МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Зооресурсы и их рациональное использование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильБиоразнообразие и ресурсы животного мира
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Биоразн-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.б.н., Проф., Яныгина Любовь Васильевна

Рецензент(ы):
д.б.н., Профессор, Журавлев Валерий Борисович

Рабочая программа дисциплины
Зооресурсы и их рациональное использование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.04.01 БИОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015 г. № 1052)

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от г. №
Срок действия программы: уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра Александр Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Мацюра Александр Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины «Зооресурсы и их рациональное использование» – формирование у студентов знаний о системе сбора, анализа и обобщения информации о состоянии зоологических (в том числе и региональных) ресурсов и путях обеспечения их рационального, обратимого, воспроизводимого использования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов дисциплин (модулей), определяющих направленность (профиль) программы магистратуры
ПК-4 способностью генерировать новые идеи и методические решения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.концепции, теоретические подходы и направления современного инновационного менеджмента; теоретические основы ресурсоведения; современное состояние природных ресурсов мира, Российской Федерации и Сибири.
методы оценки природных ресурсов, пути сохранения и рационального использования ресурсов;
особенности пространственного распределения различных видов биоресурсов;
методы оценки природных ресурсов, пути сохранения и рационального использования биологических ресурсов; особенности пространственного распределения различных видов биологических ресурсов;
теоретические основы ресурсоведения; современное состояние природных ресурсов мира, Российской Федерации и Сибири;
3.2.Уметь:
3.2.1.Разрабатывать план мероприятий по эффективному использованию биологических; рассчитывать ущербы растительному и животному миру в результате хозяйственной деятельности;организовать проектную деятельность в лабораторных и полевых исследованиях;
проводить оценку продуктивности популяций ресурсных видов различного происхождения;
разрабатывать план мероприятий по эффективному использованию биологических ресурсов;
организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс, выстраивать отношения с коллегами и работать в команде;
рассчитывать ущербы растительному и животному миру в результате хозяйственной деятельности

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью использовать знания о биологических ресурсах в своей профессиональной и повседневной деятельности.
навыками поиска и использования бизнес-информации.
способностью планировать мероприятия по изучению биоресурсов; теоретическими основами дисциплины; понятийным аппаратом различных подходов навыками работы в профессиональных, в том числе предпринимательских коллективах.
способностью использовать знания о биологических ресурсах в своей профессиональной и повседневной деятельности.


