Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Биоразнообразие и ресурсы животного мира |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Биоразн-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Мацюра Александр Владимирович
1.1. | Цель дисциплины «Зооресурсы и их рациональное использование» – формирование у студентов знаний о системе сбора, анализа и обобщения информации о состоянии зоологических (в том числе и региональных) ресурсов и путях обеспечения их рационального, обратимого, воспроизводимого использования. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ПК-1 | способностью творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов дисциплин (модулей), определяющих направленность (профиль) программы магистратуры |
ПК-4 | способностью генерировать новые идеи и методические решения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | концепции, теоретические подходы и направления современного инновационного менеджмента; теоретические основы ресурсоведения; современное состояние природных ресурсов мира, Российской Федерации и Сибири. методы оценки природных ресурсов, пути сохранения и рационального использования ресурсов; особенности пространственного распределения различных видов биоресурсов; методы оценки природных ресурсов, пути сохранения и рационального использования биологических ресурсов; особенности пространственного распределения различных видов биологических ресурсов; теоретические основы ресурсоведения; современное состояние природных ресурсов мира, Российской Федерации и Сибири; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Разрабатывать план мероприятий по эффективному использованию биологических; рассчитывать ущербы растительному и животному миру в результате хозяйственной деятельности;организовать проектную деятельность в лабораторных и полевых исследованиях; проводить оценку продуктивности популяций ресурсных видов различного происхождения; разрабатывать план мероприятий по эффективному использованию биологических ресурсов; организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс, выстраивать отношения с коллегами и работать в команде; рассчитывать ущербы растительному и животному миру в результате хозяйственной деятельности |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | способностью использовать знания о биологических ресурсах в своей профессиональной и повседневной деятельности. навыками поиска и использования бизнес-информации. способностью планировать мероприятия по изучению биоресурсов; теоретическими основами дисциплины; понятийным аппаратом различных подходов навыками работы в профессиональных, в том числе предпринимательских коллективах. способностью использовать знания о биологических ресурсах в своей профессиональной и повседневной деятельности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Зооресурсы как объекты живой природы различного уровня организации | ||||||
1.1. | Цели, задачи и направления изучения биоресурсов. Биоресурсы как элемент биотических сообществ, место и роль их в экосистемах и биосфере. | Лекции | 1 | 2 | Л1.6 | |
1.2. | Сравнительный анализ продуктивности ресурсных видов в различных экосистемах. Оценка продуктивности ресурсных сообществ в различных климатических зонах | Лабораторные | 1 | 6 | ПК-1, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
1.3. | Морские и пресноводные биоресурсы мира. Оценка состояния рыбных ресурсов России. | Сам. работа | 1 | 18 | ПК-1, ПК-4 | Л1.1 |
1.4. | Ресурсы растительного мира, определяющие разнообразие зооресурсов. | Сам. работа | 1 | 16 | ПК-1, ПК-4 | |
1.5. | Ресурсы животного мира. Биоразнообразие ресурсов животного мира. | Лабораторные | 1 | 4 | ПК-1, ПК-4 | |
Раздел 2. Экологические основы рационального использования зоологических ресурсов. Оптимизация управления зооресурсами | ||||||
2.1. | Экологические основы рационального использования ресурсных видов и сообществ. | Лекции | 1 | 4 | Л1.4, Л2.3 | |
2.2. | Методы контроля за состоянием ресурсных видов и сообществ. | Лабораторные | 1 | 6 | ПК-1, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.7 |
2.3. | Методы мониторинга, учета и и нвентаризации состояния ресурсных видов и сообществ. | Сам. работа | 1 | 22 | ПК-1, ПК-4 | Л2.2, Л1.5 |
Раздел 3. Проблемы сохранения и воспроизводства зоооресурсов в условиях локальных и глобальных антропогенных изменений природной среды. | ||||||
3.1. | Законодательство РФ и мира в отношении охраны био- и зооресурсов | Лекции | 1 | 2 | ||
