Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка |
---|---|
Направление подготовки | 45.04.01. Филология |
Профиль | Русский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 45_04_01_РЯЛ-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 19 | 14 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 32 | 40 | 32 | 80 | 64 | 120 |
Сам. работа | 40 | 32 | 112 | 64 | 152 | 96 |
Итого | 72 | 72 | 144 | 144 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ф.н. профессор Т.В. Чернышова
1.1. | Курс является факультативной дисциплиной основной профессиональной образовательной программы. Целью освоения учебной дисциплины «Практический курс русского языка» является формирование знаний, умений и владений в рамках аспектов «Грамматика. Лексика», "Говорение" и «Письмо» в пределах первого - второго сертификационных уровней владения русским языком в устной и письменной формах. Достижение данных уровней владения русским языком свидетельствует о высоком уровне коммуникативной компетенции, позволит выпускнику общаться во всех сферах коммуникации, вести профессиональную деятельность на русском языке филологического профиля специалиста-филолога, переводчика, редактора, журналиста, дипломата, менеджера, работающего в русскоязычном коллективе. |
---|
Цикл (раздел) ООП: ФТД.В |
ПК-12 | владением навыками квалифицированного языкового сопровождения международных форумов и переговоров |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные фонетические, лексические, грамматические, словообразовательные явления и закономерности функционирования русского языка в соответствии с требованиями сертификационного уровня В2. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - способность свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации. - способность осуществлять письменный перевод с соблюдением норм лексической эквивалентности, соблюдением грамматических, синтаксических и стилистических норм. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - владение основными дискурсивными способами реализации коммуникативных целей высказывания применительно к особенностям текущего коммуникативного контекста (время, место, цели и условия взаимодействия) - владение основными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания - композиционными элементами текста (введение, основная часть, заключение), сверхфразовыми единствами, предложениями |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Лексика, грамматика | ||||||
1.1. | Виды связи (согласование, управление, примыкание) в русском предложении. | Практические | 1 | 4 | ПК-12 | Л1.1 |
1.2. | Нейтральный порядок слов. Препозиция группы подлежащего, постпозиция группы сказуемого. Особенности словорасположения в словосочетаниях при нейтральном порядке слов в предложении. Порядок слов и актуальное членение предложения. | Практические | 1 | 4 | ПК-12 | Л1.1 |
1.3. | Имя существительное. Его значение. Одушевлённые и неодушевлённые существительные. Категория рода. Категория числа. | Практические | 1 | 10 | ПК-12 | Л1.1 |
1.4. | Имя прилагательное. Его значение. Род. Число. Лексико-грамматические группы имён прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Склонение прилагательных. Несклоняемые неизменяемые прилагательные. | Практические | 2 | 6 | ПК-12 | Л1.1 |
1.5. | Порядковые числительные. Род. Число. Склонение порядковых числительных. Местоимение. Указательные местоимения. Притяжательные местоимения. Род. Число. Склонение указательных и притяжательных местоимений. Полная и краткая форма качественных прилагательных. | Практические | 2 | 6 | ПК-12 | Л1.1 |
1.6. | Глагол. Значение и грамматические признаки глагола. Инфинитив. Несовершенный и совершенный виды глагола. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. | Практические | 2 | 0 | ПК-12 | Л1.1 |
1.7. | Глагол. Значение и грамматические признаки глагола. Инфинитив. Несовершенный и совершенный виды глагола. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. | Практические | 2 | 6 | ПК-12 | Л1.1 |
1.8. | Основы глагола, 1 и 2 спряжение глагола. Разноспрягаемые глаголы. Изолированное спряжение глаголов «есть», «надоесть», «дать», «создать». Изолированные основы и спряжение глаголов «быть», «ехать», «идти». Классы и группы глаголов | Практические | 2 | 6 | ПК-12 | Л1.1 |
1.9. | Изъявительное, повелительное, условное наклонение. Употребление наклонений глагола. Императив. Глагольное управление. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы. Безличные глаголы и их синтаксическое употребление. | Практические | 2 | 6 | ПК-12 | |
1.10. | Глаголы движения | Практические | 2 | 6 | ПК-12 | Л1.1 |
1.11. | Причастие и деепричастие | Практические | 2 | 6 | ПК-12 | Л1.1 |
1.12. | Значение и употребление падежей существительных, прилагательных, числительных и местоимений | Практические | 2 | 8 | ПК-12 | Л1.1 |
1.13. | Лексико-грамматический тренинг | Сам. работа | 1 | 20 | ПК-12 | Л1.1 |
1.14. | Лексико-грамматический тренинг | Сам. работа | 2 | 46 | ПК-12 | Л1.1 |
Раздел 2. Чтение и письмо | ||||||
