МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Публицистический стиль русского языка

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильРусский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_РЯЛ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 82
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 82 82 82 82
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Доронина С.В.

Рецензент(ы):
доктор филологических наук , профессор, Трубникова Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Публицистический стиль русского языка

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1299)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н. профессор Т.В. Чернышова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ф.н. профессор Т.В. Чернышова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Курс является дисциплиной по выбору основной профессиональной образовательной программы.
Учебный курс нацелен на формирование и развитие комплексной практической компетенции на русском языке, представляющей собой совокупность знаний, умений, способностей личности, необходимых для чтения публицистической литературы и включающей умение выбрать, обработать, сохранить и передать общественно значимую информацию.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии
ПК-10 способностью к созданию, редактированию, реферированию систематизированию и трансформации (например, изменению стиля, жанра, целевой принадлежности текста) всех типов текстов официально-делового и публицистического стиля
ПК-11 готовностью к планированию и осуществлению публичных выступлений, межличностной и массовой, в том числе межкультурной и межнациональной коммуникации с применением навыков ораторского искусства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.лексико-грамматическую специфику публицистического стиля речи в его устной и письменной разновидностях. Имеет представление об особенностях функционирования системы литературного языка в публичной коммуникации
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать систему предметных и языковых знаний для решения задач публичного общения;
- давать оценку полученной информации, извлекать новую информацию из текстов публицистического стиля
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.публичных выступлений в актах межкультурной и межнациональной коммуникации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Язык публицистического стиля
1.1. Синтаксис публицистического стиля речи Лекции 1 4 ОПК-4, ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.2. Лексика современной публицистики Лекции 1 4 ОПК-4, ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.3. Язык публицистического стиля Сам. работа 1 22 ОПК-4, ПК-10 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Актуальные темы современной публицистики
2.1. Проблемы современных мегаполисов Практические 1 2 ПК-10, ПК-11 Л1.2, Л2.1
2.2. Проблемы современных мегаполисов Сам. работа 1 10 ПК-10, ПК-11 Л1.2, Л2.1
2.3. Проблемы миграции населения Практические 1 2 ПК-10, ПК-11 Л1.2, Л2.1
2.4. Проблемы миграции населения Сам. работа 1 10 ПК-10, ПК-11 Л1.2, Л2.1
2.5. Проблемы экологии Практические 1 2 ПК-10, ПК-11 Л1.2, Л2.1
2.6. Проблемы экологии Сам. работа 1 10 ПК-10, ПК-11 Л1.2, Л2.1
2.7. Проблемы демографии Практические 1 4 ПК-10, ПК-11 Л1.2, Л2.1
2.8. Проблемы демографии Сам. работа 1 10 ПК-10, ПК-11 Л1.2, Л2.1
2.9. Проблемы глобализации Практические 1 4 ПК-10, ПК-11 Л1.2, Л2.1
2.10. Проблемы глобализации Сам. работа 1 10 ПК-10, ПК-11 Л1.2, Л2.1
2.11. Социальная структура общества Практические 1 4 ПК-10, ПК-11 Л1.2, Л2.1
2.12. Социальная структура общества Сам. работа 1 10 ПК-10, ПК-11 Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания с выбором правильного ответа

