МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Публицистический стиль русского языка
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильРусский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_РЯЛ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 82
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 82 82 82 82
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Доронина С.В.

Рецензент(ы):
доктор филологических наук , профессор, Трубникова Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Публицистический стиль русского языка

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1299)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н. профессор Т.В. Чернышова

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ф.н. профессор Т.В. Чернышова

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Курс является дисциплиной по выбору основной профессиональной образовательной программы.
Учебный курс нацелен на формирование и развитие комплексной практической компетенции на русском языке, представляющей собой совокупность знаний, умений, способностей личности, необходимых для чтения публицистической литературы и включающей умение выбрать, обработать, сохранить и передать общественно значимую информацию.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4: способностью демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии
ПК-10: способностью к созданию, редактированию, реферированию систематизированию и трансформации (например, изменению стиля, жанра, целевой принадлежности текста) всех типов текстов официально-делового и публицистического стиля
ПК-11: готовностью к планированию и осуществлению публичных выступлений, межличностной и массовой, в том числе межкультурной и межнациональной коммуникации с применением навыков ораторского искусства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.лексико-грамматическую специфику публицистического стиля речи в его устной и письменной разновидностях. Имеет представление об особенностях функционирования системы литературного языка в публичной коммуникации
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать систему предметных и языковых знаний для решения задач публичного общения;
- давать оценку полученной информации, извлекать новую информацию из текстов публицистического стиля
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.публичных выступлений в актах межкультурной и межнациональной коммуникации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Язык публицистического стиля
1.1. Синтаксис публицистического стиля речи Лекции 1 4 ОПК-4, ПК-10 Л1.2, Л2.1
1.2. Лексика современной публицистики Лекции 1 4 ОПК-4, ПК-10 Л1.2, Л2.1
1.3. Язык публицистического стиля Сам. работа 1 22 ОПК-4, ПК-10 Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Актуальные темы современной публицистики
2.1. Проблемы современных мегаполисов Практические 1 2 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1
2.2. Проблемы современных мегаполисов Сам. работа 1 10 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1
2.3. Проблемы миграции населения Практические 1 2 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1
2.4. Проблемы миграции населения Сам. работа 1 10 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1
2.5. Проблемы экологии Практические 1 2 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1
2.6. Проблемы экологии Сам. работа 1 10 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1
2.7. Проблемы демографии Практические 1 4 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1
2.8. Проблемы демографии Сам. работа 1 10 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1
2.9. Проблемы глобализации Практические 1 4 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1
2.10. Проблемы глобализации Сам. работа 1 10 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1
2.11. Социальная структура общества Практические 1 4 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1
2.12. Социальная структура общества Сам. работа 1 10 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Тестовые задания с выбором правильного ответа

1. Сферой функционирования публицистического стиля не является … .
-наука
-образование
-производство
-личные отношения
2.Основной целью публицистического стиля является … .
-сообщение фактов науки
-обсуждение личных вопросов
-сообщение общественно значимой информации
-обсуждение мировых новостей
3.Публицистический стиль речи может проявляться в устной речи в форме … .
-диалога в магазине
-деловой встречи
-лекции
-выступления на митинге
4.Жанр публицистического стиля – … .
-конспект
-интервью
-заявление
-письмо
5.Публицистическому стилю речи не свойственна … .
-эмоциональность
-объективность
-логичность
-точность
6.В публицистическом стиле речи используются … .
-термины
-разговорные слова
-слова-синонимы
-многозначные слова
7.В публицистическом стиле речи преимущественно употребляются … предложения.
-простые
-сложные
-неполные
-вопросительные
8.Структура публицистической статьи …
-всегда разная
-похожа на сказку
-обычно стандартная
-состоит из двух частей
9.Экспрессивно окрашенная лексика и фразеология никогда не употребляются в … стилях.
-публицистическом и научном
-научном и официально-деловом
-художественном и разговорном
-публицистическом и разговорном
10.Схема текста тезис – аргументы – вывод характерна для … .
-публицистического стиля
-научного стиля
-разговорной речи
-официально-делового стиля
11.Для публицистического текста характерны словосочетания … .
-густейший снег, предчувствие любви
-методы исследования, прийти к выводу
-действовать по инструкции, протокол заседания
-лекционное занятие, аудитория
12. Речевыми средствами для ввода иллюстрации являются слова … .
-таким образом
-следовательно
-так
-итак
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
см. Приложения
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. В. Баско Обсуждаем глобальные проблемы, повторяем русскую грамматику: учеб. пособие по рус. яз. для иностр. учащихся М.: Русский язык. Курсы, 2013
Л1.2 Стрельчук Е.Н. Русский язык и культура речи в иностранной аудитории: теория и практика. Учебное пособие: учебное пособие М.: Флинта, 20116 // ЭБС «Лань», 2016 https://e.lanbook.com/book/84332
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Богомолов А.Н. Новости из России. Русский язык в средствах массовой информации:: учебное пособие для изучающих русский язык как иностранный М.: Русский язык. Курсы, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык» содержит нормативные документы по русскому языку, орфографический словарь, толковый словарь, словарь трудностей ударения и произношения, имен собственных. Статьи по разным разделам лингвистики. www.gramota.ru
Э2 Информационно-справочная система «Корпус русского языка», основанная на собрании русских текстов в электронной форме (общим объемом более 500 млн. слов) Корпус предназначен для профессиональных лингвистов, преподавателей языка, школьников и студентов, иностранцев, изучающих русский язык. www.ruscorpora.ru
Э3 Справочно-информационный Интернет-портал, содержащий наиболее популярные толковые и культурологические словари, снабженные системой интерактивного поиска www.slovari.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftWindows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Предусмотрено контрольное тестирование по каждому разделу курса. Тестирование проводится в аудитории под контролем преподавателя. К тестированию не допускаются студенты, не выполнившие задания обучающего характера.
Итоговая аттестация осуществляется автоматически по результатам выполнения заданий, предусмотренных формами аттестации по разделам курса.
- Аттестационные испытания проводятся преподавателем, ведущим лекционные занятия по данной дисциплине, или преподавателями, ведущими практические и лабораторные занятия (кроме устного экзамена). Присутствие посторонних лиц в ходе проведения аттестационных испытаний без разрешения ректора или проректора не допускается (за исключением работников университета, выполняющих контролирующие функции в соответствии со своими должностными обязанностями). В случае отсутствия ведущего преподавателя аттестационные испытания проводятся преподавателем, назначенным письменным распоряжением по кафедре (структурному подразделению).
- Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, допускаются на аттестационные испытания в сопровождении ассистентов-сопровождающих.
- Во время аттестационных испытаний обучающиеся могут пользоваться программой учебной дисциплины, а также с разрешения преподавателя справочной и нормативной литературой, калькуляторами.
- Время подготовки ответа при сдаче зачета/экзамена в устной форме должно составлять не менее 40 минут (по желанию обучающегося ответ может быть досрочным). Время ответа – не более 15 минут.
- При подготовке к устному экзамену экзаменуемый, как правило, ведет записи в листе устного ответа.
- Оценка результатов устного аттестационного испытания объявляется обучающимся в день его проведения. При проведении письменных аттестационных испытаний или компьютерного тестирования – в день их проведения или не позднее следующего рабочего дня после их проведения.
- Результаты выполнения аттестационных испытаний, проводимых в письменной форме, форме итоговой контрольной работы или компьютерного тестирования, должны быть объявлены обучающимся и выставлены в зачётные книжки не позднее следующего рабочего дня после их проведения.

Зачет проводится в конце семестра. Зачет включает устранение задолженностей, возникших в результате неудовлетворительной аттестации по разделам курса.