Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка |
---|---|
Направление подготовки | 45.04.01. Филология |
Профиль | Русский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 45_04_01_РЯЛ-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 82 | 82 | 82 | 82 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ф.н. профессор Т.В. Чернышова
1.1. | Курс является дисциплиной по выбору основной профессиональной образовательной программы. Учебный курс нацелен на формирование и развитие комплексной практической компетенции на русском языке, представляющей собой совокупность знаний, умений, способностей личности, необходимых для чтения публицистической литературы и включающей умение выбрать, обработать, сохранить и передать общественно значимую информацию. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03 |
ОПК-4 | способностью демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии |
ПК-10 | способностью к созданию, редактированию, реферированию систематизированию и трансформации (например, изменению стиля, жанра, целевой принадлежности текста) всех типов текстов официально-делового и публицистического стиля |
ПК-11 | готовностью к планированию и осуществлению публичных выступлений, межличностной и массовой, в том числе межкультурной и межнациональной коммуникации с применением навыков ораторского искусства |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | лексико-грамматическую специфику публицистического стиля речи в его устной и письменной разновидностях. Имеет представление об особенностях функционирования системы литературного языка в публичной коммуникации |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - использовать систему предметных и языковых знаний для решения задач публичного общения; - давать оценку полученной информации, извлекать новую информацию из текстов публицистического стиля |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | публичных выступлений в актах межкультурной и межнациональной коммуникации |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Язык публицистического стиля | ||||||
1.1. | Синтаксис публицистического стиля речи | Лекции | 1 | 4 | ОПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Лексика современной публицистики | Лекции | 1 | 4 | ОПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Язык публицистического стиля | Сам. работа | 1 | 22 | ОПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Актуальные темы современной публицистики | ||||||
2.1. | Проблемы современных мегаполисов | Практические | 1 | 2 | ПК-10, ПК-11 | Л1.2, Л2.1 |
2.2. | Проблемы современных мегаполисов | Сам. работа | 1 | 10 | ПК-10, ПК-11 | Л1.2, Л2.1 |
2.3. | Проблемы миграции населения | Практические | 1 | 2 | ПК-10, ПК-11 | Л1.2, Л2.1 |
2.4. | Проблемы миграции населения | Сам. работа | 1 | 10 | ПК-10, ПК-11 | Л1.2, Л2.1 |
2.5. | Проблемы экологии | Практические | 1 | 2 | ПК-10, ПК-11 | Л1.2, Л2.1 |
2.6. | Проблемы экологии | Сам. работа | 1 | 10 | ПК-10, ПК-11 | Л1.2, Л2.1 |
2.7. | Проблемы демографии | Практические | 1 | 4 | ПК-10, ПК-11 | Л1.2, Л2.1 |
2.8. | Проблемы демографии | Сам. работа | 1 | 10 | ПК-10, ПК-11 | Л1.2, Л2.1 |
2.9. | Проблемы глобализации | Практические | 1 | 4 | ПК-10, ПК-11 | Л1.2, Л2.1 |
2.10. | Проблемы глобализации | Сам. работа | 1 | 10 | ПК-10, ПК-11 | Л1.2, Л2.1 |
2.11. | Социальная структура общества | Практические | 1 | 4 | ПК-10, ПК-11 | Л1.2, Л2.1 |
2.12. | Социальная структура общества | Сам. работа | 1 | 10 | ПК-10, ПК-11 | Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Тестовые задания с выбором правильного ответа 1. Сферой функционирования публицистического стиля не является … . -наука -образование -производство -личные отношения 2.Основной целью публицистического стиля является … . -сообщение фактов науки -обсуждение личных вопросов -сообщение общественно значимой информации -обсуждение мировых новостей 3.Публицистический стиль речи может проявляться в устной речи в форме … . -диалога в магазине -деловой встречи -лекции -выступления на митинге 4.Жанр публицистического стиля – … . -конспект -интервью -заявление -письмо 5.Публицистическому стилю речи не свойственна … . -эмоциональность -объективность -логичность -точность 6.В публицистическом стиле речи используются … . -термины -разговорные слова -слова-синонимы -многозначные слова 7.В публицистическом стиле речи преимущественно употребляются … предложения. -простые -сложные -неполные -вопросительные 8.Структура публицистической статьи … -всегда разная -похожа на сказку -обычно стандартная -состоит из двух частей 9.