МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Дискурс и общая теория текста

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.06.01. Языкознание и литературоведение
НаправленностьРусский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_06_01_Русский язык-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 54
контроль 18
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 54 54 54 54
Часы на контроль 18 18 18 18
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., зав.каф., Т.В. Чернышова

Рецензент(ы):
д.ф.н., проф. , А.А. Чувакин

Рабочая программа дисциплины
Дискурс и общая теория текста

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.06.01 ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №903)

составлена на основании учебного плана:
45.06.01 Языкознание и литературоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Углубленное усвоение аспирантами основных проблем теории дискурса, рассматриваемых в широком контексте прагматики языкового общения, социолингвистики и теории коммуникации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способность самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий
ПК-1 владение теориями, методами, технологиями и культурой научного исследования в области филологических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий, с целью обеспечения планируемых целей и задач НИР
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Зосновы научно-исследовательской деятельности, современные методы исследования и информационно-телекоммуникационные технологии в области филологии

3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет использовать систему знаний для решения научных задач, в том числе междисциплинарных, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет: способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Discours, discourse, дискурс: различные толкования понятия
1.1. Discours, discourse, дискурс: различные толкования понятия Лекции 3 4 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.5, Л3.1, Л1.4, Л2.6, Л2.1, Л2.5
1.2. Текст vs. дискурс: общее и различное в трактовке понятий Практические 3 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.5, Л3.1, Л1.4, Л2.6, Л2.1, Л2.5
1.3. Discours, discourse, дискурс: различные толкования понятия Сам. работа 3 8 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.5, Л3.1, Л1.4, Л2.6, Л2.1, Л2.5
Раздел 2. Структура и содержание дискурса
2.1. Структура и содержание дискурса Лекции 3 4 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.5, Л3.1, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.6, Л2.7, Л2.8, Л2.1, Л1.3
2.2. Дискурс как система кодов. Система кодовых переходов в тексте Практические 3 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.5, Л3.1, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.6, Л2.7, Л2.8, Л2.1, Л1.3
2.3. Структура и содержание дискурса Сам. работа 3 6 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.5, Л3.1, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.6, Л2.7, Л2.8, Л2.1, Л1.3
Раздел 3. Типологии дискурса и текстов
3.1. Типологии дискурса Лекции 3 2 ОПК-1 Л2.3, Л1.5, Л3.1, Л2.4, Л2.8, Л2.9, Л2.1
3.2. Типологии текста в разных типах дискурса Практические 3 2 ОПК-1 Л2.3, Л1.5, Л3.1, Л2.4, Л2.8, Л2.9, Л2.1
3.3. Типологии дискурса Сам. работа 3 12 ОПК-1 Л2.3, Л1.5, Л3.1, Л2.4, Л2.8, Л2.9, Л2.1
Раздел 4. Методы дискурс-анализа
4.1. Методы дискурс-анализа Лекции 3 6 ОПК-1 Л2.3, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л2.7, Л2.9, Л1.3
4.2. Текст как объект дискур-анализа Практические 3 4 ОПК-1 Л2.3, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л2.7, Л2.9, Л1.3
4.3. Функционально-иерархическая модель анализа дискурса Практические 3 2 ОПК-1 Л2.3, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л2.7, Л2.9, Л1.3
4.4. Лингвокультурологические исследования дискурса Практические 3 2 ОПК-1 Л2.3, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л2.7, Л2.9, Л1.3
4.5. Интердискурсивность и полидискурсивность Практические 3 2 ОПК-1 Л2.3, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л2.7, Л2.9, Л1.3
4.6. Исследования дискурса и теория речевых жанров Практические 3 4 ОПК-1 Л2.3, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л2.7, Л2.9, Л1.3
4.7. Методы дискурс-анализа Сам. работа 3 28 ОПК-1 Л2.3, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л2.7, Л2.9, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
СМ. приложенный файл.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
СМ. приложенный файл.


5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
СМ. приложенный файл.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю. Е. Прохоров Действительность. Текст. Дискурс: учеб. пособие М.: Флинта // ЭБС "Лань", 2016 e.lanbook.com
Л1.2 Земская Ю.Н. и др. Теория текста: учебное пособие М.: Флинта: Наука// ЭБС «ЛАНЬ» // ЭБС "Университетская библиотека online"2017, 2016 e.lanbook.com
Л1.3 под ред. Солганика Г.Я., Клушиной Н.И., Смирновой Н.В. Дискурс и стиль: теоретические и прикладные аспекты: монография М.: Флинта , 2014 e.lanbook.com
Л1.4 Плеханова Т.Ф. Дискурс-анализ текста. : пособие Минск // ЭБС Университетская библиотека ONLINE», 2011 biblioclub.ru
Л1.5 Чувакин А.А., Качесова И.Ю., Панченко Н.В. и др. Текст в коммуникативном пространстве современной России: монография Барнаул : Изд-во Алт. ун-та // ЭБС АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Чернышова Т.В. Современный публицистический дискурс (коммуникативно-стилистический аспект): учебное пособие Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.2 Дейк Т.А. ван Язык. Познание. Коммуникация.: сборник трудов М.: Прогресс, 1989
Л2.3 В. Е. Чернявская Дискурс власти и власть дискурса. Проблемы речевого воздействия: учеб. пособие М.: Флинта, 2006
Л2.4 Тюпа В.И. Анализ художественного текста: учеб. пособие для вузов: учеб. пособие М.: Академия, 2009
Л2.5 Миловидов В.А. От семиотики текста к семиотике дискурса: учеб. пособие Тверь, 2000
Л2.6 Кашкин В. Б. Введение в теорию дискурса: уч. пособие М.: Восточная книга // ЭБС "Университетская библиотека online", 2010
Л2.7 Дейк Т.А. ван, Кинч В. Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23. Когнитивная лингвистика: статья М., // ЭБС Университетская библиотека ONLINE» ., 1988
Л2.8 Р. Барт Избранные работы: Семиотика. Поэтика: пер. с фр: сборник трудов М. : Прогресс, 1994
Л2.9 Силантьев И.В. Газета и роман. Риторика дискурсных смешений: монография М.: Языки славянских культур// ЭБС Университетская библиотека ONLINE»., 2006 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=73247
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Чувакин А.А. Магистерская программа по направлению 032700 – Филология (специализация «Теория и практика речевой коммуникации»).: методическое пособие Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка
Э2 www.gramota.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ру»
Э3 www.google.ru – поисковая система google
Э4 www.russcomm.ru - Российская коммуникативная ассоциация (РКА)
Э5 www.rsl.ru - сайт Российской государственной библиотеки
Э6 vak.ed.gov.ru - сайт Высшей аттестационной комиссии
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)


7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка
www.gramota.ru - Справочно-информационный портал «Грамота.ру»
www.google.ru – поисковая система google
www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение курса предполпгпет знакомство с научной литературой, реферирование научной литературы, обсуждение актуальных проблем теории дискурса на практических занятиях на основе изученной научной литературы.