3.2. | Методы сохранения и восстановления популяций ресурсных видов в экосистемах. | Лабораторные | 1 | 4 | ПК-1, ПК-4 | Л1.4, Л2.2, Л1.7 |
3.3. | Методы оценки ущерба, наносимого биоресурсам в результате техногенных факторов. | Лабораторные | 1 | 4 | ПК-1, ПК-4 | Л1.3, Л2.4 |
3.4. | Охраняемые и охотничье-промысловые территории Алтайского края. | Сам. работа | 1 | 20 | ПК-1, ПК-4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ирисова Н.Л. | Проблемы сохранения генофонда животных: учеб. пособие | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008 | 6 |
Л1.2 | Козлов В.И., Никифоров-Никишин А.Л., Бородин А.Л. | Аквакультура: учебник | КолосС, 2013 | www.studentlibrary.ru |
Л1.3 | Барышников Г. Я., Антюфеева Т. В., Коршунов Е. П., Крылатова А. Е. | Охотничьи ресурсы Алтайского края и их рациональное использование: монография | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
Л1.4 | Шамраев, А.В. | Экологический мониторинг и экспертиза : учебное пособие | Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2014 | URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=270263 |
Л1.5 | Протасов, В.Ф. | Экологические основы природопользования: : учебное пособие | Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, , 2015 | znanium.com |
Л1.6 | А.М. Русанов, М.А. Булгакова | Современные проблемы экологии и природопользования: | ОГУ, 2017 | biblioclub.ru |
Л1.7 | Кузнецов Л.М., Шмыков А.Ю., Курочкин В.Е. | Экологические основы природопользования: Учебник | М : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Бредихина О. В., Черкасова Л. Г. | Методы исследования рыбы и рыбных продуктов: учебное пособие | КолосС, 2013 | www.studentlibrary.ru |
Л2.2 | А.Л. Новоселов, И.Ю. Новоселова | Модели и методы принятия решений в природопользовании: учебное пособие | М.: Юнити-Дана, 2015 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115170 |
Л2.3 | Григорьев А.А., Касьянов Г.И. | Введение в технологию отрасли. Технология рыбы и рыбных продуктов: учебное пособие | КолосС, 2013 | www.studentlibrary.ru |
Л2.4 | О. Н. Барышникова, Е. П. Крупочкин | Разнообразие природной среды: факторы формирования и методы исследования: монография | Изд-во АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/); Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
В курсе используются элементы балльно-рейтинговой системы согласно «Методическим рекомендациям…» (2014), принятым в Алтайском госуниверситете. На дисциплину отводится 2 ZE (100 баллов.). Для получения зачета требуется набрать 50 баллов и выше. При соответствии темы ВКР тематике дисциплины, студент может получить баллы за деятельность, связанную с научной работой. Виды контрольных объектов Начисление баллов Учебная работа студента Выполнение практического задания Выполнение задания на практическом занятии, участие в дискуссии, ответы на вопросы – до 3 баллов (максимум 30 баллов) Выполнение контрольной работы До 10 баллов оценка «отлично» – 10 баллов, Оценка «хорошо» – 8 балла Оценка «удовлетворительно» – 6 баллов Оценка «неудовлетворительно» – 4 балла Написание реферата (аналитического обзора) До 10 баллов оценка «отлично» – 10 баллов, Оценка «хорошо» – 8 баллов Оценка «удовлетворительно» – 6 баллов Оценка «неудовлетворительно» – 4 балла Подготовка доклада: с презентацией без презентации До 15 баллов До 10 баллов Устный (письменный) ответ на зачете До 30 баллов оценка «отлично» – 30 баллов, Оценка «хорошо» – 20 баллов Оценка «удовлетворительно» –10 баллов Оценка «неудовлетворительно» – 0 баллов Практические занятия представляют собой детализацию теоретического материала, проводятся в целях закрепления курса и охватывают все основные разделы. Основной формой проведения практических занятий является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по отдельным темам, разбор примеров и ситуаций в аудиторных условиях. По отдельным темам практикуется проведение тренинга, анализ видеоматериалов, демонстрация экспериментов для изучения рассудочной деятельности животных с элементами имитации. В обязанности преподавателя входят: оказание методической помощи и консультирование студентов по соответствующим темам курса. Активность на практических занятиях оценивается по следующим критериям: • Выполнение контрольных работ; • ответы на вопросы, предлагаемые преподавателем; • участие в дискуссиях; • участие в тренинге; • выступление с докладом. Доклады и оппонирование докладов проверяют степень владения теоретическим материалом, а также корректность и строгость рассуждений. Оценивание