Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка |
---|---|
Направление подготовки | 45.06.01. Языкознание и литературоведение |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z45_06_01_Языкознание и литературоведение-1-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 10 | 4 | 10 |
Практические | 4 | 10 | 4 | 10 |
Сам. работа | 91 | 52 | 91 | 52 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 81 | 108 | 81 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 05.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д. филол. н. проф. Т.В. Чернышова
1.1. | Ознакомить аспирантов с проблемами современного литературоведения, наметить основные теоретические и методологические парадигмы актуальных литературоведческих исследований. Помочь аспиранту вписать собственное научное исследование в актуальный литературоведческий контекст. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ПК-3 | владение теориями, методами, технологиями и культурой научного исследования в области филологических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий, с целью обеспечения планируемых целей и задач НИР |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | современную научную парадигму в области литературоведения; место филологии и роль литературоведения в выработке научного мировоззрения; систему методологических принципов и методических приемов литературоведческого исследования; имеет углубленные знания в области литературоведения;методические приемы преподавания литературоведческих дисциплин в высшей школе |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | характеризовать основные современные методы исследования литературоведения; применять на практике базовые навыки сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владеть основами методологии научного познания при изучении литературных текстов; способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией; навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях; методическим приемами и навыками преподавания литератороведческих дисциплин в высшей школе |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретический модуль | ||||||
1.1. | Современное литературоведение в поисках методологии | Лекции | 2 | 2 | Л1.1 | |
1.2. | Дискуссия о методологическом кризисе в современных гуманитарных науках | Сам. работа | 2 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
1.3. | Наследие структурализма и постструктурализма в современном литературоведении | Лекции | 2 | 2 | Л1.4 | |
1.4. | Ю.М. Лотман и современное гуманитарное знание | Сам. работа | 2 | 2 | Л1.4, Л2.1 | |
1.5. | Междисциплинарный подход в литературоведении | Лекции | 2 | 2 | Л1.4, Л1.2 | |
1.6. | Междисциплинарные исследования в западной славистике | Сам. работа | 2 | 4 | Л1.4, Л2.1, Л1.1 | |
1.7. | Литературоведение и семиотика культуры | Лекции | 2 | 2 | Л1.4 | |
1.8. | Семиотика повседневности как возможный междисциплинарный вектор литературоведения | Сам. работа | 2 | 4 | Л2.1, Л1.3 | |
1.9. | Литературоведение и геокультурология | Лекции | 2 | 2 | Л1.4 | |
1.10. | Исследования "локальных текстов" отечественной литературы в современном литературоведении | Сам. работа | 2 | 4 | Л1.4, Л1.3 | |
Раздел 2. Практикум | ||||||
2.1. | Современное литературоведение в кругу гуманитарных и социальных наук | Практические | 2 | 2 | Л1.2 | |
2.2. | Структуралистские методы в современном литературоведческом исследовании | Практические | 2 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
2.3. | Междисциплинарность в исследовании литературного текста: возможности и ограничения | Практические | 2 | 2 | Л1.2 | |
2.4. | Семиотический анализ литературного текста | Практические | 2 | 2 | Л2.1, Л1.3 | |
2.5. | Литературный текст и рецепция пространства в культуре | Практические | 2 | 2 | Л1.3 | |
2.6. | Подготовка чернового варианта введения к собственному диссертационному исследования с обоснованием актуальности и новизны работы | Сам. работа | 2 | 34 | Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. вложенный файл во вкладке "Приложения" |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. вложенный файл во вкладке "Приложения" |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. вложенный файл во вкладке "Приложения" |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Фуко М. | Слова и вещи: археология гуманитарных наук: монография | СПб.: A-cad, 1994 | |
Л1.2 | Дубин Б.В. | Интеллектуальные группы и символические формы. Очерки социологии современной культуры. : | М., , 2004 | biblioclub.ru |
Л1.3 | Куляпин А.И., Скубач О.А. | Мифология советской повседневности в литературе и культуре сталинской эпохи: | М.: Языки славянских культур, 2013 | biblioclub.ru |
Л1.4 | Есин А.Б. | Литературоведение. Культурология: Учебное пособие | М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2012., 2017 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Куляпин А.И., Скубач О.А. | Мифы железного века: семиотика советсткой культуры 1920-1950-х гг.: монография | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2006 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная) 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Требования, предъявляемые к обучающемуся на зачете по дисциплине На зачете аспирант должен продемонстрировать, что он • знает: современную научную парадигму в области литературоведения; место филологии и роль литературоведения в выработке научного мировоззрения; систему методологических принципов и методических приемов литературоведческого исследования; имеет углубленные знания в области литературоведения; • умеет: характеризовать основные современные методы исследования литературоведения; применять на практике базовые навыки сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий; • владеет: основами методологии научного познания при изучении литературных текстов; способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией; навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях. Историко-научный компонент включает избранные труды Р. Барта, Ю. Кристевой, Ю.М. Лотмана, В. Н. Топорова, Б. М. Успенского, Т. В. Цивьян, С. Зенкина, Ж. Бодрийяра, М. Фуко, У. Эко и др., ряда современных ученых, в том числе А. К. Жолковского, М. Золотоносова, Е. А. Добренко, Х. Гюнтера, К. Кларк, А. Эткинда, М. Липовецкого и др., а также исследователей, работающих в образовательной организации, осуществляющей подготовку аспирантов (АлтГУ). Предусмотрена работа аспирантов над учебными изданиями, подготовленными в АлтГУ (и изданными в Москве и Барнауле). Содержание практического компонента предусматривает подготовку аспирантом чернового варианта части введения к собственному диссертационному исследованию, включающей обоснование актуальности и новизны оригинальной работы аспиранта, подбор методологических ориентиров с учетом материала, изученного в рамках курса |