МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Деловой стиль русского языка

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильРусский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_РЯЛ-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд.филол.наук, доцент, Доронина С.В.

Рецензент(ы):
докт.филол.наук, профессор, Трубникова Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Деловой стиль русского языка

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1299)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н. профессор Т.В. Чернышова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ф.н. профессор Т.В. Чернышова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Курс является дисциплиной по выбору основной профессиональной образовательной программы.
Учебный курс нацелен на формирование и развитие комплексной практической компетенции на русском языке, представляющей собой совокупность знаний, умений, способностей личности, необходимых для установления межличностного контакта в профессиональной (производственной) сфере и ситуациях делового общения в письменной и устной формах и включающей умение выбрать, обработать, сохранить и распространить информацию, значимую для решения производственных задач.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии
ПК-10 способностью к созданию, редактированию, реферированию систематизированию и трансформации (например, изменению стиля, жанра, целевой принадлежности текста) всех типов текстов официально-делового и публицистического стиля
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.лексико-грамматическую специфику делового стиля речи в его устной и письменной разновидностях. Имеет представление об особенностях функционирования системы литературного языка в профессиональном (производственном) дискурсе.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать систему предметных и языковых знаний для решения задач профессионального общения;
- давать оценку полученной информации, извлекать новую информацию из текстов официально-делового стиля.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- составления текстов наиболее типичных деловых документов;
- ведения диалога на профессиональные темы в официально-деловой сфере.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие об официально-деловом стиле речи.
1.1. Понятие об официально-деловом стиле речи. Лекции 1 2 ОПК-4, ПК-10 Л2.2, Л1.1
1.2. Понятие об официально-деловом стиле речи. Сам. работа 1 10 ОПК-4, ПК-10 Л2.1, Л1.1
1.3. Проверка письменных работ студентов, собеседование Экзамен 1 6 ОПК-4, ПК-10 Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Язык официально-делового стиля
2.1. Морфологическая структура деловых текстов. Использование местоимений, глаголов, предлого Практические 1 4 ОПК-4, ПК-10 Л2.2, Л1.1
2.2. Синтаксис делового стиля Лекции 1 2 ОПК-4, ПК-10 Л2.2, Л1.1
2.3. Основные черты синтаксиса деловой речи (вводно-модальные слова и сочетания; типы предложений по цели высказывания; структура простого и сложного предложения; конструкции активного и пассивного залога). Практические 1 8 ОПК-4, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Лексика делового стиля Лекции 1 2 ОПК-4, ПК-10 Л2.1, Л1.1
2.5. Абстрактная лексика; полузнаменательная лексика; термины; стилистически окрашенные конструкции; фразеология делового стиля речи Практические 1 6 ОПК-4, ПК-10 Л2.2, Л1.1
2.6. Язык официально-делового стиля Сам. работа 1 40 ОПК-4, ПК-10 Л2.1, Л1.1
2.7. Проверка письменных работ студентов, собеседование Экзамен 1 10 ОПК-4, ПК-10 Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Внутристилевая дифференциация деловых текстов (жанры делового стиля)
3.1. Внутристилевая дифференциация деловых текстов (жанры делового стиля) Лекции 1 2 ОПК-4, ПК-10 Л2.1, Л1.1
3.2. Быстрое ориентирование в структуре текста и точное извлечение искомой информации. Практические 1 2 ОПК-4, ПК-10 Л2.1, Л1.1
3.3. Обучение продуктивным видам письменных работ (заявление; автобиография; официальное письмо). Практические 1 8 ОПК-4, ПК-10 Л2.1, Л1.1
3.4. Внутристилевая дифференциация деловых текстов (жанры делового стиля) Сам. работа 1 31 ОПК-4, ПК-10 Л2.1, Л1.1
3.5. Проверка письменных работ студентов, собеседование Экзамен 1 11 ОПК-4, ПК-10 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1) Тестовые задания с выбором правильного ответа

1. Неверно утверждение:
А) Функциональный стиль – это разновидность общенародного языка.
Б) Художественный стиль выделяется не всеми лингвистами.
В) Все стили, кроме разговорного, относятся к книжным.
Г) Стили литературного языка сопоставляются на основе анализа лексики.
2. Канцеляризмы и речевые штампы не являются недостатком в стиле речи
А) научном
Б) официально-деловом
В) публицистическом
Г) разговорном
3. Официально-деловому стилю речи присуща функция
А) сообщения и воздействия
Б) информативная
В) общения
Г) эстетическая
4. Только к официально-деловому стилю речи относится признак
А) точность
Б) объективность
В) наличие реквизита
Г) стандартизованность
5. К основным чертам публицистического стиля относятся
А) точность, логичность, абстрактность.
Б) эмоциональность, экспрессивность, краткость.
В) стандартизованность, стабильность, объективность
Г) оценочность, призывность, полемичность.
6. Публицистическому стилю не присуще
А) употребление стандартных клишированных средств языка
Б) использование экспрессивных, эмоциональных языковых средств
В) наличие синтаксических конструкций, подчеркивающих логическую связь и последовательность мыслей.
Г) простота и ясность синтаксических конструкций.
7. Официально-деловому стилю речи не присуща
А) точность
Б) логичность
В) абстрактность
Г) экспрессивность
8. Понятийная точность и абстрактность являются доминантой стиля
А) официально-делового
Б) научного
В) художественного
Г) публицистического
9. Современная терминология не представлена группой
А) общенаучной
Б) узкоспециальной
В) межнаучной
Г) информационной
10. Структурной единицей текста делового стиля является
А) абзац
Б) предложение
В) словосочетание
Г) слово

