6 Журнал практической психологии и психоанализа – электронный журнал http://psyjournal.ru/
Э7 Вопросы психологии – каталог полнотестовых статей http://www.voppsy.ru/
Э8 Психологические исследования – электронный журнал http://psystudy.ru/
Э9 Психология https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4564
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для визуализации лекционного материала и семинарских занятий Microsoft Office.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.