МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Риторика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_03_01_История-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Качесова И.Ю.

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент, Доронина С.В.

Рабочая программа дисциплины
Риторика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 ИСТОРИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №950)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 06.07.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., проф. Чернышова Т.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 06.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ф.н., проф. Чернышова Т.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины «Риторика» является подготовка студентов к эффективной риторической деятельности в сфере профессиональной коммуникации

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории
ПК-5 способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
ПК-8 способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые основы риторической коммуникации в устной и письменной формах для решения задач по оформлению научных результатов в области всеобщей и отечественной истории.
3.2.Уметь:
3.2.1.пользоваться базовыми принципами риторической коммуникации для оформления результатов научных исследований в области всеобщей и отечественной истории.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.базовыми навыками выстраивания риторической коммуникации для оформления результатов научных исследований в области всеобщей и отечественной истории.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Античная риторическая традиция
1.1. Античная риторика и неориторика Практические 2 6 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.2. Сам. работа 2 6 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Основные категории риторики
2.1. Основные категории риторики Практические 2 6 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1
2.2. Сам. работа 2 12 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Традиционное учение об идеоречевом цикле
3.1. Традиционное учение об идеоречевом цикле Практические 2 8 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1
3.2. Сам. работа 2 18 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Национальные риторические школы в ХХ в.
4.1. Национальные риторические школы в ХХ в. Практические 2 6 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Современный научный текст : основы построения в аспекте риторики
5.1. Современный научный текст : основы построения в аспекте риторики Практические 2 10 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1
5.2. Сам. работа 2 36 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Вопросы к зачету (экзамену):
1.Основные разделы риторики.
2.Основные категории риторики.
3. Общие и частные риторики.
4.Виды красноречия.
5.Убеждающая речь.
6.Целевые установки речи.
7. Участники и компоненты убеждающей речи.
8.Отбор компонентов для содержания речи.
9.Этапы формирования содержания речи.
10. Виды материала в составе сообщения: эмпирический, энциклопедический, компаративный.
11.Тема и доводы.
12. Риторика как научная дисциплина.
13.Риторическая модель коммуникации.
14.Говорящий как субъект риторической коммуникации
15..Целевая аудитория как субъект риторической коммуникации.
16. Понятие о фигуре. Общие принципы классификации фигур.
17.Понятие о тропе.
18.Общие принципы классификации тропов.
19.Понятие о выразительности.
20.Усиление выразительности.
21.Выражение экспрессии.
22. Система жанров в риторике.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Особенности античного риторического канона.
2. Риторическая концепция Сократа.
3. Риторическая концепция Платона.
4. Риторическая концепция Аристотеля.
5. Риторическая концепция Квинтилиана.
6. Античный риторический канон и неориторика.
7. Риторический канон эпохи средневековья и Возрождения.
8. Трансформации убеждающей концепции Аристотеля в неориторику.
9. Динамическая концепция Квинтилиана.
10. Вербальная коммуникация.
11. Семиотика. Синтактика, семантика, прагматика.
12. Средства коммуникации. Место естественного языка среди других знаковых систем.
13. Соотношение «язык» - «речь». Речевое общение как способ коммуникации.
14. Функции речи.
15. Речь как способ передачи информации.
16. Модель речевой коммуникации. Компоненты модели речевой коммуникации.
17. Формы речевой коммуникации.
18. Диалог как форма речевой коммуникации.
19. Монолог как форма речевой коммуникации.
20. Устная и письменная речевая коммуникация.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
в прилагаемом файле

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Александров Д.Н. Риторика: учеб. пособие М.: Флинта, 2018 http://znanium.com/bookread2.php?book=495849&spec=1 http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=84557 https://e.lanbook.com/book/109517
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред. А.А. Чувакина Основы общей риторики : учеб. пособие для вузов Барнаул : Изд-во АГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)

6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Контактная работа с преподавателем и самостоятельная работа студента ставят своей целью приобретение целостной картины по освоению учебной дисциплины. К услугам студента лекционный курс, учебники, учебные пособия, дополнительная литература, задания для самостоятельной работы, задания к практическим занятиям, изучение понятийного аппарата по курсу.