МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы теории литературы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.06.01. Языкознание и литературоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_06_01_Языкознание и литературоведение-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 57
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 57 57 57 57
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к. филол. н., доцент, О.А. Скубач

Рецензент(ы):
д. филол. н., профессор, М.П. Гребнева

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы теории литературы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.06.01 ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №903)

составлена на основании учебного плана:
45.06.01 ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д. филол. н. проф. Т.В. Чернышова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д. филол. н. проф. Т.В. Чернышова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомить аспирантов с проблемами современного литературоведения, наметить основные теоретические и методологические парадигмы актуальных литературоведческих исследований. Помочь аспиранту вписать собственное научное исследование в актуальный литературоведческий контекст.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 владение теориями, методами, технологиями и культурой научного исследования в области филологических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий, с целью обеспечения планируемых целей и задач НИР
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.современную научную парадигму в области литературоведения; место филологии и роль литературоведения в выработке научного мировоззрения; систему методологических принципов и методических приемов литературоведческого исследования; имеет углубленные знания в области литературоведения;методические приемы преподавания литературоведческих дисциплин в высшей школе
3.2.Уметь:
3.2.1.характеризовать основные современные методы исследования литературоведения; применять на практике базовые навыки сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть основами методологии научного познания при изучении литературных текстов; способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией; навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях; методическим приемами и навыками преподавания литератороведческих дисциплин в высшей школе

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретический модуль
1.1. Современное литературоведение в поисках методологии Лекции 3 4 Л1.1
1.2. Дискуссия о методологическом кризисе в современных гуманитарных науках Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.1
1.3. Наследие структурализма и постструктурализма в современном литературоведении Лекции 3 2 Л1.4
1.4. Ю.М. Лотман и современное гуманитарное знание Сам. работа 3 2 Л1.4, Л2.1
1.5. Междисциплинарный подход в литературоведении Лекции 3 2 Л1.4, Л1.2
1.6. Междисциплинарные исследования в западной славистике Сам. работа 3 4 Л1.4, Л2.1, Л1.1
1.7. Литературоведение и семиотика культуры Лекции 3 2 Л1.4
1.8. Семиотика повседневности как возможный междисциплинарный вектор литературоведения Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.3
1.9. Литературоведение и геокультурология Лекции 3 2 Л1.4
1.10. Исследования "локальных текстов" отечественной литературы в современном литературоведении Сам. работа 3 9 Л1.4, Л1.3
Раздел 2. Практикум
2.1. Современное литературоведение в кругу гуманитарных и социальных наук Практические 3 4 Л1.2
2.2. Структуралистские методы в современном литературоведческом исследовании Практические 3 2 Л2.1, Л1.1
2.3. Междисциплинарность в исследовании литературного текста: возможности и ограничения Практические 3 2 Л1.2
2.4. Семиотический анализ литературного текста Практические 3 2 Л2.1, Л1.3
2.5. Литературный текст и рецепция пространства в культуре Практические 3 2 Л1.3
2.6. Подготовка чернового варианта введения к собственному диссертационному исследования с обоснованием актуальности и новизны работы Сам. работа 3 34 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. вложенный файл во вкладке "Приложения"
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. вложенный файл во вкладке "Приложения"
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. вложенный файл во вкладке "Приложения"

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Фуко М. Слова и вещи: археология гуманитарных наук: монография СПб.: A-cad, 1994
Л1.2 Дубин Б.В. Интеллектуальные группы и символические формы. Очерки социологии современной культуры. : М., , 2004 biblioclub.ru
Л1.3 Куляпин А.И., Скубач О.А. Мифология советской повседневности в литературе и культуре сталинской эпохи: М.: Языки славянских культур, 2013 biblioclub.ru
Л1.4 Есин А.Б. Литературоведение. Культурология: Учебное пособие М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2012., 2017 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Куляпин А.И., Скубач О.А. Мифы железного века: семиотика советсткой культуры 1920-1950-х гг.: монография Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)


7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Требования, предъявляемые к обучающемуся на зачете по дисциплине
На зачете аспирант должен продемонстрировать, что он
• знает: современную научную парадигму в области литературоведения; место филологии и роль литературоведения в выработке научного мировоззрения; систему методологических принципов и методических приемов литературоведческого исследования; имеет углубленные знания в области литературоведения;
• умеет: характеризовать основные современные методы исследования литературоведения; применять на практике базовые навыки сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий;
• владеет: основами методологии научного познания при изучении литературных текстов; способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией; навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях.

Историко-научный компонент включает избранные труды Р. Барта, Ю. Кристевой, Ю.М. Лотмана, В. Н. Топорова, Б. М. Успенского, Т. В. Цивьян, С. Зенкина, Ж. Бодрийяра, М. Фуко, У. Эко и др., ряда современных ученых, в том числе А. К. Жолковского, М. Золотоносова, Е. А. Добренко, Х. Гюнтера, К. Кларк, А. Эткинда, М. Липовецкого и др., а также исследователей, работающих в образовательной организации, осуществляющей подготовку аспирантов (АлтГУ). Предусмотрена работа аспирантов над учебными изданиями, подготовленными в АлтГУ (и изданными в Москве и Барнауле).

Содержание практического компонента предусматривает подготовку аспирантом чернового варианта части введения к собственному диссертационному исследованию, включающей обоснование актуальности и новизны оригинальной работы аспиранта, подбор методологических ориентиров с учетом материала, изученного в рамках курса