2.1. | Города и горожане | Практические | 1 | 6 | ПК-12 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Города и горожане | Сам. работа | 1 | 6 | ПК-12 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Государственная символика Российской Федерации. Символы и человек. | Практические | 1 | 6 | ПК-12 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Государственная символика Российской Федерации. Символы и человек. | Сам. работа | 1 | 6 | ПК-12 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Семья. Проблемы воспитания, образование. | Практические | 2 | 6 | ПК-12 | Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Семья. Проблемы воспитания, образование. | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-12 | Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Религия | Практические | 2 | 6 | ПК-12 | Л1.1, Л2.1 |
2.8. | Религия | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-12 | Л1.1, Л2.1 |
2.9. | Культура как стиль жизни | Практические | 2 | 6 | ПК-12 | Л1.1, Л2.1 |
2.10. | Культура как стиль жизни | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-12 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Устная речь | ||||||
3.1. | Города и горожане | Практические | 1 | 4 | ПК-12 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Государственная символика разных стран. Символы и человек. | Практические | 1 | 6 | ПК-12 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Семья. Проблемы воспитания, образование. | Практические | 2 | 4 | ПК-12 | Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Религия | Практические | 2 | 4 | ПК-12 | Л1.1, Л2.1 |
3.5. | Культура как стиль жизни | Практические | 2 | 4 | ПК-12 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. ФОС в разделе "Приложение" |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. ФОС в разделе "Приложение" |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Корниенко Е.Р. | Грамматические модели в языке и тексте: русский язык как иностранный: Учебное пособие | Архангельск : САФУ, 2015 | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436237 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Битехтина Н.Б., Фролкина Л.В. | Простая история [Электронный ресурс] : пособие по развитию речи для иностранцев, изучающих русский язык : Пособие | М.: Русский язык. Курсы, 2014 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык» содержит нормативные документы по русскому языку, орфографический словарь, толковый словарь, словарь трудностей ударения и произношения, имен собственных. Статьи по разным разделам лингвистики. | www.gramota.ru | ||
Э2 | Информационно-справочная система «Корпус русского языка», основанная на собрании русских текстов в электронной форме (общим объемом более 500 млн. слов) Корпус предназначен для профессиональных лингвистов, преподавателей языка, школьников и студентов, иностранцев, изучающих русский язык. | www.ruscorpora.ru | ||
Э3 | Справочно-информационный Интернет-портал, содержащий наиболее популярные толковые и культурологические словари, снабженные системой интерактивного поиска | www.slovari.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Изучение учебной дисциплины предполагает использование пакета основных программ Microsoft Office (Word, Power Point). Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Предусмотрено контрольное тестирование по каждому разделу курса. Тестирование проводится в аудитории под контролем преподавателя. К тестированию не допускаются студенты, не выполнившие задания обучающего характера. Итоговая аттестация осуществляется автоматически по результатам выполнения заданий, предусмотренных формами аттестации по разделам курса. - Аттестационные испытания проводятся преподавателем, ведущим лекционные занятия по данной дисциплине, или преподавателями, ведущими практические и лабораторные занятия (кроме устного экзамена). Присутствие посторонних лиц в ходе проведения аттестационных испытаний без разрешения ректора или проректора не допускается (за исключением работников университета, выполняющих контролирующие функции в соответствии со своими должностными обязанностями). В случае отсутствия ведущего преподавателя аттестационные испытания проводятся преподавателем, назначенным письменным распоряжением по кафедре (структурному подразделению). - Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, допускаются на аттестационные испытания в сопровождении ассистентов-сопровождающих. - Во время аттестационных испытаний обучающиеся могут пользоваться программой учебной дисциплины, а также с разрешения преподавателя справочной и нормативной литературой, калькуляторами. - Время подготовки ответа при сдаче зачета/экзамена в устной форме должно составлять не менее 40 минут (по желанию обучающегося ответ может быть досрочным). Время ответа – не более 15 минут. - При подготовке к устному экзамену экзаменуемый, как правило, ведет записи в листе устного ответа. - Оценка результатов устного аттестационного испытания объявляется обучающимся в день его проведения. При проведении письменных аттестационных испытаний или компьютерного тестирования – в день их проведения или не позднее следующего рабочего дня после их проведения. - Результаты выполнения аттестационных испытаний, проводимых в письменной форме, форме итоговой контрольной работы или компьютерного тестирования, должны быть объявлены обучающимся и выставлены в зачётные книжки не позднее следующего рабочего дня после их проведения. Зачет проводится в конце семестра. Зачет включает устранение задолженностей, возникших в результате неудовлетворительной аттестации по разделам курса. |