МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы теории литературы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.06.01. Языкознание и литературоведение
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz45_06_01_Языкознание и литературоведение-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 91
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 10 4 10
Практические 4 10 4 10
Сам. работа 91 52 91 52
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 81 108 81

Программу составил(и):
к. филол. н., доцент, О.А. Скубач

Рецензент(ы):
д. филол. н., профессор, М.П. Гребнева

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы теории литературы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.06.01 ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №903)

составлена на основании учебного плана:
45.06.01 ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д. филол. н. проф. Т.В. Чернышова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д. филол. н. проф. Т.В. Чернышова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомить аспирантов с проблемами современного литературоведения, наметить основные теоретические и методологические парадигмы актуальных литературоведческих исследований. Помочь аспиранту вписать собственное научное исследование в актуальный литературоведческий контекст.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 владение теориями, методами, технологиями и культурой научного исследования в области филологических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий, с целью обеспечения планируемых целей и задач НИР
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.современную научную парадигму в области литературоведения; место филологии и роль литературоведения в выработке научного мировоззрения; систему методологических принципов и методических приемов литературоведческого исследования; имеет углубленные знания в области литературоведения;методические приемы преподавания литературоведческих дисциплин в высшей школе
3.2.Уметь:
3.2.1.характеризовать основные современные методы исследования литературоведения; применять на практике базовые навыки сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть основами методологии научного познания при изучении литературных текстов; способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией; навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях; методическим приемами и навыками преподавания литератороведческих дисциплин в высшей школе

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретический модуль
1.1. Современное литературоведение в поисках методологии Лекции 2 2 Л1.1
1.2. Дискуссия о методологическом кризисе в современных гуманитарных науках Сам. работа 2 4 Л2.1, Л1.1
1.3. Наследие структурализма и постструктурализма в современном литературоведении Лекции 2 2 Л1.4
1.4. Ю.М. Лотман и современное гуманитарное знание Сам. работа 2 2 Л1.4, Л2.1
1.5. Междисциплинарный подход в литературоведении Лекции 2 2 Л1.4, Л1.2
1.6. Междисциплинарные исследования в западной славистике Сам. работа 2 4 Л1.4, Л2.1, Л1.1
1.7. Литературоведение и семиотика культуры Лекции 2 2 Л1.4
1.8. Семиотика повседневности как возможный междисциплинарный вектор литературоведения Сам. работа 2 4 Л2.1, Л1.3
1.9. Литературоведение и геокультурология Лекции 2 2 Л1.4
1.10. Исследования "локальных текстов" отечественной литературы в современном литературоведении Сам. работа 2 4 Л1.4, Л1.3
Раздел 2. Практикум
2.1. Современное литературоведение в кругу гуманитарных и социальных наук Практические 2 2 Л1.2
2.2. Структуралистские методы в современном литературоведческом исследовании Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
2.3. Междисциплинарность в исследовании литературного текста: возможности и ограничения Практические 2 2 Л1.2
2.4. Семиотический анализ литературного текста Практические 2 2 Л2.1, Л1.3
2.5. Литературный текст и рецепция пространства в культуре Практические 2 2 Л1.3
2.6. Подготовка чернового варианта введения к собственному диссертационному исследования с обоснованием актуальности и новизны работы Сам. работа 2 34 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. вложенный файл во вкладке "Приложения"
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. вложенный файл во вкладке "Приложения"
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. вложенный файл во вкладке "Приложения"

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Фуко М. Слова и вещи: археология гуманитарных наук: монография СПб.: A-cad, 1994
Л1.2 Дубин Б.В. Интеллектуальные группы и символические формы. Очерки социологии современной культуры. : М., , 2004 biblioclub.ru
Л1.3 Куляпин А.И., Скубач О.А. Мифология советской повседневности в литературе и культуре сталинской эпохи: М.: Языки славянских культур, 2013 biblioclub.ru
Л1.4 Есин А.Б. Литературоведение. Культурология: Учебное пособие М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2012., 2017 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Куляпин А.И., Скубач О.А. Мифы железного века: семиотика советсткой культуры 1920-1950-х гг.: монография Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)


7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Требования, предъявляемые к обучающемуся на зачете по дисциплине
На зачете аспирант должен продемонстрировать, что он
• знает: современную научную парадигму в области литературоведения; место филологии и роль литературоведения в выработке научного мировоззрения; систему методологических принципов и методических приемов литературоведческого исследования; имеет углубленные знания в области литературоведения;
• умеет: характеризовать основные современные методы исследования литературоведения; применять на практике базовые навыки сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий;
• владеет: основами методологии научного познания при изучении литературных текстов; способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией; навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях.

Историко-научный компонент включает избранные труды Р. Барта, Ю. Кристевой, Ю.М. Лотмана, В. Н. Топорова, Б. М. Успенского, Т. В. Цивьян, С. Зенкина, Ж. Бодрийяра, М. Фуко, У. Эко и др., ряда современных ученых, в том числе А. К. Жолковского, М. Золотоносова, Е. А. Добренко, Х. Гюнтера, К. Кларк, А. Эткинда, М. Липовецкого и др., а также исследователей, работающих в образовательной организации, осуществляющей подготовку аспирантов (АлтГУ). Предусмотрена работа аспирантов над учебными изданиями, подготовленными в АлтГУ (и изданными в Москве и Барнауле).

Содержание практического компонента предусматривает подготовку аспирантом чернового варианта части введения к собственному диссертационному исследованию, включающей обоснование актуальности и новизны оригинальной работы аспиранта, подбор методологических ориентиров с учетом материала, изученного в рамках курса