Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка |
---|---|
Направление подготовки | 45.03.01. Филология |
Профиль | Отечественная филология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 45_03_01_ОФ-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 30 | 30 | 30 | 30 |
Сам. работа | 42 | 42 | 42 | 42 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 05.07.2019 г. № 111
Заведующий кафедрой Чернышова Т.В., д.ф.н., профессор
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины Лингвокраеведение являются 1) обозначить круг проблем, связанных со становлением лингвокраеведения как самостоятельной дисциплины; 2) выявить культурно-образовательный потенциал, теоретические и практические функции лингвокраеведения. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04 |
ПК-2 | способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ознакомление с этноязыковым, историко-культурным своеобразием и основными особенностями функционирования русского языка на территории Алтая |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать данные по истории, этнографии, культуре Алтайского края |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | некоторыми сведениями о региональных лингвистических особенностях, о региональной ономастике и литературе |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Методологические основы лингвокраеведения | ||||||
1.1. | Проблема определения дисциплины. Объект и предмет лингвокраеведения. Источники лингвокраеведения. Синхроническое и историческое лингвокраеведение. Связь лингвокраеведения с другими научными дисциплинами. | Практические | 3 | 4 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Проблема определения дисциплины. Объект и предмет лингвокраеведения. Источники лингвокраеведения. Синхроническое и историческое лингвокраеведение. Связь лингвокраеведения с другими научными дисциплинами. | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-2 | Л2.1 |
Раздел 2. Региональная топонимика | ||||||
2.1. | Общая характеристика топонимии Алтая. Особенности происхождения некоторых урбонимов Барнаула и Бийска. | Практические | 3 | 6 | ПК-2 | Л1.1 |
2.2. | Общая характеристика топонимии Алтая. Особенности происхождения некоторых урбонимов Барнаула и Бийска. | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-2 | Л2.1 |
Раздел 3. Региональная лингвокультурология | ||||||
3.1. | Региональные культурные стереотипы-образы. Алтай и Барнаул в путевых заметках, очерках и этнографических исследованиях ученых и путешественниках XVIII – начала XIX вв. Барнаул в культурно-семиотическом пространстве русской литературы. | Практические | 3 | 8 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.2. | Региональные культурные стереотипы-образы. Алтай и Барнаул в путевых заметках, очерках и этнографических исследованиях ученых и путешественниках XVIII – начала XIX вв. Барнаул в культурно-семиотическом пространстве русской литературы. | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 4. Литературное краеведение | ||||||
4.1. | Жизнь и творчество В.М. Шукшина, Д.Ю. Кобякова , А.П. Хейдока. | Практические | 3 | 6 | ПК-2 | Л1.1, Л2.2 |
4.2. | Жизнь и творчество В.М. Шукшина, Д.Ю. Кобякова , А.П. Хейдока. Конспектирование, ИДЗ, реферирование | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-2 | Л1.1 |
Раздел 5. Региональная научная персоналика | ||||||
5.1. | Изучение наследия алтайских филологов как один из источников лингвокраеведения. Биография и тематика научных исследований С.И. Гуляева, Д.Ю. Кобякова, И.А. Воробьевой. | Практические | 3 | 6 | ПК-2 | Л1.1, Л2.3 |
5.2. | Конспектирование, ИДЗ, реферирование | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-2 | Л1.1, Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | под ред. Шелеповой Л.И. | Язык и культура Алтая: материалы и исследования 2009: сб. ст., посвящ. памяти проф. И.А. Воробьевой: к 80-летию со дня рождения: сборник статей | Барнаул: изд-во Алт. ун-та, 2009 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Под ред. И.А. Во-робьевой | Русская топонимия Алтая: | Томск: изд-во ТГУ, 1983 | |
Л2.2 | Старцев, А.В., Тяпкин М.О., Тяпкина О.А. | История Барнаула: | Барнаул: ООО ТЛ «Красный угол», 2010 | |
Л2.3 | Под ред. В.П. Кладовой, Н.В. Воробьевой | Алтай в трудах ученых и путешественников XVIII – начала XIX вв. - Т. 1-3.: | Барнаул: АКУНБ им. В.Я. Шишкова, 2005-2009 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Русский филологический портал. Режим доступа: http://www.philology.ru/linguistics1.htm | |||
Э2 | Научная он-лайн библиотека «Порталус» . Режим доступа: http://www.portalus.ru/modules/linguistics/rus_readme.php?category | |||
Э3 | Национальный корпус русского языка. Режим доступа: www.ruscorpora.ru | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная) 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
1. Курс практикоориентированный. 2. Для выполнения практических заданий и подготовки к правтическим занятиям необходимо использовать список литературы и источников. 3. Для получения итогового зачета необходимо выполнить следующий минимум: 1) посещение практических занятий и выполнение всех аудиторных работ; 2) выполнение итоговых зачетных работ; 3) еженедельное реферирование научных статей по изучаемой теме (см. список для реферирования к каждому занятию); 4) выполнение домашних заданий к каждому практическому занятию; 5) участие в обсуждениях на практических занятиях. |