Экспрессивно окрашенная лексика и фразеология никогда не употребляются в … стилях. -публицистическом и научном -научном и официально-деловом -художественном и разговорном -публицистическом и разговорном 10.Схема текста тезис – аргументы – вывод характерна для … . -публицистического стиля -научного стиля -разговорной речи -официально-делового стиля 11.Для публицистического текста характерны словосочетания … . -густейший снег, предчувствие любви -методы исследования, прийти к выводу -действовать по инструкции, протокол заседания -лекционное занятие, аудитория 12. Речевыми средствами для ввода иллюстрации являются слова … . -таким образом -следовательно -так -итак |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Стрельчук Е.Н. | Русский язык и культура речи в иностранной аудитории: теория и практика. Учебное пособие: учебное пособие | М.: Флинта, 20116 // ЭБС «Лань», 2016 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Н. В. Баско | Обсуждаем глобальные проблемы, повторяем русскую грамматику: учеб. пособие по рус. яз. для иностр. учащихся | М.: Русский язык. Курсы, 2013 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Богомолов А.Н. | Новости из России. Русский язык в средствах массовой информации:: учебное пособие для изучающих русский язык как иностранный | М.: Русский язык. Курсы, 2012 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык» содержит нормативные документы по русскому языку, орфографический словарь, толковый словарь, словарь трудностей ударения и произношения, имен собственных. Статьи по разным разделам лингвистики. | www.gramota.ru | ||
Э2 | Информационно-справочная система «Корпус русского языка», основанная на собрании русских текстов в электронной форме (общим объемом более 500 млн. слов) Корпус предназначен для профессиональных лингвистов, преподавателей языка, школьников и студентов, иностранцев, изучающих русский язык. | www.ruscorpora.ru | ||
Э3 | Справочно-информационный Интернет-портал, содержащий наиболее популярные толковые и культурологические словари, снабженные системой интерактивного поиска | www.slovari.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MicrosoftWindows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Предусмотрено контрольное тестирование по каждому разделу курса. Тестирование проводится в аудитории под контролем преподавателя. К тестированию не допускаются студенты, не выполнившие задания обучающего характера. Итоговая аттестация осуществляется автоматически по результатам выполнения заданий, предусмотренных формами аттестации по разделам курса. - Аттестационные испытания проводятся преподавателем, ведущим лекционные занятия по данной дисциплине, или преподавателями, ведущими практические и лабораторные занятия (кроме устного экзамена). Присутствие посторонних лиц в ходе проведения аттестационных испытаний без разрешения ректора или проректора не допускается (за исключением работников университета, выполняющих контролирующие функции в соответствии со своими должностными обязанностями). В случае отсутствия ведущего преподавателя аттестационные испытания проводятся преподавателем, назначенным письменным распоряжением по кафедре (структурному подразделению). - Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, допускаются на аттестационные испытания в сопровождении ассистентов-сопровождающих. - Во время аттестационных испытаний обучающиеся могут пользоваться программой учебной дисциплины, а также с разрешения преподавателя справочной и нормативной литературой, калькуляторами. - Время подготовки ответа при сдаче зачета/экзамена в устной форме должно составлять не менее 40 минут (по желанию обучающегося ответ может быть досрочным). Время ответа – не более 15 минут. - При подготовке к устному экзамену экзаменуемый, как правило, ведет записи в листе устного ответа. - Оценка результатов устного аттестационного испытания объявляется обучающимся в день его проведения. При проведении письменных аттестационных испытаний или компьютерного тестирования – в день их проведения или не позднее следующего рабочего дня после их проведения. - Результаты выполнения аттестационных испытаний, проводимых в письменной форме, форме итоговой контрольной работы или компьютерного тестирования, должны быть объявлены обучающимся и выставлены в зачётные книжки не позднее следующего рабочего дня после их проведения. Зачет проводится в конце семестра. Зачет включает устранение задолженностей, возникших в результате неудовлетворительной аттестации по разделам курса. |