Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка |
---|---|
Направление подготовки | 45.06.01. Языкознание и литературоведение |
Направленность | Русский язык |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z45_06_01_Русский язык-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 10 | 10 | 10 | 10 |
Сам. работа | 48 | 52 | 48 | 52 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 76 | 72 | 76 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Т.В.Чернышова
1.1. | Цель дисциплины – знакомство с современными лингвистическими теориямив области семантики и грамматики. Задачи дисциплины: дать обучающимся возможность – ориентироваться во всем многообразии современных лингвистических концепций; – научиться анализировать конкретный языковой материал в рамках этих концепций. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02 |
ОПК-1 | способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий |
ПК-1 | владение теориями, методами, технологиями и культурой научного исследования в области филологических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий, с целью обеспечения планируемых целей и задач НИР |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | главные ведущие идеи теории языка, доминирующие в языкознании конца 20 – начала 21 в. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | критически оценивать достоинства и, возможно, ограниченность конкретных лингвистических методов |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками анализа языкового материала методами, разработанными в рамках современных лингвистических концепций |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Семантика как объект лингвистики | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.3, Л1.2, Л1.3 |
1.2. | Методы исследования семантики и грамматики языка | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.3, Л1.2, Л1.3 |
1.3. | Язык и мышление, их взаимодействие в семантике и грамматике.Когнитивный подход в современной лингвистике. | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.3, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 2. Внутренняя структура языка | ||||||
2.1. | Формальные грамматики и зарождение трансформационной порождающей модели. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.7 |
2.2. | Язык как система/механизм/устройство. Универсум звучаний и универсум значений, их проекция на конкретные языки. Грамматика и словарь как два компонента структуры языка. Лексические и грамматические значения. Грамматические категории. Грамматические правила и их типы: предписывающие, разрешающие, конфликтно- разрешающие. Уровни языка. Модели языка. Интегральные уровневые модели: трансформационная порождающая грамматика, модель «Смысл <=> текст». | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.3, Л1.3, Л2.6, Л2.4, Л2.7, Л1.4 |
2.3. | Теория прототипов в грамматическом описании. | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | |
2.4. | "Расплывчатая семантика". Процедурная семантика. Фреймы, скрипты, стереотипы как различные воплоще-ния идеи "прототипичности" в описании и объяснении фактов языка. | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.3, Л1.1, Л2.6, Л1.4 |
Раздел 3. Формальный аппарат лингвистики | ||||||
3.1. | Универсальные (межъязыковые) классификации и вложение конкретно-языковой классификации в универсальную | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л1.1, Л2.4, Л1.4 |
3.2. | Классификация как основной инструмент лингвистического описания | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л1.4 |
3.3. | Признаковая база данной классификации. Два формата представления классификации: таблица, матрица. Эквивалентность классификаций. Классификации комбинативные (= линейные, универсальные) и древовидные. Универсальные (межъязыковые) классификации и вложение конкретно-языковой классификации в универсальную. Редукция универсального признака, склеивание нескольких универсальных признаков. Интерпретация одной классификации в другой. | Сам. работа | 3 | 12 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.3, Л1.5, Л1.1, Л1.4 |
3.4. | Типологическая лингвистика | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.3, Л1.1 |
3.5. | Цели, методы и принципы грамматических исследований | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.3, Л2.5, Л1.5, Л2.7 |
3.6. | История семантических концепций | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л2.4 |
3.7. | Использование методов и приемов типологических исследований в семантике, грамматике | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.3, Л1.5 |
3.8. | Мотивированность языкового типа. Маркированность в типологии. Понятие иерархии, его соотношение с понятиями импликативной универсалии и маркированности. | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Знаковая природа языка. 2. Язык и мышление, их взаимодействие. Когнитивный подход в современной лингвистике. 3. Язык и коммуникация. Отражение коммуникативных целей в структуре языка. 4. Внутренняя структура языка. Язык как система/механизм/устройство. Универсум звучаний и универсум значений, их проекция на конкретные языки. 5. Грамматика и словарь как два компонента структуры языка. Лексические и грамматические значения. Грамматические категории. Грамматические правила и их типы: 6. Модели языка. 7. Классификация как основной инструмент лингвистического описания. 8. Множественность интерпретаций как проблема выбора признаковой базы с сохранением формальной эквивалентности классификаций. 9. Межъязыковое сравнение. Проблема сравнимости языков. Проблема выборки. Типологическая классификация. 10. Языковые универсалии. Языковые фреквенталии. Возможные и невозможные типы языков. 11. Импликативные отношения между значениями языковых параметров. 12. Мотивированность языкового типа. Конфликт мотиваций. 13. Маркированность в типологии. Критерии маркированности (структурные критерии, поведенческие критерии, статистические критерии, критерии контекста нейтрализации). Иерархия маркированности. 14. Грамматические категории и маркированность. 15. Понятие иерархии, его соотношение с понятиями импликативной универсалии и маркированности. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. прикрепленный файл |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Зализняк А. | Русская семантика в типологической перспективе: | М.: Языки славянской культуры, 2013 | |
Л1.2 | И.М. Кобозева | Лингвистическая семантика: | М., 2003 | |
Л1.3 | Васильев Л.М. | Современная лингвистическая семантика: | М.: Высшая школа, 2000 | |
Л1.4 | Болдырев Н. Н. | Когнитивная семантика: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Директ-Медиа, 2016 | biblioclub.ru |
Л1.5 | Бондарко А.В. | Принципы функциональной грамматики и вопросы аспектологии: учеб. пособие | Л.: Наука, 1983 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Кубрякова Е.С | Типы языковых значений: Семантика производного слова: монография | УРСС, 2009 | |
Л2.2 | Растье Ф. | Интерпретирующая семантика. Пер. с франц. : Монография | URSS, 2011 | |
Л2.3 | Ольховиков Б.А. | Теория языка и вид грамматического описания в истории языкознания: | Москва, 1985 | |
Л2.4 | Леоненков, А. | Нотация и семантика языка UML: | Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 | biblioclub.ru |
Л2.5 | Колосницыны Г.В., Макова М.Н., Шведова Л.Н., Шипицо Л.В. | Грамматические этюды. Трудные разделы грамматики русского языка: | Москва, 2009 | |
Л2.6 | Никитина, Л.Б. | Антропоцентристская семантика: образ homo sapiens по данным русского языка: учебное пособие | Москва : ФЛИНТА,, 2016 | |
Л2.7 | Колесникова С.М. | Русские частицы: семантика, грамматика, функции: монография: Монографии | Издательство "ФЛИНТА", 2015 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MicrosoftWindows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Контактная работа с преподавателем и самостоятельная работа ставят своей целью приобретение целостной картины по освоению учебной дисциплины «Актуальные вопросы семарнтики и грамматики». К услугам обучающихся лекционный курс, учебные пособия, дополнительная литература, задания для самостоятельной работы, задания к практическим занятиям, изучение понятийного аппарата по курсу. |