1. Сферой функционирования публицистического стиля не является … .
-наука
-образование
-производство
-личные отношения
2.Основной целью публицистического стиля является … .
-сообщение фактов науки
-обсуждение личных вопросов
-сообщение общественно значимой информации
-обсуждение мировых новостей
3.Публицистический стиль речи может проявляться в устной речи в форме … .
-диалога в магазине
-деловой встречи
-лекции
-выступления на митинге
4.Жанр публицистического стиля – … .
-конспект
-интервью
-заявление
-письмо
5.Публицистическому стилю речи не свойственна … .
-эмоциональность
-объективность
-логичность
-точность
6.В публицистическом стиле речи используются … .
-термины
-разговорные слова
-слова-синонимы
-многозначные слова
7.В публицистическом стиле речи преимущественно употребляются … предложения.
-простые
-сложные
-неполные
-вопросительные
8.Структура публицистической статьи …
-всегда разная
-похожа на сказку
-обычно стандартная
-состоит из двух частей
9.Экспрессивно окрашенная лексика и фразеология никогда не употребляются в … стилях.
-публицистическом и научном
-научном и официально-деловом
-художественном и разговорном
-публицистическом и разговорном
10.Схема текста тезис – аргументы – вывод характерна для … .
-публицистического стиля
-научного стиля
-разговорной речи
-официально-делового стиля
11.Для публицистического текста характерны словосочетания … .
-густейший снег, предчувствие любви
-методы исследования, прийти к выводу
-действовать по инструкции, протокол заседания
-лекционное занятие, аудитория
12. Речевыми средствами для ввода иллюстрации являются слова … .
-таким образом
-следовательно
-так
-итак
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Стрельчук Е.Н. Русский язык и культура речи в иностранной аудитории: теория и практика. Учебное пособие: учебное пособие М.: Флинта, 20116 // ЭБС «Лань», 2016 e.lanbook.com
Л1.2 Н. В. Баско Обсуждаем глобальные проблемы, повторяем русскую грамматику: учеб. пособие по рус. яз. для иностр. учащихся М.: Русский язык. Курсы, 2013
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Богомолов А.Н. Новости из России. Русский язык в средствах массовой информации:: учебное пособие для изучающих русский язык как иностранный М.: Русский язык. Курсы, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык» содержит нормативные документы по русскому языку, орфографический словарь, толковый словарь, словарь трудностей ударения и произношения, имен собственных. Статьи по разным разделам лингвистики. www.gramota.ru
Э2 Информационно-справочная система «Корпус русского языка», основанная на собрании русских текстов в электронной форме (общим объемом более 500 млн. слов) Корпус предназначен для профессиональных лингвистов, преподавателей языка, школьников и студентов, иностранцев, изучающих русский язык. www.ruscorpora.ru
Э3 Справочно-информационный Интернет-портал, содержащий наиболее популярные толковые и культурологические словари, снабженные системой интерактивного поиска www.slovari.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftWindows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Предусмотрено контрольное тестирование по каждому разделу курса. Тестирование проводится в аудитории под контролем преподавателя. К тестированию не допускаются студенты, не выполнившие задания обучающего характера.
Итоговая аттестация осуществляется автоматически по результатам выполнения заданий, предусмотренных формами аттестации по разделам курса.
- Аттестационные испытания проводятся преподавателем, ведущим лекционные занятия по данной дисциплине, или преподавателями, ведущими практические и лабораторные занятия (кроме устного экзамена). Присутствие посторонних лиц в ходе проведения аттестационных испытаний без разрешения ректора или проректора не допускается (за исключением работников университета, выполняющих контролирующие функции в соответствии со своими должностными обязанностями). В случае отсутствия ведущего преподавателя аттестационные испытания проводятся преподавателем, назначенным письменным распоряжением по кафедре (структурному подразделению).
- Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, допускаются на аттестационные испытания в сопровождении ассистентов-сопровождающих.
- Во время аттестационных испытаний обучающиеся могут пользоваться программой учебной дисциплины, а также с разрешения преподавателя справочной и нормативной литературой, калькуляторами.
- Время подготовки ответа при сдаче зачета/экзамена в устной форме должно составлять не менее 40 минут (по желанию обучающегося ответ может быть досрочным). Время ответа – не более 15 минут.
- При подготовке к устному экзамену экзаменуемый, как правило, ведет записи в листе устного ответа.
- Оценка результатов устного аттестационного испытания объявляется обучающимся в день его проведения. При проведении письменных аттестационных испытаний или компьютерного тестирования – в день их проведения или не позднее следующего рабочего дня после их проведения.
- Результаты выполнения аттестационных испытаний, проводимых в письменной форме, форме итоговой контрольной работы или компьютерного тестирования, должны быть объявлены обучающимся и выставлены в зачётные книжки не позднее следующего рабочего дня после их проведения.

Зачет проводится в конце семестра. Зачет включает устранение задолженностей, возникших в результате неудовлетворительной аттестации по разделам курса.