заданий, выполненных на практическом занятии, входит в накопленную оценку. Подготовка рефератов один из видов самостоятельной работы, в которой автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды не нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит проблемно-тематический характер. Правила оформления реферата. Объем реферата должен составлять до 15 страниц машинописного текста и обязательно включать: • Титульный лист • Содержание • Введение. Введение отражает осознание автором актуальности темы в современное время и различные направления работы современного научного общества по теме исследования с перечислением авторов • Основная часть реферата. Все главы работы должны быть логично взаимосвязаны. Все параграфы и подразделы работы должны быть подчинены главному направлению темы, органически связаны между собой и являться логическим продолжением один другого. Вместе с тем, каждая глава должна носить самостоятельный законченный характер. • Заключение. Все задачи, поставленные во введении должны найти отражение в заключении • Библиографический список (не менее 5 источников) включает в себя нормативно-правовые акты, специальную научную и учебную литературу, другие использованные материалы, и должен быть организован в соответствии с едиными требованиями библиографического описания произведений печати. При необходимости (по желанию студента) материал может содержать рисунки, таблицы. Реферат сдается студентом в назначенный преподавателем срок. При выставлении оценки за выполненный студентом реферат учитывается полнота раскрытия проблемы, сложность и доступность изложения, современная оценка проблемы, соответствие материала всем указанным пунктам плана, объем и количество использованной литературы, правильность оформления. Критерии оценивания рефератов приведены в разделе 2. Для правильного оформления реферата необходимо использовать пособие «Методические рекомендации по оформлению выпускных квалификационных работ» / Сост. Бобина И.В., Бородулина И.Д., Воронина И.Ю., Кудряшова И.В., Кучина Е.А., Сперанская Н.Ю., Соколова Г.Г., Филатова О.В., Шапетько Е.В. – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2018. – 78 с. Самостоятельная работа студента Для успешного усвоения курса необходимо вести активную самостоятельную работу. При самостоятельной проработке курса обучающиеся должны: • просматривать основные определения и факты; • повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной по данной теме литературы; • изучить рекомендованную основную и дополнительную литературу, составлять тезисы, аннотации и конспекты наиболее важных моментов; • готовиться к тестированию и контрольным работам, проводимым на практических занятиях; • самостоятельно подготовить доклады и анализ тренинга (работа обязательная для всех). • Практические задания выполняются по одной из тем (по выбору обучающегося). Отчет по составляется в свободной форме с указанием цели и задач, описания применяемых методов, достигнутых результатов и их обсуждения. Оценивание самостоятельной работы входит в накопленную оценку. Проведение зачета Во время зачета студенты получают билет, в котором содержится один вопрос. Вопросы составлены таким образом, что студент должен продемонстрировать не только конкретные знания по дисциплине, но и способность логически рассуждать, анализировать, обобщать материал. На подготовку отводится 15-20 мин. Оценивание происходит по бинарной системе с учетом работы обучающегося на практических занятиях и выполнения самостоятельной работы. Студент не может быть аттестован, если он не выполнил необходимые задания в течение семестра, не освоил темы и разделы курса и не набрал минимальное количество баллов по дисциплине - 50 баллов. Аттестация признается успешной, если набран обязательный минимум освоения учебного материала – не менее половины от максимального количества баллов (оценка «удовлетворительно» в традиционной шкале) по итогам всех видов учебных работ. Шкала» перевода баллов в традиционную оценку по дисциплине (с учетом соответствия традиционной системы оценок академической успеваемости и оценок ECTS) Традиционная оценка Баллы в стобалльной шкале (ECTS) 5 (отлично) зачет 86 – 100 баллов 4 (хорошо) зачет 76 – 85 баллов 3 (удовлетворительно) зачет 51 – 75 баллов 2 (неудовлетворительно) незачет менее 50 баллов Учащиеся, набравшие итоговую сумму баллов по рейтингу от 76% до 85% и от 86% до 100%, могут быть освобождены от зачета. Критерии оценивая ответа на зачете помещены в разделе 2. |