4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Зооресурсы как объекты живой природы различного уровня организации
1.1. Цели, задачи и направления изучения биоресурсов. Биоресурсы как элемент биотических сообществ, место и роль их в экосистемах и биосфере. Лекции 1 2 Л1.6
1.2. Сравнительный анализ продуктивности ресурсных видов в различных экосистемах. Оценка продуктивности ресурсных сообществ в различных климатических зонах Лабораторные 1 6 ПК-1, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1
1.3. Морские и пресноводные биоресурсы мира. Оценка состояния рыбных ресурсов России. Сам. работа 1 18 ПК-1, ПК-4 Л1.1
1.4. Ресурсы растительного мира, определяющие разнообразие зооресурсов. Сам. работа 1 16 ПК-1, ПК-4
1.5. Ресурсы животного мира. Биоразнообразие ресурсов животного мира. Лабораторные 1 4 ПК-1, ПК-4
Раздел 2. Экологические основы рационального использования зоологических ресурсов. Оптимизация управления зооресурсами
2.1. Экологические основы рационального использования ресурсных видов и сообществ. Лекции 1 4 Л1.4, Л2.3
2.2. Методы контроля за состоянием ресурсных видов и сообществ. Лабораторные 1 6 ПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.7
2.3. Методы мониторинга, учета и и нвентаризации состояния ресурсных видов и сообществ. Сам. работа 1 22 ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.5
Раздел 3. Проблемы сохранения и воспроизводства зоооресурсов в условиях локальных и глобальных антропогенных изменений природной среды.
3.1. Законодательство РФ и мира в отношении охраны био- и зооресурсов Лекции 1 2
3.2. Методы сохранения и восстановления популяций ресурсных видов в экосистемах. Лабораторные 1 4 ПК-1, ПК-4 Л1.4, Л2.2, Л1.7
3.3. Методы оценки ущерба, наносимого биоресурсам в результате техногенных факторов. Лабораторные 1 4 ПК-1, ПК-4 Л1.3, Л2.4
3.4. Охраняемые и охотничье-промысловые территории Алтайского края. Сам. работа 1 20 ПК-1, ПК-4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ирисова Н.Л. Проблемы сохранения генофонда животных: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008 6
Л1.2 Козлов В.И., Никифоров-Никишин А.Л., Бородин А.Л. Аквакультура: учебник КолосС, 2013 www.studentlibrary.ru
Л1.3 Барышников Г. Я., Антюфеева Т. В., Коршунов Е. П., Крылатова А. Е. Охотничьи ресурсы Алтайского края и их рациональное использование: монография Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.4 Шамраев, А.В. Экологический мониторинг и экспертиза : учебное пособие Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2014 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=270263
Л1.5 Протасов, В.Ф. Экологические основы природопользования: : учебное пособие Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, , 2015 znanium.com
Л1.6 А.М. Русанов, М.А. Булгакова Современные проблемы экологии и природопользования: ОГУ, 2017 biblioclub.ru
Л1.7 Кузнецов Л.М., Шмыков А.Ю., Курочкин В.Е. Экологические основы природопользования: Учебник М : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бредихина О. В., Черкасова Л. Г. Методы исследования рыбы и рыбных продуктов: учебное пособие КолосС, 2013 www.studentlibrary.ru
Л2.2 А.Л. Новоселов, И.Ю. Новоселова Модели и методы принятия решений в природопользовании: учебное пособие М.: Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115170
Л2.3 Григорьев А.А., Касьянов Г.И. Введение в технологию отрасли. Технология рыбы и рыбных продуктов: учебное пособие КолосС, 2013 www.studentlibrary.ru
Л2.4 О. Н. Барышникова, Е. П. Крупочкин Разнообразие природной среды: факторы формирования и методы исследования: монография Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/);
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В курсе используются элементы балльно-рейтинговой системы согласно «Методическим рекомендациям…» (2014), принятым в Алтайском госуниверситете.
На дисциплину отводится 2 ZE (100 баллов.). Для получения зачета требуется набрать 50 баллов и выше. При соответствии темы ВКР тематике дисциплины, студент может получить баллы за деятельность, связанную с научной работой.

Виды контрольных объектов Начисление баллов
Учебная работа студента
Выполнение практического задания Выполнение задания на практическом занятии, участие в дискуссии, ответы на вопросы – до 3 баллов (максимум 30 баллов)
Выполнение контрольной работы До 10 баллов
оценка «отлично» – 10 баллов,
Оценка «хорошо» – 8 балла
Оценка «удовлетворительно» – 6 баллов
Оценка «неудовлетворительно» – 4 балла
Написание реферата (аналитического обзора) До 10 баллов
оценка «отлично» – 10 баллов,
Оценка «хорошо» – 8 баллов
Оценка «удовлетворительно» – 6 баллов
Оценка «неудовлетворительно» – 4 балла

Подготовка доклада:
с презентацией
без презентации
До 15 баллов
До 10 баллов
Устный (письменный) ответ на зачете До 30 баллов
оценка «отлично» – 30 баллов,
Оценка «хорошо» – 20 баллов
Оценка «удовлетворительно» –10 баллов
Оценка «неудовлетворительно» – 0 баллов

