МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Риторика
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки37.05.01. Клиническая психология (специальность)
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 52
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 52 26 52 26
Итого 72 46 72 46

Программу составил(и):
д.филол.н., зав.каф., Чернышова Т.В.

Рецензент(ы):
к.филол.н., доцент, Качесова И.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Риторика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.01 КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (приказ Минобрнауки России от 12.09.2016г. №1181)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 06.07.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Т.В. Чернышова

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 06.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Т.В. Чернышова

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - знакомство студентов с основами классической риторики как искусства красноречия и основами агональной риторики как искусства управления человеческим поведением;изучение принципов и правил построения письменного и устного текста с целью эффективного речевого воздействия.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2: готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности
ПК-4: способностью обрабатывать и анализировать данные психодиагностического обследования пациента, формулировать развернутое структурированное психологическое заключение, информировать пациента (клиента) и медицинский персонал (заказчика услуг) о результатах диагностики и предлагаемых рекомендациях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые основы коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
3.2.Уметь:
3.2.1.пользоваться базовыми принципами построения устной и письменной речи речью для решения профессиональных задач и общения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.базове навыки основ коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы классической риторики
1.1. Классическая риторика как исскуство создания и произнесения речи Лекции 1 2 Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Текст как запечатленная речь. Правила и нормы построения письменной и устной речи. Лекции 1 2 Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Нормы современной русской речи. Понятие об аномалиях Практические 1 2 Л2.1
1.4. Текст как запечатленная мысль. Структурно-логические основы построения текста. Законы формальной логики Лекции 1 2 Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Законы формальной логики Практические 1 2 Л2.1
1.6. Основы классической риторики Сам. работа 1 26 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Основы агональной (живой)риторики
2.1. Основы агональной риторики(психологические и логические основы) Лекции 1 4 Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Психологические, логические и лингвистические основы агональной риторики Практические 1 2 Л2.1
2.3. Основы агональной риторики Лекции 1 4 Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Основы агональной риторики (лингвистические основы) Сам. работа 1 0 Л2.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. прикрепленный файл
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. прикрепленный файл
5.3. Фонд оценочных средств
См. прикрепленный файл
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 АлтГУ Теория текста. Теория аргументации. Риторика: хрестоматия Барнаул: [Изд-во АлтГУ], 2003
Л1.2 Александров Д.Н. Риторика: учеб. пособие М.: Флинта, 2018 http://znanium.com/bookread2.php?book=495849&spec=1 http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=84557 https://e.lanbook.com/book/109517
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Стернин И.А. Практическая риторика: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2008
Л2.2 Александров, Д.Н. Риторика, или Русское красноречие: учебное пособие Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117682
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Национальный корпус русского языка – www.ruscorpora.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ру» - www.gramota.ru Поисковая система google - www.google.ru Российская коммуникативная ассоциация (РКА) - www.russcomm.ru Издательство «Лань»: http://e.lanbook.com/ Университетская библиотека: http://www.biblioclub.ru/ www.rsl.ru - сайт Российской государственной библиотеки vak.ed.gov.ru - сайт Высшей аттестационной комиссии
Э2 Национальный корпус русского языка – www.ruscorpora.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ру» - www.gramota.ru Поисковая система google - www.google.ru Российская коммуникативная ассоциация (РКА) - www.russcomm.ru Издательство «Лань»: http://e.lanbook.com/ Университетская библиотека: http://www.biblioclub.ru/ www.rsl.ru - сайт Российской государственной библиотеки vak.ed.gov.ru - сайт Высшей аттестационной комиссии
Э3 риторика https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=390
6.3. Перечень программного обеспечения
Стандартный пакет ПО для вузов
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Национальный корпус русского языка – www.ruscorpora.ru
Справочно-информационный портал «Грамота.ру» - www.gramota.ru
Поисковая система google - www.google.ru
Российская коммуникативная ассоциация (РКА) - www.russcomm.ru
Издательство «Лань»: http://e.lanbook.com/
Университетская библиотека: http://www.biblioclub.ru/
www.rsl.ru - сайт Российской государственной библиотеки
vak.ed.gov.ru - сайт Высшей аттестационной комиссии

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение курса предполагает систему лабораторных занятий, в ходе которых студенты отрабатывают навыки речевого общения, нормы и правила устного и письменного речевого общения, письменные навыки построения текста на основе языковых и формально-логических, композиционных и смысловых аспектов текста.
В ходе освоения курса студентам предлагаются следующие виды занятий:
1) практические задания по освоению речевых навыков и навыков смыслового, структурно-логического и композиционного анализа текста;
2) реферирование научных текстов по проблемам риторики;
3) выступление на лабораторном занятии с сообщением по теме реферируемой работы;
4) зачетные и самостоятельные работы по осваиваемым темам.
Зачет проводится в форме устного опроса и в виде итогового теста.