МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы научного стиля

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки04.06.01. Химические науки
НаправленностьФизическая химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план04_06_01_Физ химия-234-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 52
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 52 52 52 52
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд.филол.наук, доцент, Доронина С.В.

Рецензент(ы):
доктор филол.наук, профессор, Трубникова Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы научного стиля

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.06.01 ХИМИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №869)

составлена на основании учебного плана:
04.06.01 Химические науки
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 04.07.2018 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н. профессор Чернышова Т.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 04.07.2018 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н. профессор Чернышова Т.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1. Цель курса
Цель курса - сформировать у слушателей понятие об особенностях научного стиля литературного языка, сформировать представление о системе норм, проявляющихся в научных текстах.

2. Задачи курса:
В ОБЛАСТИ ТЕОРИИ
1) сформировать представление об особенностях языка научной речи;
2) показать структурно-уровневое и функциональное разнообразие норм в языке научного стиля;
3) дать понятие о синтаксическом строе научного текста.

В ОБЛАСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОМ

1) сформировать умения квалификации языковых единиц и их употреблений в научной письменной речи как нормативных и ненормативных, уместных или неуместных для данного речевого произведения;
2) дать знания об основных ортологических словарях и пособиях;
3) сформировать умения комплексной оценки текста в аспекте нормативности;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-4 готовностью использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках
ПК-2 способность планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать комплексный процесс научных исследований и учебно-методических комплексов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.стилистические особенности представления результатов научной деятельности в устной и письменной форме на государственном языке.
3.2.Уметь:
3.2.1.следовать основным нормам, принятым в научном общении на государственном языке.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками критической оценки эффективности различных методов и технологий научной коммуникации на государственном языке

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Композиционно-языковые особенности научного стиля речи
1.1. Композиционно-языковые особенности текстов научного стиля речи Лекции 2 1 УК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Композиционно-языковые особенности текстов научного стиля речи Практические 2 2 УК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Композиционно-языковые особенности научного стиля речи Сам. работа 2 10 УК-4
Раздел 2. Синтаксические особенности научного стиля речи
2.1. Синтаксические особенности научного стиля речи Лекции 2 1 УК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Нормы координации Практические 2 2 УК-4 Л1.1, Л2.1
2.3. Нормы управления Практические 2 2 УК-4 Л1.1, Л2.1
2.4. Нормы порядка слов в предложении Практические 2 2 УК-4 Л1.1, Л2.1
2.5. Нормы посторения осложненного и сложного предложения Практические 2 2 УК-4 Л1.1, Л2.1
2.6. Синтаксические особенности научного стиля речи Сам. работа 2 15 УК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Морфологические особенности научного стиля речи
3.1. Морфологические особенности научного стиля речи Лекции 2 1 УК-4 Л1.1, Л2.1
3.2. Особенности склонения собственных имен Практические 2 2 УК-4 Л1.1, Л2.1
3.3. Особенности употребления имен с количественным значением Практические 2 2 УК-4 Л1.1, Л2.1
3.4. Морфологические особенности научного стиля речи Сам. работа 2 15 УК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Метатекст в научной речи
4.1. Метатекст в научной речи Лекции 2 1 УК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.2. Метатекст в научной речи Практические 2 2 УК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.3. Метатекст в научной речи Сам. работа 2 12 УК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
тестовые задания в системе Moodlе
лабораторные работы в системе Moodlе
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. прикрепленный файл

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Котюрова М.П., Баженова Е.А. Культура научной речи: текст и его редактирование: учебное пособие М. : Флинта : Наука // ЭБС «Лань», 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Прохорова К.В. Научный стиль : учеб. -метод. пособие для студентов-журналистов : учеб. -метод. пособие для студентов-журналистов СПбГУ. Фак. журналистики. , 1998
Л2.2 Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации. Учебное пособие: учебное пособие М.: Флинта, 2012 // ЭБС «Лань», 2012, 2012 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс раздаботан в дистанционной системе Moodl portal.edu.asu.ru
Э2 ГРАМОТА-РУ www.gramota.ru
Э3 Национальный корпус русского языка ruscorpora.ru
Э4 Орфоэпический словарь под ред. Р.И.Аванесова dazor.narod.ru
Э5 Грамматический словарь под ред. А.А.Зализняка www.morfologija.ru
Э6 Розенталь Д.Э. Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка dazor.narod.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Стандартный пакет прикладных программ для ПК.
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Национальный корпус русского языка: www.ruscorpora.ru

Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ: www.gramota.ru

Словари ФЭБ http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm
Образовательный портал АлтГУ , курс "Основы научного стиля (для аспирантов)"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Тестирование проводится с помощью автоматизированной программы «Moodle». Выполнение обучающего теста не регламентировано временем и допускает многократное выполнение в целях закрепления материала. Выполнение контрольного теста регламентировано временем. Каждый тест допускает повторное прохождение в целях получения более выского проходного балла. Тесты недоступны обучающемуся до тех пор, пока не пройдена лекция и не выполнены предусмотренные в ней задания. За каждый правильный ответ в тесте дается 1 балл. Перевод баллов в оценку: тест считается зачтенным, если верно выполнено более 66% тестовых заданий.

Практические задания проверяются преподавателем.
При проверке зачетного задания 1 преподаватель ведет подсчет правильных и неправильных ответов. Правильным ответом является отмеченное языковое средство, которое действительно служит формированию научного стиля речи. Неправильным ответом считается неотмеченное или неправильно выделенное языковое средство. Задание засчитывается при правильном выделении более 50% стилеобразующих средств в тексте.
При проверке зачетного задания 2 преподаватель ведет подсчет неверно исправленных предложений. Неправильными считаются ответы, в которых грамматическая ошибка сохранена, либо верный языковой вариант исправляется неправильным. Случаи, когда студент грамматически правильную конструкцию заменяет синонимической, но также грамматически правильной, ошибками не считаются. Задание засчитывается при правильном исправлении 5 предложений из 10.
Зачетное задание считается выполненным, если засчитаны оба предлагаемых задания.