МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практический курс современного русского языка

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильРусский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_РЯЛ-1-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 64
самостоятельная работа 152
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1, 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 19 14
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 32 40 32 80 64 120
Сам. работа 40 32 112 64 152 96
Итого 72 72 144 144 216 216

Программу составил(и):
канд.филол.наук, доцент, Доронина С.В.

Рецензент(ы):
доктор филол.наук, профессор, Трубникова Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Практический курс современного русского языка

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1299)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н. профессор Т.В. Чернышова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ф.н. профессор Т.В. Чернышова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Курс является факультативной дисциплиной основной профессиональной образовательной программы.
Целью освоения учебной дисциплины «Практический курс русского языка» является формирование знаний, умений и владений в рамках аспектов «Грамматика. Лексика», "Говорение" и «Письмо» в пределах первого - второго сертификационных уровней владения русским языком в устной и письменной формах. Достижение данных уровней владения русским языком свидетельствует о высоком уровне коммуникативной компетенции, позволит выпускнику общаться во всех сферах коммуникации, вести профессиональную деятельность на русском языке филологического профиля специалиста-филолога, переводчика, редактора, журналиста, дипломата, менеджера, работающего в русскоязычном коллективе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ФТД.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-12 владением навыками квалифицированного языкового сопровождения международных форумов и переговоров
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные фонетические, лексические, грамматические, словообразовательные явления и закономерности функционирования русского языка в соответствии с требованиями сертификационного уровня В2.
3.2.Уметь:
3.2.1.- способность свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации.
- способность осуществлять письменный перевод с соблюдением норм лексической эквивалентности, соблюдением грамматических, синтаксических и стилистических норм.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владение основными дискурсивными способами реализации коммуникативных целей высказывания применительно к особенностям текущего коммуникативного контекста (время, место, цели и условия взаимодействия)
- владение основными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания - композиционными элементами текста (введение, основная часть, заключение), сверхфразовыми единствами, предложениями

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Лексика, грамматика
1.1. Виды связи (согласование, управление, примыкание) в русском предложении. Практические 1 4 ПК-12 Л1.1
1.2. Нейтральный порядок слов. Препозиция группы подлежащего, постпозиция группы сказуемого. Особенности словорасположения в словосочетаниях при нейтральном порядке слов в предложении. Порядок слов и актуальное членение предложения. Практические 1 4 ПК-12 Л1.1
1.3. Имя существительное. Его значение. Одушевлённые и неодушевлённые существительные. Категория рода. Категория числа. Практические 1 10 ПК-12 Л1.1
1.4. Имя прилагательное. Его значение. Род. Число. Лексико-грамматические группы имён прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Склонение прилагательных. Несклоняемые неизменяемые прилагательные. Практические 2 6 ПК-12 Л1.1
1.5. Порядковые числительные. Род. Число. Склонение порядковых числительных. Местоимение. Указательные местоимения. Притяжательные местоимения. Род. Число. Склонение указательных и притяжательных местоимений. Полная и краткая форма качественных прилагательных. Практические 2 6 ПК-12 Л1.1
1.6. Глагол. Значение и грамматические признаки глагола. Инфинитив. Несовершенный и совершенный виды глагола. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Практические 2 0 ПК-12 Л1.1
1.7. Глагол. Значение и грамматические признаки глагола. Инфинитив. Несовершенный и совершенный виды глагола. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Практические 2 6 ПК-12 Л1.1
1.8. Основы глагола, 1 и 2 спряжение глагола. Разноспрягаемые глаголы. Изолированное спряжение глаголов «есть», «надоесть», «дать», «создать». Изолированные основы и спряжение глаголов «быть», «ехать», «идти». Классы и группы глаголов Практические 2 6 ПК-12 Л1.1
1.9. Изъявительное, повелительное, условное наклонение. Употребление наклонений глагола. Императив. Глагольное управление. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы. Безличные глаголы и их синтаксическое употребление. Практические 2 6 ПК-12
1.10. Глаголы движения Практические 2 6 ПК-12 Л1.1
1.11. Причастие и деепричастие Практические 2 6 ПК-12 Л1.1
1.12. Значение и употребление падежей существительных, прилагательных, числительных и местоимений Практические 2 8 ПК-12 Л1.1
1.13. Лексико-грамматический тренинг Сам. работа 1 20 ПК-12 Л1.1
1.14. Лексико-грамматический тренинг Сам. работа 2 46 ПК-12 Л1.1
Раздел 2. Чтение и письмо
2.1. Города и горожане Практические 1 6 ПК-12 Л1.1, Л2.1
2.2. Города и горожане Сам. работа 1 6 ПК-12 Л1.1, Л2.1
2.3. Государственная символика Российской Федерации. Символы и человек. Практические 1 6 ПК-12 Л1.1, Л2.1
2.4. Государственная символика Российской Федерации. Символы и человек. Сам. работа 1 6 ПК-12 Л1.1, Л2.1
2.5. Семья. Проблемы воспитания, образование. Практические 2 6 ПК-12 Л1.1, Л2.1
2.6. Семья. Проблемы воспитания, образование. Сам. работа 2 6 ПК-12 Л1.1, Л2.1
2.7. Религия Практические 2 6 ПК-12 Л1.1, Л2.1
2.8. Религия Сам. работа 2 6 ПК-12 Л1.1, Л2.1
2.9. Культура как стиль жизни Практические 2 6 ПК-12 Л1.1, Л2.1
2.10. Культура как стиль жизни Сам. работа 2 6 ПК-12 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Устная речь
3.1. Города и горожане Практические 1 4 ПК-12 Л1.1, Л2.1
3.2. Государственная символика разных стран. Символы и человек. Практические 1 6 ПК-12 Л1.1, Л2.1
3.3. Семья. Проблемы воспитания, образование. Практические 2 4 ПК-12 Л1.1, Л2.1
3.4. Религия Практические 2 4 ПК-12 Л1.1, Л2.1
3.5. Культура как стиль жизни Практические 2 4 ПК-12 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. ФОС в разделе "Приложение"
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. ФОС в разделе "Приложение"

