МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Научный стиль русского языка
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильРусский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_РЯЛ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 90
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 90 90 90 90
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.филол.наук, доцент, Доронина С.В.

Рецензент(ы):
докт.филол.наук, профессор, Трубникова Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Научный стиль русского языка

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1299)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н. профессор Т.В. Чернышова

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ф.н. профессор Т.В. Чернышова

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Курс является дисциплиной по выбору основной профессиональной образовательной программы.
Учебный курс нацелен на формирование и развитие комплексной практической компетенции на русском языке, представляющей собой совокупность знаний, умений, способностей личности, необходимых для установления межличностного контакта в учебно-научной сфере и ситуациях научного общения в письменной и устной формах и включающей умение выбрать, обработать, сохранить и распространить научную информацию.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3: подготовки и редактирования научных публикаций
ПК-10: способностью к созданию, редактированию, реферированию систематизированию и трансформации (например, изменению стиля, жанра, целевой принадлежности текста) всех типов текстов официально-делового и публицистического стиля
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.лексико-грамматическую специфику научного стиля речи в его устной и письменной разновидностях. Иметь представление об особенностях функционирования системы литературного языка в научном дискурсе.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать систему предметных и языковых знаний для решения задач научного общения;
- давать оценку полученной информации, извлекать новую информацию из текстов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- составления текстов основных учебно-научных, научно-профессиональных жанров, выступать на профессиональные темы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Язык научного стиля
1.1. Основные черты синтаксиса научной речи (вводно-модальные слова и сочетания; структура осложненного предложения; структура сложного предложения; безличные конструкции). Практические 2 4 ПК-3, ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.2. Терминология и терминография. Специфика работы с лексикографическими источниками профессиональных языковых подсистем. Практические 2 6 ПК-3, ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.3. Язык научного стиля Сам. работа 2 50 ПК-3, ПК-10 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Внутристилевая дифференциация научных текстов (жанры научного стиля)
2.1. Основные категории научного текста: связность, структурность, цельность. Практические 2 2 ПК-3, ПК-10 Л1.1, Л2.1
2.2. Обучение репродуктивным видам письменных работ - конспектирование и аннотирование Практические 2 2 ПК-3, ПК-10 Л1.1, Л2.1
2.3. Обучение продуктивным видам письменных работ (тезисы, научная статья, реферат). Практические 2 4 ПК-3, ПК-10 Л1.1, Л2.1
2.4. Внутристилевая дифференциация научных текстов (жанры научного стиля) Сам. работа 2 40 ПК-3, ПК-10 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Тестовые задания с выбором правильного ответа

1. Неверно утверждение:
А) Функциональный стиль – это разновидность общенародного языка.
Б) Художественный стиль выделяется не всеми лингвистами.
В) Все стили, кроме разговорного, относятся к книжным.
Г) Стили литературного языка сопоставляются на основе анализа лексики.
2. Канцеляризмы и речевые штампы не являются недостатком в стиле речи
А) научном
Б) официально-деловом
В) публицистическом
Г) разговорном
3. Официально-деловому стилю речи присуща функция
А) сообщения и воздействия
Б) информативная
В) общения
Г) эстетическая
4. Только к официально-деловому стилю речи относится признак
А) точность
Б) объективность
В) наличие реквизита
Г) стандартизованность
5. К основным чертам публицистического стиля относятся
А) точность, логичность, абстрактность.
Б) эмоциональность, экспрессивность, краткость.
В) стандартизованность, стабильность, объективность
Г) оценочность, призывность, полемичность.
6. Публицистическому стилю не присуще
А) употребление стандартных клишированных средств языка
Б) использование экспрессивных, эмоциональных языковых средств
В) наличие синтаксических конструкций, подчеркивающих логическую связь и последовательность мыслей.
Г) простота и ясность синтаксических конструкций.
7. Научному стилю речи не присуща
А) точность
Б) логичность
В) абстрактность
Г) экспрессивность
8. Понятийная точность и абстрактность являются доминантой стиля
А) официально-делового
Б) научного
В) художественного
Г) публицистического
9. Современная терминология не представлена группой
А) общенаучной
Б) узкоспециальной
В) межнаучной
Г) информационной
10. Структурной единицей научного текста является
А) абзац
Б) предложение
В) словосочетание
Г) слово