2) Контрольные вопросы
1. Каковы формы существования языка?
2. Что такое «литературный язык»?
3. Что такое «языковая норма»?
4. Каковы признаки нормы?
5. Охарактеризуйте типы языковых норм. Приведите примеры.
6. Что такое «официально-деловой стиль»?
7. Каковы стилеобразующие факторы, экстралингвистические признаки, языковые черты официально-делового стиля речи?
8. Охарактеризуйте известные вам жанры официално-делового стиля.
9. Каковы внеязыковые свойства делового стиля стиля?
10. Каковы лексические особенности делового стиля?
11. Каковы морфологические особенности делового стиля?
12. Каковы синтаксические особенности делового стиля?
13. Что такое «термин»?
14. Охарактеризуйте типы словарей русского языка. Приведите примеры.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Котане Л. Русский язык для делового общения : учеб. пособие : В2. Второй сертификационный уровень изучения делового русского языка как иностранного: Учебное пособие СПб.: Златоуст, 2014
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Г.Г. Хазагеров, Е.Е. Корнилова Риторика для делового человека : учеб. пособие М. : Флинта : Московский психолого-социальный институт // ЭБС "Лань", 2018 e.lanbook.com
Л2.2 Шулежкова С.Г. Старославянский язык, древнерусский язык и историческая грамматика русского языка: опыт сопоставительного изучения: учебно-методическое пособие "Флинта"// ЭБС ЛАНЬ, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык» содержит нормативные документы по русскому языку, орфографический словарь, толковый словарь, словарь трудностей ударения и произношения, имен собственных. Статьи по разным разделам лингвистики. www.gramota.ru
Э2 Информационно-справочная система «Корпус русского языка», основанная на собрании русских текстов в электронной форме (общим объемом более 500 млн. слов) Корпус предназначен для профессиональных лингвистов, преподавателей языка, школьников и студентов, иностранцев, изучающих русский язык. www.ruscorpora.ru
Э3 Справочно-информационный Интернет-портал, содержащий наиболее популярные толковые и культурологические словари, снабженные системой интерактивного поиска www.slovari.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)


7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Предусмотрено контрольное тестирование по каждому разделу курса. Тестирование проводится в аудитории под контролем преподавателя. К тестированию не допускаются студенты, не выполнившие задания обучающего характера.
Итоговая аттестация осуществляется автоматически по результатам выполнения заданий, предусмотренных формами аттестации по разделам курса.
- Аттестационные испытания проводятся преподавателем, ведущим лекционные занятия по данной дисциплине, или преподавателями, ведущими практические и лабораторные занятия (кроме устного экзамена). Присутствие посторонних лиц в ходе проведения аттестационных испытаний без разрешения ректора или проректора не допускается (за исключением работников университета, выполняющих контролирующие функции в соответствии со своими должностными обязанностями). В случае отсутствия ведущего преподавателя аттестационные испытания проводятся преподавателем, назначенным письменным распоряжением по кафедре (структурному подразделению).
- Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, допускаются на аттестационные испытания в сопровождении ассистентов-сопровождающих.
- Во время аттестационных испытаний обучающиеся могут пользоваться программой учебной дисциплины, а также с разрешения преподавателя справочной и нормативной литературой, калькуляторами.
- Время подготовки ответа при сдаче зачета/экзамена в устной форме должно составлять не менее 40 минут (по желанию обучающегося ответ может быть досрочным). Время ответа – не более 15 минут.
- При подготовке к устному экзамену экзаменуемый, как правило, ведет записи в листе устного ответа.
- Оценка результатов устного аттестационного испытания объявляется обучающимся в день его проведения. При проведении письменных аттестационных испытаний или компьютерного тестирования – в день их проведения или не позднее следующего рабочего дня после их проведения.
- Результаты выполнения аттестационных испытаний, проводимых в письменной форме, форме итоговой контрольной работы или компьютерного тестирования, должны быть объявлены обучающимся и выставлены в зачётные книжки не позднее следующего рабочего дня после их проведения.

Зачет проводится в конце семестра. Зачет включает устранение задолженностей, возникших в результате неудовлетворительной аттестации по разделам курса.