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Корниенко Е.Р. Грамматические модели в языке и тексте: русский язык как иностранный: Учебное пособие Архангельск : САФУ, 2015 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436237
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Битехтина Н.Б., Фролкина Л.В. Простая история [Электронный ресурс] : пособие по развитию речи для иностранцев, изучающих русский язык : Пособие М.: Русский язык. Курсы, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык» содержит нормативные документы по русскому языку, орфографический словарь, толковый словарь, словарь трудностей ударения и произношения, имен собственных. Статьи по разным разделам лингвистики. www.gramota.ru
Э2 Информационно-справочная система «Корпус русского языка», основанная на собрании русских текстов в электронной форме (общим объемом более 500 млн. слов) Корпус предназначен для профессиональных лингвистов, преподавателей языка, школьников и студентов, иностранцев, изучающих русский язык. www.ruscorpora.ru
Э3 Справочно-информационный Интернет-портал, содержащий наиболее популярные толковые и культурологические словари, снабженные системой интерактивного поиска www.slovari.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Изучение учебной дисциплины предполагает использование пакета основных программ Microsoft Office (Word, Power Point).
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Предусмотрено контрольное тестирование по каждому разделу курса. Тестирование проводится в аудитории под контролем преподавателя. К тестированию не допускаются студенты, не выполнившие задания обучающего характера.
Итоговая аттестация осуществляется автоматически по результатам выполнения заданий, предусмотренных формами аттестации по разделам курса.
- Аттестационные испытания проводятся преподавателем, ведущим лекционные занятия по данной дисциплине, или преподавателями, ведущими практические и лабораторные занятия (кроме устного экзамена). Присутствие посторонних лиц в ходе проведения аттестационных испытаний без разрешения ректора или проректора не допускается (за исключением работников университета, выполняющих контролирующие функции в соответствии со своими должностными обязанностями). В случае отсутствия ведущего преподавателя аттестационные испытания проводятся преподавателем, назначенным письменным распоряжением по кафедре (структурному подразделению).
- Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, допускаются на аттестационные испытания в сопровождении ассистентов-сопровождающих.
- Во время аттестационных испытаний обучающиеся могут пользоваться программой учебной дисциплины, а также с разрешения преподавателя справочной и нормативной литературой, калькуляторами.
- Время подготовки ответа при сдаче зачета/экзамена в устной форме должно составлять не менее 40 минут (по желанию обучающегося ответ может быть досрочным). Время ответа – не более 15 минут.
- При подготовке к устному экзамену экзаменуемый, как правило, ведет записи в листе устного ответа.
- Оценка результатов устного аттестационного испытания объявляется обучающимся в день его проведения. При проведении письменных аттестационных испытаний или компьютерного тестирования – в день их проведения или не позднее следующего рабочего дня после их проведения.
- Результаты выполнения аттестационных испытаний, проводимых в письменной форме, форме итоговой контрольной работы или компьютерного тестирования, должны быть объявлены обучающимся и выставлены в зачётные книжки не позднее следующего рабочего дня после их проведения.

Зачет проводится в конце семестра. Зачет включает устранение задолженностей, возникших в результате неудовлетворительной аттестации по разделам курса.