2) Контрольные вопросы
1. Каковы формы существования языка?
2. Что такое «литературный язык»?
3. Что такое «языковая норма»?
4. Каковы признаки нормы?
5. Охарактеризуйте типы языковых норм. Приведите примеры.
6. Что такое «научный стиль»?
7. Каковы стилеобразующие факторы, экстралингвистические признаки, языковые черты научного стиля речи?
8. Охарактеризуйте научно-учебный, научно-популярный и научно-технический подстили научного стиля.
9. Каковы внеязыковые свойства научного стиля?
10. Каковы лексические особенности научного стиля?
11. Каковы морфологические особенности научного стиля?
12. Каковы синтаксические особенности научного стиля?
13. Что такое «термин»?
14. Охарактеризуйте типы словарей русского языка. Приведите примеры.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
см. Приложения
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С. П. Курганова Практикум по русскому языку: Научный текст: практикум М.: МГУ, 1991
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Юдина А.Д. Русский язык как иностранный: Наука без границ: Учебная литература ФЛИНТА, 2012 ЭБС "Лань" https://e.lanbook.com/book/2482
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык» содержит нормативные документы по русскому языку, орфографический словарь, толковый словарь, словарь трудностей ударения и произношения, имен собственных. Статьи по разным разделам лингвистики. www.gramota.ru
Э2 Информационно-справочная система «Корпус русского языка», основанная на собрании русских текстов в электронной форме (общим объемом более 500 млн. слов) Корпус предназначен для профессиональных лингвистов, преподавателей языка, школьников и студентов, иностранцев, изучающих русский язык. www.ruscorpora.ru
Э3 Справочно-информационный Интернет-портал, содержащий наиболее популярные толковые и культурологические словари, снабженные системой интерактивного поиска www.slovari.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftWindows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Предусмотрено контрольное тестирование по каждому разделу курса. Тестирование проводится в аудитории под контролем преподавателя. К тестированию не допускаются студенты, не выполнившие задания обучающего характера.
Итоговая аттестация осуществляется автоматически по результатам выполнения заданий, предусмотренных формами аттестации по разделам курса.
- Аттестационные испытания проводятся преподавателем, ведущим лекционные занятия по данной дисциплине, или преподавателями, ведущими практические и лабораторные занятия (кроме устного экзамена). Присутствие посторонних лиц в ходе проведения аттестационных испытаний без разрешения ректора или проректора не допускается (за исключением работников университета, выполняющих контролирующие функции в соответствии со своими должностными обязанностями). В случае отсутствия ведущего преподавателя аттестационные испытания проводятся преподавателем, назначенным письменным распоряжением по кафедре (структурному подразделению).
- Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, допускаются на аттестационные испытания в сопровождении ассистентов-сопровождающих.
- Во время аттестационных испытаний обучающиеся могут пользоваться программой учебной дисциплины, а также с разрешения преподавателя справочной и нормативной литературой, калькуляторами.
- Время подготовки ответа при сдаче зачета/экзамена в устной форме должно составлять не менее 40 минут (по желанию обучающегося ответ может быть досрочным). Время ответа – не более 15 минут.
- При подготовке к устному экзамену экзаменуемый, как правило, ведет записи в листе устного ответа.
- Оценка результатов устного аттестационного испытания объявляется обучающимся в день его проведения. При проведении письменных аттестационных испытаний или компьютерного тестирования – в день их проведения или не позднее следующего рабочего дня после их проведения.
- Результаты выполнения аттестационных испытаний, проводимых в письменной форме, форме итоговой контрольной работы или компьютерного тестирования, должны быть объявлены обучающимся и выставлены в зачётные книжки не позднее следующего рабочего дня после их проведения.

Зачет проводится в конце семестра. Зачет включает устранение задолженностей, возникших в результате неудовлетворительной аттестации по разделам курса.