Практические занятия представляют собой детализацию теоретического материала, проводятся в целях закрепления курса и охватывают все основные разделы.
Основной формой проведения практических занятий является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по отдельным темам, разбор примеров и ситуаций в аудиторных условиях. По отдельным темам практикуется проведение тренинга, анализ видеоматериалов, демонстрация экспериментов для изучения рассудочной деятельности животных с элементами имитации. В обязанности преподавателя входят: оказание методической помощи и консультирование студентов по соответствующим темам курса.
Активность на практических занятиях оценивается по следующим критериям:
• Выполнение контрольных работ;
• ответы на вопросы, предлагаемые преподавателем;
• участие в дискуссиях;
• участие в тренинге;
• выступление с докладом.
Доклады и оппонирование докладов проверяют степень владения теоретическим материалом, а также корректность и строгость рассуждений.
Оценивание заданий, выполненных на практическом занятии, входит в накопленную оценку.
Подготовка рефератов один из видов самостоятельной работы, в которой автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды не нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит проблемно-тематический характер.
Правила оформления реферата. Объем реферата должен составлять до 15 страниц машинописного текста и обязательно включать:
• Титульный лист
• Содержание
• Введение. Введение отражает осознание автором актуальности темы в современное время и различные направления работы современного научного общества по теме исследования с перечислением авторов
• Основная часть реферата. Все главы работы должны быть логично взаимосвязаны. Все параграфы и подразделы работы должны быть подчинены главному направлению темы, органически связаны между собой и являться логическим продолжением один другого. Вместе с тем, каждая глава должна носить самостоятельный законченный характер.
• Заключение. Все задачи, поставленные во введении должны найти отражение в заключении
• Библиографический список (не менее 5 источников) включает в себя нормативно-правовые акты, специальную научную и учебную литературу, другие использованные материалы, и должен быть организован в соответствии с едиными требованиями библиографического описания произведений печати.
При необходимости (по желанию студента) материал может содержать рисунки, таблицы. Реферат сдается студентом в назначенный преподавателем срок.
При выставлении оценки за выполненный студентом реферат учитывается полнота раскрытия проблемы, сложность и доступность изложения, современная оценка проблемы, соответствие материала всем указанным пунктам плана, объем и количество использованной литературы, правильность оформления. Критерии оценивания рефератов приведены в разделе 2. Для правильного оформления реферата необходимо использовать пособие «Методические рекомендации по оформлению выпускных квалификационных работ» / Сост. Бобина И.В., Бородулина И.Д., Воронина И.Ю., Кудряшова И.В., Кучина Е.А., Сперанская Н.Ю., Соколова Г.Г., Филатова О.В., Шапетько Е.В. – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2018. – 78 с.

Самостоятельная работа студента
Для успешного усвоения курса необходимо вести активную самостоятельную работу. При самостоятельной проработке курса обучающиеся должны:
• просматривать основные определения и факты;
• повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной по данной теме литературы;
• изучить рекомендованную основную и дополнительную литературу, составлять тезисы, аннотации и конспекты наиболее важных моментов;
• готовиться к тестированию и контрольным работам, проводимым на практических занятиях;
• самостоятельно подготовить доклады и анализ тренинга (работа обязательная для всех).
• Практические задания выполняются по одной из тем (по выбору обучающегося). Отчет по составляется в свободной форме с указанием цели и задач, описания применяемых методов, достигнутых результатов и их обсуждения.
Оценивание самостоятельной работы входит в накопленную оценку.
Проведение зачета
Во время зачета студенты получают билет, в котором содержится один вопрос. Вопросы составлены таким образом, что студент должен продемонстрировать не только конкретные знания по дисциплине, но и способность логически рассуждать, анализировать, обобщать материал. На подготовку отводится 15-20 мин. Оценивание происходит по бинарной системе с учетом работы обучающегося на практических занятиях и выполнения самостоятельной работы.
Студент не может быть аттестован, если он не выполнил необходимые задания в течение семестра, не освоил темы и разделы курса и не набрал минимальное количество баллов по дисциплине - 50 баллов.
Аттестация признается успешной, если набран обязательный минимум освоения учебного материала – не менее половины от максимального количества баллов (оценка «удовлетворительно» в традиционной шкале) по итогам всех видов учебных работ.




Шкала» перевода баллов в традиционную оценку по дисциплине (с учетом соответствия традиционной системы оценок академической успеваемости и оценок ECTS)

Традиционная оценка Баллы в стобалльной шкале (ECTS)
5 (отлично) зачет 86 – 100 баллов
4 (хорошо) зачет 76 – 85 баллов
3 (удовлетворительно) зачет 51 – 75 баллов
2 (неудовлетворительно) незачет менее 50 баллов

Учащиеся, набравшие итоговую сумму баллов по рейтингу от 76% до 85% и от 86% до 100%, могут быть освобождены от зачета. Критерии оценивая ответа на зачете помещены в разделе 2.